Смотр знаний в 5 классе по теме «Десятичные дроби»
план-конспект урока (алгебра, 5 класс) по теме

Егорова Ольга Петровна

Вопросы для подготовки 

  1. Какая дробь называется десятичной?
  2. Как сравнивать десятичные дроби?
  3. Сформулируйте правило сложения десятичных дробей.

4. Сформулируйте правило вычитания    десятичных дробей.

  1. Как умножить десятичные дроби?
  2. Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 ?

7. Как умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01;   0,001 ?

8. Как разделить десятичную дробь на натуральное  число?   

9. Сформулируйте правило деления десятичных дробей

10. Как разделить десятичную дробь    на 10, 100, 1000 ?

  1. Как разделить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 ?    
  2. Что такое процент?
  3. Как найти процент от числа и число по его проценту?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smotr-znanii.doc260 КБ
Office presentation icon desyatichnye_drobi.ppt296 КБ

Предварительный просмотр:

Смотр знаний  в 5 классе

по теме  «Десятичные дроби»

Цель урока:

- Знать правила  и производить арифметические действия над десятичными дробями;

- развивать смекалку, сообразительность и творческую активность учащихся 

Задачи:

- обучающие: выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по теме «Десятичные дроби»;

- развивающие: развитие мышления учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, развитие самостоятельности и речи;
-
воспитательные: развивать  познавательный  интерес школьников, создавать условия для формирования коммуникативной культуры.

Ход урока:

I. Организационный момент

– Здравствуйте дети, присаживайтесь. Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с таких слов:

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает,

 Тот вечно хнычет и скучает.

Сегодня на уроке, ребята, нам предстоит выполнить серьёзную работу. Вам предоставляется возможность показать свои знания и умения. От вас потребуется усидчивость, стремление, внимание, последовательность и правильность выполнения заданий.

II. Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учебной деятельности. 

Отгадайте ребус: Это будет  темой нашего урока:

                                           Дробь.

Да, сегодня мы проведем  «Смотр знаний  по теме «Десятичные дроби».

Девиз урока: «Знание имей отличные по теме: «Дроби десятичные».

III .  Этап  воспроизведения и коррекции опорных знаний.

Решение любой достаточно трудной задачи      требует напряженного труда,   воспитывает волю, упорство,     развивает любознательность, смекалку.  Проверим?

  1. Забавные неравенства:

а) 32+18 =  5 ; б) 3 + 108 = 408; в) 42 + 17 = 212; г) 736 – 336 = 4; д) 63 – 27 = 603; е) 57 – 4 = 17.

В математике от положения запятой  зависит  верность или неверность ответа.

2. Расшифруйте имя и фамилию великого математика, расположив числа:

1) в порядке возрастания: 3,02 –О; 2,23 -И ; 3,2 –Н; 2,3- М; 2,03 –С.

  2) в порядке убывания: 7,07- И; 7,77- С; 7,077 –В; 7,707 –Т; 7 –Н; 7,7- Е.

Историческая справка.

К десятичным дробям математики пришли в разные времена в Азии и Европе. Целую часть от дробной  в Китае отделяли особым знаком «дянь» (точка). В Англии в качестве знака, отделяющего целую часть от дробной, была введена точка, которая до сих пор сохраняется в этой роли в США, Англии и в других странах. Запятая, как и точка, была предложена в 1616 – 1617г.  знаменитым английским математиком Джоном Непером. Большое внимание десятичным дробям уделял среднеазиатский ученый Ал – Каши. В Европе дроби были открыты нидерландским математиком и инженером Симоном Стевином, который для отделения целой части от дробной ставил нуль в кружочке.  Он описал десятичные дроби, их применение в денежной системе, в мерах весов и длин.

В России впервые изложил учение о десятичных дробях Леонтий Магницкий в своей «Арифметике»

 ( 1703 г.). В нашей стране десятичные дроби применяются чаще, чем обыкновенные в сельском хозяйстве и промышленности.

3.Составьте фразу французского математика Р. Декарта.

0,5*4

0,42:0,07

4,15+0,85

100*0,01

 8,16-1,16

1 6* 0,5

0,3:0,1

4,08:1,02

1.-ум, 4. - применять 7.-главное-  2.-мало

5. – хороший  8. –хорошо 3. –его  6.- иметь

 «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять».

IV. Этап обобщения и систематизации знаний.

 

  1. Вопросы для подготовки  ( вывешиваются заранее)
  1. Какая дробь называется десятичной?
  2. Как сравнивать десятичные дроби?
  3. Сформулируйте правило сложения десятичных дробей.

