Рабочая программа кружка "Решение сложных задач по математике"
методическая разработка по алгебре (7, 8 класс) на тему

Брехова Татьяна Владимировна

Рабочая программа кружка "Решение сложных задач по математике" для обучающихся 12-14 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_2014-2015.docx45.82 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 1001

                                           

РАССМОТРЕНО

Протокол заседания МО

№______ от ______201__ г.

Председатель МО

________/(_____________)

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

______/(_____________)

 ____/__________/2014 г.

УТВЕРЖДЕНО

И.о. директора

ГБОУ СОШ № 1001

________/(Л.С Некрасова)

____/__________/2014 г.

Программа кружка

«Решение сложных задач по математике»

для обучающихся 7-8 классов

на 2014 – 2015 учебный год

Составитель программы

Брехова Т.В.

Должность - учитель математики

Педагогический стаж - 32 года

Квалификация - высшая

Москва

2014

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, Устава ГБОУ СОШ № 1001, Основной образовательной программы ГБОУ СОШ № 1001, Программы общеобразовательных учреждений по алгебре для 7-9 классов Т.А. Бурмистровой, Программы общеобразовательных учреждений по геометрии для 7-9 классов Т.А. Бурмистровой.

Структура, содержание и оформление рабочей программы приведены в соответствие с Положением  ГБОУ СОШ № 1001 «О рабочей программе».

Программа кружка «Решение сложных задач по математике» рассчитана на 72 часа. Она даёт возможность обучающимся научиться различным способам решения текстовых задач, а также расширить свои знания по курсу школьной программы.  Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении. Это позволяет повысить учебную мотивацию обучающихся и проверить свои способности к математике. Содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся.

Цели:

  • расширить знания учащихся о методах и способах решения текстовых задач;
  • создать базу для развития способностей учащихся;
  • помочь учащимся оценить возможности овладения курсом с точки зрения дальнейшей перспективы;
  • развить познавательный интерес, мышление и творческую активность учащихся;
  • формировать у учащихся умения работать в группе, умения задавать вопросы, воспитывать усердие и трудолюбие;
  • предоставить учащимся возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету.

Задачи:

  • познакомить учащихся со стандартными и нестандартными способами решения текстовых задач;
  • научить преобразовывать выражения, возникающие при решении уравнений и неравенств;
  • развивать логическое мышление и способности учащихся к математической деятельности;
  • предоставить учащимся возможность проанализировать свои способности к математической деятельности.

Курс расширяет базовый уровень по математике, является предметно ориентированным, способствует совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений, предусмотренных школьной программой.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Примечание

1

Решение задач на проценты

4

Нахождение процента от числа и числа по значению его процента

2

Решение логических задач на развитие МПУ

4

По материалам МЦКО

3

Решение задач с использованием графиков и диаграмм

2

4

Решение задач из раздела «Реальная математика»

6

По материалам ОГЭ

5

Решение арифметических задач

2

6

Решение задач на движение по реке

2

С рисунком, с помощью уравнения

7

Решение задач на равномерное движение

4

С рисунком, с помощью уравнения

8

Решение задач на работу

4

Обозначаем всю работу за 1 (единицу), вводим понятие производительности труда (обозначаем её за x)

9

Решение практических задач геометрического содержания

8

По мере прохождения программы

10

Решение задач на смеси, растворы и сплавы

6

Ввести понятие концентрации вещества

11

Решение занимательных задач

6

Деление фигур на части, задачи со спичками, логические задачи

12

Упрощение выражений

4

Используя формулы сокращённого умножения и вынесение общего множителя за скобки

13

Решение систем  линейных уравнений с двумя переменными

4

Разные способы решения

14

Решение простейших уравнений, содержащих знак модуля

4

Определение модуля

15

Построение графиков «кусочных» функций

4

Разнообразие графиков функций, заданных системой формул

16

Решение олимпиадных задач

8

Для  желающих научиться решению нестандартных задач

Планируемые результаты программы

В результате систематических занятий в кружке обучающиеся должны достичь следующих результатов:

1. В направлении личностного развития:

 - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

- представление о математической науке как о сфере человеческой деятельности, её этапах, значимости для развития цивилизации;

- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

2. В метапредметном направлении:

 - умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

 - умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

 - умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

 - умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

 - умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

 - понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

 - умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

 - умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

 - первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.

3. В предметном направлении:

- уметь решать задачи на проценты, применяя различные способы решения;

- уметь выбирать необходимые данные при помощи диаграмм и графиков;

- уметь решать задачи из раздела «Реальная математика»;

- иметь представление об олимпиадных задачах и методах их решения;

- уметь решать задачи на равномерное движение и движение по реке;

- иметь представление о решении задач на работу;

- иметь представление о решении задач на растворы и сплавы;

- уметь решать системы линейных уравнений с двумя переменными;

- уметь решать простейшие уравнения, содержащие знак модуля;

     - уметь выполнять построение графиков «кусочных» функций;

- уметь выполнять чертежи по условию задач;

- уметь решать геометрические задачи, практического содержания;

- приводить аргументированные доводы при решении занимательных задач.

Список литературы:

  • Теляковский С.А. Алгебра. 7 класс: учебник / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2014 – 238 с.
  • Погорелов А.В. Геометрия. 7 - 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Погорелов. - М.: Просвещение, 2014. – 222 с.
  • Перельман Я.И. Занимательная алгебра / Я.И. Перельман, под ред. В.Г. Болтянского. – М.: Наука, 1978 – 200 с.
  • Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982 – 192 с.
  • Гарднер М. Математические чудеса и тайны: Математические фокусы и головоломки / М. Гарднер, под ред. Г.Е. Шилова. – М.: Наука, 1967 – 128 с.

Дидактические материалы:

  1. Ершова А.П. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса /А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова. – М.: ИЛЕКСА, 2006.
  2. Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. Геометрия 7-9 классы / Е.М. Рабинович. М.: ИЛЕКСА, 2001.

Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса: 

  1. www.mat.1september.ru
  2. www.edu.ru
  3. www.school.edu.ru
  4. www.fipi.ru
  5. www.mioo.ru
  6. www.math.ru

Оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы:

  1. Компьютер
  2. Колонки
  3. Мультимедийный проектор
  4. Экран


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс"Решение сложных задач по математике" 10 кл.

Данный элективный курс предназначен для  учащихся 10 классов, формальная цель которого – подготовить выпускника средней школы к сдаче Единого Государственного Экзамена по математике (решая поле С...

Рабочая программа « Решение геометрических задач» элективный курс для 10-11 классов базовый уровень, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории

Рабочая программа   « Решение геометрических задач»  элективный курс для 10-11 классов базовый уровень, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории...

Рабочая программа дополнительных образовательных занятий по математике для 8 класса «Решение задач с параметром и модулем»

Программы дополнительных занятий включают углубление отдельных тем общеобразовательных программ по математике, а также изучение некоторых тем, входящих за их рамки. Поэтому считаю целесообразным включ...

Рабочая программа курса «Нестандартные задачи по математике» для 9 класса

Программа курса  предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы, является предметно-ориентированной. Она рассчитана на удовлетворение потребностей учащ...

Рабочая программа курса по выбору по математике "Практикум по решению разноуровневых задач по математике к ГИА"

   Курс предназначен для повторения знаний, умений  и   подготовки  к  ГИА   по  математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсу...

Рабочая программа кружка по математике " Решение сложных задач по математике"

Рабочая программа кружка по математике " Решение сложных задач по математике"...