Эффективные методы решения сложных задач
методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме

Базакина Анна Васильевна

Эффективные методы решения сложных задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnye_metody_resheniya_slozhnykh_zadach.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

элективного курса « Эффективные методы решения сложных задач» 

 в 10-11 классах

Составила учитель математики МОУ

 «Лямбирская СОШ№1» Базакина А.В.

Пояснительная записка

В центре внимания школьной математики находится понятие функции. Однако размеры школьного учебника, количество часов, выделяемых на изучение темы «Функция» в разных классах, не позволяют показать в сколько-нибудь полном объеме все многообразие задач, требующих для своего решения функционального подхода, научить учащихся глубоко понимать и использовать свойства функции; нет времени изложить историю возникновения этого интереснейшего раздела в школьном курсе математики.

С другой стороны, авторы контрольно-измерительных материалов ЕГЭ уделяют много внимания проверке умений читать по графику свойства функции, использовать их в решении уравнений и неравенств. Тесты итоговой аттестации по математике за курс средней школы предполагают наличие у школьников подобных знаний, поэтому формировать основы этих знаний необходимо начинать как можно раньше.

Курс « Эффективные методы решения сложных задач» 

 позволит углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функций, их свойствам, а также раскроет перед школьниками новые знания об обратных функциях и свойствах взаимно обратных функций, выходящие за рамки школьной программы.

Цель: создание условий для обоснованного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о свойствах функций.

Задачи:

  • закрепление основ знаний о функциях и их свойствах;
  • расширение представлений о свойствах функций;
  • фомирование умений «читать» графики и называть свойства по формулам;
  • вовлечение учащихся в исследовательскую, игровую, коммуникативную, практическую деятельность как фактор личностного развития.

Курс предназначен для учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных учреждений, реализующих предпрофильную подготовку. Рассчитан на 68 часов аудиторного времени.

Включенный в программу материал имеет познавательный интерес для учащихся и может применяться для разных групп школьников вследствие своей обобщенности и практической направленности. Развертывание учебного материала четко структурировано и соответствует задачам курса.

Формами итоговой аттестации является тестирование, а также дидактическая игра «Восхождение на вершину знаний».

Требования к усвоению курса.

Учащиеся должны знать:

  • понятие функции как математической модели, описывающей разнообразие реальных зависимостей;
  • определение основных свойств функции (область определения, область значений, четность, возрастание, экстремумы, обратимость и т. д.);

Учащиеся должны уметь:

  • правильно употреблять функциональную терминологию;
  • исследовать функцию и строить ее график;
  • находить по графику функции ее свойства.

Тематическое планирование по курсу

« Эффективные методы решения сложных задач» в 10 классе

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Проверочная работа, ч.

Самостоятельная работа, ч.

I.

Функции и их графики

9

8

1

II.

Графики кусочно-заданных функций

3

2

1

III.

Метод линейного сплайна

3

2

1

 IV.

Задачи геометрического содержания на ЕГЭ

12

10

2

V.

Построение графиков, зависящих от параметра

7

6

1

 

Итого

34

28

6

Календарно-тематическое планирование курса «Эффективные методы решения сложных задач» 10 класса

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата проведения

Функции и их графики

1

Функции и их графики

1

03.09

2

График функции у1=кх,

1

10.09

3

График функции у2=f(|х|)

1

17.09

4

График функции у3=|f(х)|

1

24.09

5

График функции

У4=|f( |х|)|

1

29.09

6

График функции

| у| = f(х)

1

04.10

7

График функции

| у| = |f(х)|

1

08.10

8

График функции

У=|f1(x)|+|f2(x)|+|f(x)|+…

+ |fn(x)|

1

10.10

9

Проверочная работа

 «Функции и их графики»

1

15.10

Графики кусочно-заданных функций

10

Графики кусочно-заданных функций

1

22.10

11

Практикум «Графики кусочно-заданных функций»

1

29.10

12

Тестирование «Графики кусочно-заданных функций» из ЕГЭ

1

03.11

Метод линейного сплайна

13-15

Метод линейного сплайна

3

16.11

17.11

24.11

Задачи геометрического содержания на ЕГЭ

16-19

Построение графиков функций, содержащих модуль - на основе геометрических преобразований

4

03.12

10.12

17.12

24.12

20-22

Координаты и графики

3

14.01

21.01

28.01

23-27

Задачи геометрического содержания на ЕГЭ

5

04.02

11.02

18.02

25.02

03.03

Построение графиков, зависящих от параметра (7ч.)

