Главные вкладки

    Рабочая программа курса «Нестандартные задачи по математике» для 9 класса
    рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

    Программа курса  предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы, является предметно-ориентированной. Она рассчитана на удовлетворение потребностей учащихся 9 классов в углублении их знаний, умений и навыков по математике и готовит обучающихся к переходу в старшем звене на профильный уровень обучения. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл reshenie_nestandartnyh_zadach_9_klass.docx27.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Атамановская средняя общеобразовательная школа»

    Программа рекомендована к работе

    педагогическим советом

    Протокол № 1  

    Утверждаю

    Директор школы

    __________ 

    Программа рассмотрена на ШМО

    учителей  математики и информатики.

    Протокол   № 1

    Рабочая программа

     курса

    «Нестандартные задачи по математике»

    для 9 класса

    на 2015-2016 учебный год

    на 35 часов

    Составитель:                                                                                                        В.Ф.Никитина, учитель                                                                                        математики,                                                                                  первая  квалификационная                                                   категория

    Атаманово

    2015

                                  Пояснительная записка

    Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений.

    Рабочая программа по курсу  “Нестандартные задачи по  математике”  для 9 класса разработана с учётом содержания программы по математике для общеобразовательных учреждений, рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю. 

    Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем и показывает распределение учебных часов по разделам курса.

    Программа курса  предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы, является предметно-ориентированной. Она рассчитана на удовлетворение потребностей учащихся 9 классов в углублении их знаний, умений и навыков по математике и готовит обучающихся к переходу в старшем звене на профильный уровень обучения. Составлена на основе сборника элективных курсов “Математика 8-9 классы”, составитель В. Н . Студенецкая, Л.С. Сагателова.- Волгоград. “Учитель”. 2009-205 с.
            Такой подбор материала преследует две цели. С одной стороны, это создание базы для углубленного развития способности учащихся, с другой – поддержка профильного уровня изучения математики, для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся, имеющих склонность к математике. Программа элективного курса применима для различных групп школьников, независимо от выбора их будущей профессии, профиля в старшей школе.
                                          Содержание  
    1. «Квадратные трехчлены и его приложения» - 8 часов
     Тема “Квадратный трехчлен и его приложения”. Данная  тема своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика и ее приложения, и которым захочется глубже познакомиться с ее методами и идеями. Углубляет намеченные, проработанные в общем курсе школьной математики вопросы. Стоит отметить, что навыки в применении квадратного трехчлена совершенно необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для успешной сдачи экзаменов, а также будет хорошим подспорьем для продолжения обучения в профильном классе. Познавательный материал будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
     Ожидаемые результаты
    Учащиеся должны знать:
    - некоторые нестандартные приемы решения задач на основе свойств квадратного трехчлена и графических соображений;
    - Решение квадратных уравнений с параметрами.
     Учащиеся должны уметь:
    - рациональные способом находить корни;
    - Пользуясь понятием комплексного числа, как расширения понятия числа действительного, находить корни квадратного трехчлена и при D  < 0.
    - решать типовые задачи с параметром, требующие исследования расположения корней квадратного трехчлена.
    2. «Модуль» - 9 часов.
     Тема “Модуль” направлена на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Стоит отметить, что навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль, и построение графиков элементарных функций, содержащих модуль, совершенно необходимы любому ученику, желающему не только успешно выступить на математических конкурсах и олимпиадах, но и хорошо подготовиться к поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения. Материал данного курса содержит “нестандартные” методы, которые позволяют более эффективно решать широкий класс заданий, содержащих модуль.

    Ожидаемые результаты
    Учащиеся должны знать:
    - решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля;
    - преобразование выражений, содержащих модуль.
         Учащиеся должны уметь:
    - точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий содержащих модуль;
    - применять изученные алгоритмы для решения соответствующих заданий с модулем;
    - преобразовывать рациональные и иррациональные выражения, содержащие модуль
    - строить графики элементарных функций, содержащих модуль.
    3. «Решение практических задач»- 17 часов
    Тема развивает у школьника умения решать задачи практического характера: представление данных в таблицах и диаграммах; Она развивает умение работать с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, производить интерпретацию результатов. Большую часть программы составляет решение прикладных задач из курсов физики и химии. Эти задачи практически не решаются на уроках математики. Особое внимание следует уделить задачам на проценты. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.

    Ожидаемые результаты
    Учащиеся должны знать:
    - понимать содержательный смысл термина”процент” как специального способа выражения доли величины;
    - алгоритмы решения задач на проценты составлением уравнения;
    - формулы начисления “сложных процентов” и простого роста;
    - понимать что такое концентрация, процентная концентрация.
     Учащиеся должны уметь:
    - решать сложные задачи на проценты;
    - применять алгоритмы решения задач составлением уравнений к решению более сложных задач;
    - использовать формулы начисления “сложных процентов” и простого процентного роста при решении задач;
    - решать задачи на сплавы, смеси, растворы;
    - производить прикидку и оценку результатов вычислений;
    - при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления;
    - уметь соотносить процент с соответствующей дробью;
    -уметь работать с графиками, строить и читать;
    -переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию

    Задачи курса:
    - научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль;
    - научить учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;
    - научить строить графики, содержащие модуль;
    - научить решать уравнения, содержащие параметр;

    -научить решать задачи на проценты;
    - помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы (выбор профиля).


