Технология проблемного обучения на примерах уроков разных типов
консультация по алгебре по теме

Казарцева Любовь Фёдоровна

Технология проблемного обучения на примерах уроков разных типов

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Т Т ехнология проблемного обучения на примерах уроков разных типов Работу выполнила слушательница курсов № 81 Казарцева Л.Ф. Волгоград 2012г.

Слайд 2

Технология проблемного обучения на примерах уроков разных типов Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Творческие способности реализуются через проблемную деятельность .

Слайд 3

Сущность этого метода в том, что он обеспечивает включение учеников в решение волнующей их проблемы. Необходимо создать проблемную ситуацию - определённое психическое состояние или интеллектуальное затруднение, возникающее при невозможности объяснить явление, факт, процесс с помощью известных знаний или выполнить необходимое действие известным способом

Слайд 4

Выделяют три вида проблемного обучения по типу реализуемой творческой деятельности: научное творчество; практическое творчество; художественное творчество

Слайд 5

Проблемные ситуации как основа проблемного обучения 1. Метод монологического изложения 2. Рассуждающий метод обучения 3. Диалогический метод изложения 4. Эвристический метод изложения 5. Исследовательский метод 6. Метод программированных заданий

Слайд 6

Э тап ы поисковой деятельности : возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы; выдвижение предположений и обоснование гипотезы; доказательство гипотезы; проверка правильности решения проблемы

Слайд 7

1. Тема урока : Деление обыкновенных дробей (фрагмент урок математики в 6 классе ). . Тип урока : Урок освоения новых знаний и способов действия (урок открытия новых знаний) Цель урока : Овладение умениями деления ( делить) обыкновенных дробей и применения их на практике Класс: 19 учащихся, средний уровень способностей. Один ученик занимается на «отл.», 6 чел. на «хорошо». В предметной сфере класс имеет опыт решения учебно-познавательных задач Задачи: Организовать самостоятельную и поисковую деятельность учащихся для вывода правила деления обыкновенных дробей и понимание его через применение. Продолжить способствовать развитию умений сравнивать, анализировать, делать выводы. Продолжить воспитание самостоятельности, умения слушать других

Слайд 8

Тема урока : Деление обыкновенных дробей Актуализация прежних знаний учащихся Воспроизведение и применение знаний по темам: «Умножение десятичных дробей» и « Взаимно обратные числа» 1. Правила умножения обыкновенных дробей, определение взаимно обратных чисел с собственными примерами. 2. Устный счёт: Нахождение взаимно обратных чисел, решение уравнений вида: 3/4х=1, 0,8а=1, 5 1/6к = 1; с/р -применение умножения дробей при решении задачи, в ходе которой надо решить уравнение ¼* х = 3/4

Слайд 9

Постановка проблемы х = 2/7 : 1/7 Дети: Это деление, а мы умеем только складывать, вычитать и умножать обыкновенные дроби Учитель: Итак, ребята, какая тема нашего урока? Дети… Какие поставим задачи? Дети.. Запись на доске: 1… 2… 3….

Слайд 10

Разрешение проблемы х=3\4:1\4 Предложения: 1)Перевод в десятичные 2)Подбор 3)Схема 4) Умножение обеих частей равенства на число, взаимно обратное делимому для того, чтобы выделить х в левой части уравнения Исследуем все способы, дети высказывают своё мнение , какой лучше, идут решать понравившимся способом: 1/7х = 2/5 423/758 х = 114 /517, вместе приходим к мнению, что последний способ универсальнее. Что же нам поможет разрешить нашу задачу?