4. Сформулируйте правило вычитания    десятичных дробей.

  1. Как умножить десятичные дроби?
  2. Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 ?

7. Как умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01;   0,001 ?

8. Как разделить десятичную дробь на натуральное  число?    

9. Сформулируйте правило деления десятичных дробей

10. Как разделить десятичную дробь    на 10, 100, 1000 ?

  1. Как разделить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 ?    
  2. Что такое процент?
  3. Как найти процент от числа и число по его проценту?

  1. Умение мыслить вам поможет установить закономерность  и найти  пропущенное число

3,2

5,1

1,9

 2,6

4,5

0,8

1,5

2,3

1,7

3,2


  1. Найдите ошибку

 0,134 * 100 = 134; б)16,12 : 4 = 4, 3; в)1,06 + 0,4 = 1,1; г)5,72 – 0,2 = 5,7.

  1.  Заполните пустые клеточки так, чтобы получилась верная запись

*,62 ≈ 5

*,*35 ≈ 6,8

*, 26 ≈  8

*,**3 ≈9,35

*,* 53 ≈ 7,2

*, * * 5 ≈  4,24

  1. Вставьте в пустые клетки такие соседние натуральные числа, чтобы между ними находилось число:

а)         < 5,1 <          ;   б)         < 6,32 <              в)          < 9,999,1 <              

  1. Решите уравнения:

 6,7 – х = 2,8;   у – 2,7 = 3,4;  z + 3,8 = 8;    15,4 + c = 15,46

  1. Заполните таблицу:

Дробь

1/2

1/10

Десятичная дробь

0,05

0,5

Проценты

20%

100%

1%

Физминутка

Поднимает руки класс – это «раз»

Повернулась голова – это «два»

Руки вниз, вперед смотри – это «три»

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»

С силой их к плечам прижать – это «пять»

Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

V. Этап проверки знаний учащихся.

1. Тест №1:

1) Запиши в виде десятичных дробей

а) 7 целых 8 десятых

1) 7,08; 2) 7,8;  3) 78

б) 5 целых 45 сотых

1) 5,45; 2) 5,045; 3 )54,5

в) 0 целых 6 тысячных

1) 0,6;  2) 0.06;  3) 0.006

г) 19 целых 24 десятитысячных

1)19,24; 2)19,0024; 3)19,024

2) Сравните дроби

а) 85,09 и 67,99

1)   >;  2) <;  3) =

б) 55,7 и 55,7000

1)   >;  2) <;  3) =

в) 0,5 и 0,724

1)   >;  2) <;  3) =

г) 0,0025 и 0,00247

1)   >;  2) <;  3) =

3) Найдите сумму:

а) 5,9 + 1,6

1) 75, 2) 6,15;  3) 7,5

б) 8,3 + 0,8

1)8,11 ;  2)9,1 ;  3)91

в) 8,9 + 4

1)12,9 ;  2)8.13 ;  3) 9.3

г) 5,7 + 3,28

1) 8,35;  2)8,98 ;  3) 3.85

д) 10,09 + 0,308

1) 10,37;  2)10,398;  3)11,28

4) Найдите разность:

а) 4,7 - 2,8

1) 2,1;  2)1.9 ;  3) 2.9

б) 3 -2,4

1) 0,6;  2) 2,1;  3) 1,4

в) 6,5 - 4,837

1) 1,737; 2)4,772 ;  3) 1,663

г) 17 - 0,87

1)16,03 ; 2) 16,13;  3) 17,87

д) 45,6 - 13

1) 44,33; 2) 45.53 ;  3) 32.6

2.     Игровое задание «Умножение десятичных дробей»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22/113967/?interface=catalog&class=47&subject=16

3. Зачеркните в таблице буквы, соответствующие найденным ответам. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать слово, которое будет вам наградой.

37,85:0,1;  37,85:0,01;  37,85:0,001;  3,875 : 0,001;  42,396 : 0,001;  10 : 0,001

                

3,785

37850

3875

0,3875

42396

378,41

378,5

М

А

Ж

О

Б

Л

В

4,23

10000

0,38

3,7851

36,4

47,81

О

З

Д

К

Е

Ц

 (Если выполнено верно, то получится слово «молодец»).

VI. Домашнее задание

Подготовиться к итоговой  контрольной работе

VII. Итог урока

И так  закончился урок,

     И подвести  пора итог.

    Кто же лучше всех трудился

    На уроке отличился?