    Цели курса:
    - изучить некоторые нестандартные приемы решения задач ;

    - помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;
    - помочь повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах, как: а) преобразование выражений, содержащих модуль; б) решение уравнений и неравенств, содержащих модуль; в) построение графиков элементарных функций, содержащих модуль; г)решение практических задач на проценты;
    - создать базу для развития углубленных способностей учащихся;

    Календарно-тематический план


    № п.п.


    Наименование тем курса


    Всего часов


    1


    Квадратный трехчлен.


    1

    2

    Свойства квадратного трехчлена.

    1

    3

    Нахождение корней квадратного трехчлена.

    1

    4

    Исследование корней квадратного трехчлена.

    1

    5

    Расположение корней квадратного трёхчлена.

    1

    6

    Решение задач на основе свойств квадратного трехчлена.

    1

    7

    Решение задач с параметром.

    1

    8

    Решение задач с параметром на исследование расположения корней квадратного трехчлена.

    1

    9

    Метод математической индукции.

    1

    10

    Модуль: общие сведения.

    1

    11

    Преобразование выражений, содержащих модуль.

    1

    12

    Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля.

    1

    13

    Решение неравенств, содержащих переменную под знаком модуля.

    1

    14

    Графики функций, содержащих модуль

    1

    15

    Построение графиков функций, содержащих модуль

    1

    16

    Модуль в заданиях ГИА.

    1

    17

    Решение задач ГИА

    1

    18

    Классификация основных степенных функций.

    1

    19

    Схематическое преобразование графиков функций.

    1

    20

    Графическая иллюстрация экономических процессов.


    1

    21

    Графическая иллюстрация экономических законов предложения, спроса.

    1

    22

    Задачи о делении доходов.

    1

    23

    Банковские операции.

    1


    24

    Определение цены изделия, максимизирующей его годовую :прибыль.


    1

    25

    Построение зависимости в графическом виде.

    1

    26

    Задачи на минимизацию производственных затрат.

    1

    27

    Задачи на работу.

    1

    28

    Задачи  на производительность труда.

    1

    29

    Решение задач на работу и производительность труда.

    1

    30

    Задачи на смеси и сплавы.

    1

    31

    Задачи на разбавления.

    1

    32

    Решение задач на смеси и сплавы.

    1
    1

    33

    Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

    1

    34

    Задачи с практическим содержанием в заданиях ГИА.

    1

    35

    Решение задач.

    1




    Литература

    1 Задачи с практическим содержанием в заданиях ГИА.Астров К. Квадратичная функция и ее применение.

    1. Гусев В.Р. Внеклассная работа по математике 6-8 классах.
    2. Цыганов Ш. Квадратный трехчлен и параметры (“Математика в школе” № 5, 2011.)
    3. Егерман Е. Задачи с модулями (“Математика в школе” № 3, 2009.)
    4. Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов.
    5. Сборник элективных курсов “Математика 8-9 классы”, составитель В. Н . Студенецкая. Волгоград. “Учитель”. 2007.
    6. Водингар М.И., Лайкова Г.А. Решение задач на смеси, растворы, сплавы (“Математика в школе” № 4, 2011г.)
    7. Качашева Н.А. О решении задач на проценты (“Математика в школе” № 4, 2009г. с.39)
    8. Гусев В.Р. Внеклассная работа по математике 6-9 классах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа "Решение нестандартных задач по алгебре и началам анализа" (профильный курс 3 часа в неделю) 11 класс

    Для тех, кто предполагает получить в дальнейшем высшее образование, связанное с естественными науками, техникой и социально-экономическими дисциплинами, математическая подготовка носит более фундамент...

    Рабочая программа элективного курса "Избранные задачи по математике" (11 класс)

                                   Элективные курсы«Избранные задачи по математике»(учебный курс профильной подготовк...

    Программа элективного курса «Решение нестандартных задач по математике», 10 класс

    Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания учащихся в решении задач по математике и позволит начать целенаправленную подготовку учащихся к ЕГЭ...

    Рабочая программа курса «Нестандартные задачи». 6 класс.

    Рабочая программа курса «Нестандартные задачи». 6 класс....

    Рабочая программа курса "За страницами учебника математики" для обучающихся 6-х классов.

    Программа курса по математике для 6 класса.  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной пр...

    Рабочая программа курса "Логические задачи" для 7 класса

    Рабочая программа курса "Логические задачи" для 7 класса...