Слайд 11

х = ¾: ¼ х = 1 /4х*4/1х = ¾*4/1 х =3 Пришли к мнению, что поможет нам решить проблему умножение обеих частей уравнения на число, взаимно обратное первому множителю Что общего у строчек Чем они отличаются? Что же нам поможет решить задачу? Как найти число обратное данному? Так как разделить одну дробь на другую? Вывод правила Что мы сначала делали? Что после этого Алгоритм на доске 1. 2. Вернёмся к нашему решению

Слайд 12

Рассмотрим № 633( кстати это д/з) , Что общего и что разного у заданий этого номера? Дети: Учитель: Достаточно ли нам нашего алгоритма , чтобы решить эти задания Дети: …. Учитель: попробуйте в своих группах попытаться дополнить первый алгоритм Дети приводят свои алгоритмы , выбираем лучший, обосновывая этот выбор Рефлексия 1.Какую задачу мы поставили в начале урока? Разрешили ли мы эту задачу? Сейчас проверим. Работа в группах Анализируем 2. Оцените своё участие в процентах Обращаемся к учебнику, читаем правило, проговариваем друг другу

Слайд 13

5.Тема урока: Вероятность ( фрагмент урока алгебры в 9 классе ) Беседа учителя: (предваряющая) Не очень давно тема «вероятность» введена для школьного изучения, считается, что она актуальна в наши дни, особенно для молодёжи . Как вы считаете, почему? Ответы учеников Хорошо, помогу вам немного (Предъявляю слайд) Тип урока : Урок применения знаний . Цель урока: Применение знаний и умений при решении практических задач Задачи: Сформировать умения применять свои знания по теме «Вероятность» в практическим ситуациях , оценке и выходу из нестандартных негативных ситуаций развитие; продолжать формирование умений сравнивать, выявлять закономерности, делать выводы; продолжить воспитание такого нравственного качества - как ответственность за свои поступки . Проблема : Перед вами 13 социальных пороков человека, но мне кажется, что самый распространенный тип зависимости среди молодежи здесь не назван. Назовите его (предъявление слайда )

Слайд 14

Пороки мира взрослых 1 3 пороков Какого нет? «Алкоголизм» «Война» «Воровство» «Лженауки» «Садизм» «Невежество» «Нищета» «Эксплуатация детского труда» «Равнодушие» «Проституция» «Наркомания» «Пропаганда насилия»

Слайд 15

Проблема Проблема: Перед вами 13 социальных пороков человека, но мне кажется, что самый распространенный тип зависимости среди молодежи здесь не назван. Назовите его. Ученики называют (если нет- продолжаю: недавно я наблюдала лохотронщиков на автовокзале – снова преграждают путь, хватают за рукава, ничего не боятся. И что самое ужасное, некоторые соглашаются сыграть! И, конечно, проигрывают!

Слайд 16

Вот эта игра: 6 кубиков, на каждой грани – числа от 1 до 6. Сумма выпавших чисел суммируется. Если выпадет от 6 очков до 15 или от 30 до 36 очков – большой выигрыш, а если от 15 до 30 очков – проигрыш . Как утверждают организаторы игры, вероятность выигрыша 50 на 50. Подумайте, стали бы вы играть в эту игру? ( Точно известно: сумма очков из середины ряда 6-36 выпадает чаще ) А поменяв условия выигрыша и проигрыша наоборот? Что вам помогло прийти к такому выводу? Ученики: знание законов теории вероятности

Слайд 17

Способна ли теория вероятностей помочь в игре Вас может заинтересовать, способна ли теория вероятностей помочь в игре в залах игровых автоматов? (Слушаю учеников) Справка спецотдела УВД: В течение дня администрация любого зала может не один раз перепрограммировать автоматы в зависимости от того, как складывается день, чтобы быть в выигрыше. Так что, иногда и теория вероятностей здесь не поможет. Какие есть еще вопросы? (Если вопросы есть, учитель отвечает, если нет, продолжает вести урок).

Слайд 18

Клиник, лечащих от «азартной» зависимости, у нас в стране нет Азартные игры – то же самое, что наркотическая или алкогольная зависимости: вылечиться от этого нельзя, можно только бросить и больше никогда не притрагиваться. Правда, наркомана или алкоголика можно определить в соответствующую клинику. А вот клиник, лечащих от "азартной" зависимости, у нас в стране нет. Если, в первую очередь, молодежь не выберет другие интересы, другую мораль, то наша страна обречена стать государством одержимых азартом «легкой» наживы. Так что, играть или не играть и во что играть – решайте сами!