-Что понравилось на уроке?

-Что вызвало затруднение?

-За что можете себя похвалить?

А завершить урок я хотела бы небольшим стихотворением:

Дроби всякие нужны, дроби разные важны.

Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.

Если будешь дроби знать, точно смысл их понимать,

Станет легкой даже трудная задача.

Спасибо за урок!

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ СОШ с.Галахово История возникновения десятичных дробей Егорова Ольга Петровна учитель математики, первая квалификационная категория

Слайд 2

« Без знания дробей никто не может признаваться сведующим в математике». Марк Туллий Цицерон

Слайд 3

История возникновения десятичных дробей Происхождение десятичных дробей Распространение десятичных дробей Применение десятичных дробей Значение десятичных дробей

Слайд 4

Происхождение десятичных дробей В XV веке, в Узбекистане, вблизи города Самарканда жил математик и астроном Джемшид Гиясэддин ал-Каши. Он наблюдал за движением звезд, планет и Солнца, в этой работе ему необходимы были десятичные дроби. Ал-Каши написал книгу "Ключ к арифметике", в которой он показал запись дроби в одну строку числами в десятичной системе и дал правила действия с ними. Ученый пользовался несколькими способами написания дроби: то он применял вертикальную черту, то чернила черного и красного цветов. Но этот труд до европейских ученых своевременно не дошел.

Слайд 5

Происхождение десятичных дробей В 1585 г., независимо от ал-Каши, фламандский ученый Симон Стевин (1548-1620) сделал важное открытие, о чем написал в своей книге "Десятая" . Эта маленькая работа (всего 7 страниц) содержала объяснение записи и правил действий с десятичными дробями. Он писал цифры дробного числа в одну строку с цифрами целого числа, при этом нумеруя их. Например, число 12,761 записывалось так: 12076112 или число 0,3752 записывалось так: 3752. Именно Стевина и считают изобретателем десятичных дробей.

Слайд 6

Распространение десятичных дробей. В начале хх века начинается быстрое распространение десятичных дробей в Европе .В Англии в качестве знака , отделяющего целую часть от дробной , была введена точка , которая до сих пор сохраняется в этой роли в США, Англии и других странах. Запятая, как точка ,была предложена в 1616-1617 годах знаменитым английским математиком Джоном Непером. В странах, где говорят по-английски (Англия, США, Канада и др.), и сейчас вместо запятой пишут точку, например: 2.3 и читают: два точка три. В России учение о десятичных дробях впервые изложил в своей «Арифметике» Леонтий Магницкий (1703г.).

Слайд 7

ПРИМЕНЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ. Широчайшее применение десятичные дроби получили в нашей стране в 19в.,после введения метрической системы мер и весов. В сельском хозяйстве и промышленности нашей страны десятичные дроби применяются чаще, чем обыкновенные дроби. В жизни без десятичных дробей не может обойтись ни одна сфера деятельности.

Слайд 8

«С их помощью» строят дома, возводят мосты, лечат людей, измеряют время. В спортивных состязаниях решающую роль играют, порой, сотые доли секунды. Значение десятичных дробей в жизни велико

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок «Математика –информатика» в 5 классе на тему: «Десятичные дроби»

Урок строится по классической методике, не противопоставляется ей, а дополняется. Использование предлагаемой презентации на уроке позволяет сократить время на усвоение нового материала за счёт больше...

открытый урок для 5 класса по теме "десятичные дроби"

урок - обобшение пройденного материала...

Интегрированный урок «Математика –информатика» в 5 классе на тему: «Десятичные дроби»

Урок строится по классической методике, не противопоставляется ей, а дополняется. Использование предлагаемой презентации на уроке позволяет сократить время на усвоение нового материала за счёт больше...

Смотр знаний в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Проверка знаний учеников 5 класса по теме "Десятичные  дроби"....

Компьютерное сопровождение к урокам математики 5 класса по теме "Десятичные дроби".

Данная презентация может использаваться на нескольких уроках по темам:ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.ДЕСЯТИЧНАЯ ЗАПИСЬ ДРОБНЫХ ЧИСЕЛ.СРАВНЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ.СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ.ПРИБЛИЖЕНН...

Дидактическая игра по математике в 5 классе на тему "Десятичные дроби".

Дидактическая игра по математике в 5 классе на тему "Десятичные дроби"....

Презентация открытого урока по математике в 5 классе по теме "Десятичные дроби"

Презентация открытого урока по математике для 5 класса  по теме "Десятичные дроби". В помощь учителю математики....