28-31

Построение графиков уравнений с двумя переменными

4

10.03

17.03

24.03

07.04

32-34

Построение графиков, зависящих от параметра

3

14.04

21.04

28.04

34

итого

34

34

Тематическое планирование по курсу

« Эффективные методы решения сложных задач» в 11 классе

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Проверочная работа, ч.

Самостоятельная работа, ч.

I.

Уравнения

II.

Неравенства

III.

Текстовые задачи

 IV.

Функции и графики

V.

Геометрия

 

Итого

34

29

5

Календарно-тематическое планирование курса «Эффективные методы решения сложных задач» 11 класса

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата проведения

1

Понятие равносильности уравнений и неравенств

1

03.09

2

Степень с рациональным показателем

1

10.09

3

ОДЗ и тождественные преобразования

2

17.09

24.09

4

Рациональные уравнения и неравенства

2

29.09

04.10

5

Иррациональные уравнения

2

08.10

10.10

6

Иррациональные неравенства

2

15.10

22.10

7

Уравнения, содержащие модуль

2

03.11

16.11

8

Неравенства, содержащие модуль

2

17.11

24.11

9

Тригонометрия

2

03.12

10.12

10

Показательные и тригонометрические уравнения

2

17.12

24.12

11

Текстовые задачи на проценты, движение, прогрессии

2

14.01

21.01

12

Нестандартные уравнения

1

28.01

13

Системы уравнений

2

04.02

11.02

14

Геометрия

1

18.02

15

Показательные и логарифмические неравенства

2

25.02

03.03

16

Сложная экспонента. Логарифм с переменным основанием. Неравенства, содержащие сложную экспоненту или логарифм с переменным основанием

2

10.03

17.03

19

Задачи с параметрами

2

24.03

07.04

20

Элементы математического анализа

2

14.04

21.04

21

Задачи с целыми числами

1

07.05.

22

Важнейшие равносильные преобразования

1

17.05

Итого

34

Материально-техническое  обеспечение

  1. Дидактические материалы по каждому разделу курса
  2. Раздаточный материал по каждому разделу курса
  3. CD-диски «Кирилл и Мефодий» Алгебра, 7-11, Геометрия 7-11.
  4.  CD-диск « Математика 5-11» издат. «Дрофа».
  5. Мультимедийный комплекс, кабинет №4, №14, №12.

6. Презентации к урокам.

Учебно-методическое обеспечение

1. Программа курса математики для 5-11 классов общеобразовательных учреждений                    //Составитель Т.А. Бурмистрова..

2.Математика. Справочник для поступающих в ВУЗы. М. «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА» 2002

3.ГИА. Алгебра. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ. М. «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2010.

4.. Сборник элективных курсов. Математика. Издательство «Учитель» 2006г.

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс"Решение сложных задач по математике" 10 кл.

Данный элективный курс предназначен для  учащихся 10 классов, формальная цель которого – подготовить выпускника средней школы к сдаче Единого Государственного Экзамена по математике (решая поле С...

Рабочая программа по теме "Решение сложных задач."

Курс предназначен для учащихся 9 классов, желающих расширить свои теоретические представления по математике.Курсу отводится 4 часа в неделю. Всего 144 учебных часа.Преподавание строится как углубленно...

Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций

То такое педагогические ситуации и как их решать? Почему эти вопросы касаются каждого? Дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо учителем, либо  приятелем, либо чьим-то родствен...

Рабочая программа кружка "Решение сложных задач по математике"

Рабочая программа кружка "Решение сложных задач по математике" для обучающихся 12-14 лет...

Элективный курс "Просто о сложном: методы решения физических задач"

Программа элективного курса для учащихся 10-го гумманитарного класса, желающих более углубленно изучать физику. Программа позволяет при 2-х часах физики в неделю подготовитьучащихся к сдаче ЕГЭ за сче...

Эффективные методы решения математических задач 8 класс (кружок)

Эффективные методы решения математических задач 8 класс (кружок)...