Слайд 19

2.Тема урока: Решение квадратных уравнений ( фрагмент урока алгебры в 8 классе ) Тип урока : Урок обобщения и систематизации знаний Цель: Обобщить способы , методы, решения квадратных уравнений, приёмы рационализации. Задачи : повторить, обобщить знания по теме «Квадратные уравнения», самим учащимся «открыть зависимость между корнями и коэффициентами квадратного уравнения»; продолжать добиваться использования ими сравнительного анализа, делать выводы, продолжать воспитывать неуспокоенность, способность думать, работать с товарищами. Проблема : Каковы закономерности между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами?

Слайд 20

Найдите сумму коэффициентов квадратных уравнений, решённых вами в группе, заполните таблицу Уравнение а + в + с= Корни х 2 +5х-6=0 1+5+(-6)= х 1 = 1 х 2 =-6 х 2 -3х+2=0 х 1 = х 2 = х 2 -8х+7=0 х 1 = х 2 = 5х 2- 7х+2=0 х 1 = х 2 = 9х 2 -6х-15=0 х 1 = х 2 = 7х 2 +3х-4х=0 х 1 = х 2 = Вывод а + в + с = х 1 = х 2 = Найдите закономерность: а) в сумме коэффициентов; б) в корнях этих уравнений;в) в соответствии между отдельными коэффициентами и корнями. Какой вывод можно сделать? После вывода каждой паре -карточка Что общего или различного в двух последних уравнениях? Новый приём получим? ( Ученики: один из корней отличается от 1 только знаком! -1.) Почему?

Слайд 21

Домашние задания группам по теме следующего занятия А) При каком значении параметра а уравнение х 2 +(а 2 +а-2)х+а=0 имеет корни, сумма которых равна 0? Б) При каком значении параметра а один из корней уравнения х 2 -(3а+2)х+а 2 =0 в девять раз больше другого?

Слайд 22

3. Тема урока: Графическое решение неравенств 2-й степени с одной переменной ( фрагмент урока алгебры в 9 классе) Тип урока : Комбинированный урок Цель: Овладение умениями решать данные неравенствами графическим способом Задачи: «Открыть» зависимость между расположением графика функции у = ах2+вх+с и решением неравенств вида ах2+вх+с ≤ 0 ( <, >, ≥, ≥) Проблема : Решить неравенства вида ах2+вх+с ≤ 0 ( <, >, ≥, ≤ ) используя график функции у = ах2+вх+с . Существует ли закономерность между расположением параболы и знаками а и D ?

Слайд 23

Актуализация знаний С/р: Заполнить таблицу рисунками с хематических парабол вида у=ах2+вх+с D>0 D=0 D<0 а >0 а <0

Слайд 24

Какие вопросы вы можете ждать от меня по данным таблицам? Что таким образом мы выяснили для выражения, обозначающего у? ах2+вх+с >0 , ах2+вх+с <0 Что это за выражения? Чем они отличаются от известных нам подобных выражений? Каким способом вы их решили? Раньше вам приходилось решать такие ?

Слайд 25

Я вам покажу тему, которую собиралась с вами сегодня рассматривать (открываю левую часть доски с темой урока) мы сами получили принцип решения квадратных неравенств Давайте приведём примеры как вы назвали «квадратных» неравенств» приводят много примеров, стираем одинаковые по виду , получаем: х2+5х -7 >0 , 4х2-8х< 0, 2х2 ≥, 3х2+9х-6≤0 …… Какие различия в неравенствах? Как это различие отразится на решение неравенств? Точки пересечения являются или нет решением..

Слайд 26

Почему вы считаете, что открытый вами приём работает для всех видов подобных неравенств? Думаю вы сможете составить алгоритм для решения таких неравенств. Вернёмся в начало нашей работы. С чего вы начинали? Что учитывали при построении схематического графика? Составляют алгоритм Сравните вашу работу с учебником. Какой вывод? Рефлексия: 1)Решите неравенства Анализируем, исправляем. Мы решили наши задачи? 2)Оцените своё участие в решении поставленных на уроке задач в процентах

Слайд 27

4. Тема урока: Повторение решения задач из реальных жизненных ситуаций, прототипов ЕГЭ Цель урока : Решение реальных задач при создании условий, приближенных к действительным, создав производственную ситуацию, увидеть и оценить значение математики в производстве, самостоятельно овладеть необходимым теоретическим материалом, применить полученные знания на практике Задачи урока: Применить знания по темам «Проценты, дроби» в нестандартной ситуации; вырабатывать умение мыслить системно, продуктивно, пробуждть стремление к поиску новых идей; понимать ответственность и честность перед партнёрами Тип урока : Деловая игра Создание игровой проблемной ситуации : Ваш класс получил от неизвестного спонсора безвозмездно помещение с условием: открыть кафе. Если вы выполните производственный заказ спонсора и создадите из этого помещения кафе, то годовую прибыль предприятия и всё кафе будет вашим.

Слайд 28

Деловая игра позволяет создавать такие ситуации, в ходе которых играющему необходимо найти правильную линию поведения, оптимальное решение проблемы. В процессе игры вырабатывается умение мыслить системно, продуктивно, пробуждается стремление к поиску новых идей, творчески. , применить полученные знания на практике

Слайд 29

Задачи спонсора Задача 1. На ведение вами малого бизнеса государство по закону предоставило вам 50000 р, но с учётом удержания 13% подоходного налога . Я вам предоставляю на 380% больше этих средств, но с банковским удержанием 3% за обналичивание . Итак, подсчитайте ваши наличные Задача 2. Отремонтировать …. Задача 3 .К омплекты мебели надо перевезти в кафе. Задача 4. После этого следует подумать о том, что будет в меню… . Задача 5 . На шоколад вы можете израсходовать 900 руб. …

Слайд 30

Задачи спонсора Задача 6. Известно, что в каждой коробке находится по 9 плиток шоколада. Может ли быть в коробках всего 542 плитки шоколада? Задача 7 Приобретите лимонад на неделю из расчёта Задача 8.Кофе приобретите из расчёта 1,8 г на чашку из расчёта 90 чашек в день на неделю, если банка кофе содержит 100г и стоит 270 р Задача 9. Уважаемые акционеры! На каждом столике должно быть цветы в вазочках, в которых нечётное количество цветов. Купите цветы по 70р за штуку. Задача 10. Если на все приобретения вам не хватает денег возьмите заём в банке под 18% годовых, при учёте капитализированного процента (или простого – на ваше усмотрение) , но с учётом комиссий 6% в месяц и ежемесячного погашения долга на год. Задача 11 . Подумайте и внесите в меню кафе «Сладкоежка»сладкие блюда, в связи с этим получите новые денежные вложения и очередные производственные задачи, если, конечно, вы рационально тратите. Задача 12. Осталось выполнить последний пункт моих условий: предложите рекламу нашего кафе.

Слайд 31

Рефлексия Как вы осуществляли знакомство с профессией; постановку главной задачи коллективу, выяснение их роли в производстве; Достаточно ли ваше владение необходимым теоретическим материалом для решения производственных задач; решение производственных задач: трудности учебные, связанные с человеческим фактором; проверка результатов; анализ итогов работы, оценка результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии проблемного обучения на уроках химии (на примере 9 классов)

В работе описывается актуальность проблемного обучения в современной школе, мотивация выбора, соотношение личного опыта с достижениями педагогической науки и практики, противоречия, возникающие на сов...

Мастер-класс "МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТИПОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ"

«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим  перед ними проблемы, которые надо решить.»  - считал  Роджер Левин.Материал презентации поможет рассмотреть этапы...

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ КОНСТРУКТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

В настоящей работе предложен методический материал, демонстрирующий пример урока русского языка на основе технологии проблемного обучения, составленного по схеме В.Д. Шадрикова (см. в методике оценки ...

Применение технологии проблемного обучения на фрагменте урока

Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева "Кусака"....

«Технология проблемного обучения на материале урока по теме «Внешняя политика Александра II» для 9 класса

Методическая разработка описывает урок истории в 9 классе по теме "Внешняя политика Александра II". В ходе урока рассматриваются такие направления политики, как западное, кавказское, дальнев...

Технология проблемного обучения. Применение на уроках английского языка.

Данный материал предназначен для использования современных технологий на уроках английского языка....