Рабочая программа спецкурса по математике для 7 класса "Логические задачи"
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему

    Спецкурс «Логические задачи» по математике для учащихся 7-го класса предназначен для развития логического мышления  и  познавательной активности учащихся. Материал данного курса содержит нестандартные задачи, вызывающие затруднения у учащихся, так как мало встречаются в школьных учебниках. Курс предусматривает ознакомление учащихся с нестандартными приемами и методами решения математических задач. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков решения задач, но формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности при изучении курса. Наряду с основной задачей обучения математике – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений,  данный курс предусматривает выявление и развитие математически способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой выбору профиля дальнейшего обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МО «Курумканский район»

МБОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

/_______/

Протокол № ___

от «__»_________2012 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя

по УВР МБОУ «КСОШ № 1»

С.Э.Эрхитуева /_________/

«__»____________2012 г.

«Утверждено»

Руководитель МБОУ «КСОШ №1»

Ч.О. Цыремпилов /__________/

Приказ № __от «__»____2012 г.

Рабочая программа

Предмет: Логические задачи

Класс: 7 «в»

ФИО учителя:  Гомбоева С.Д.

Категория: высшая квалификационная категория

Срок реализации программы: 2012 – 2013 г.

2012 год

Пояснительная записка

    Рабочая  программа по спецкурсу «Логические задачи» для 7 «в» класса  составлена на основе

-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089; 

-Закона РФ «Об образовании»;

-Федерального перечня учебников, рекомендованных  (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012 - 2013 учебный год;

-базисного  учебного плана (БУП), утверждённого Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;

-Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Бурятия, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия № 1168 от 03.09.2008 года);

-примерных программ  по математике для основного общего образования на базовом уровне на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования;

 в соответствии с

-уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»

-образовательной программой муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»

-положением о рабочей программе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»

-учебным планом муниципального образовательного учреждения «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»

            Спецкурс «Логические задачи» по математике для учащихся 7-го класса предназначен для развития логического мышления учащихся и  познавательной активности. Материал данного курса содержит нестандартные задачи, вызывающие затруднения у учащихся, так как мало встречаются в школьных учебниках. Курс предусматривает ознакомление учащихся с нестандартными приемами и методами решения математических задач. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков решений задач, но формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности при изучении курса. Наряду с основной задачей обучения математике – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых каждому члену современного общества, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математически способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой выбору профиля дальнейшего обучения.

         Актуальность данного спецкурса заключается в том, что он поможет обучающимся сформировать умение логически рассуждать, применять законы логики, выходить из создавшейся ситуации, заложенной в той или иной задаче, самым удобным и рациональным способом. Также включенные в программу вопросы дадут возможность им подготовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам.

           Задания для курса подобраны в соответствии с определенными критериями и содержанием, практическим значением, интересные для ученика; способствующие развитию логического мышления, активизирующие творческие способности учащихся.

             На каждом занятии предполагается изучение теории и отработка её в ходе практических заданий. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися заданий на каждом уроке и при выполнении индивидуальных домашних заданий. Формой итогового контроля являются мини – олимпиада, проводимая в виде конкурсов между командами, викторины.

              Данный спецкурс создаёт условия для развития интереса учащихся к математике, демонстрирует увлекательность изучения математики, способствует  формированию представлений о методах и способах решения логических задач; учит детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию.

Цели курса:

        •   Показать некоторые приемы решения задач логического характера, текстовых задач

        •     Помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности                   овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы; формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе.

             Развитие начала математического и логического мышления;

  • Развитие общей культуры мышления (умение высказывать суждения, делать умозаключения, выделять существенные признаки, анализировать, обобщать, выдвигать гипотезы, учиться задавать вопросы);
  • Формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;
  • Развитие способности применения знаний в нестандартных заданиях.

Задачи курса 

 

•  Научить учащихся ряду приемов  и методов решения логических задач

•  Привить определенную математическую культуру

•  Помочь ученику  оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы

          •  развитие у обучающихся логических способностей;

•  привитие интереса к изучению предмета;

•  расширение и углубление знаний по предмету;

            • формирование у обучающихся таких необходимых для дальнейшей успешной                 учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;

    Программа составлена для учащихся 7 класса

Данный курс рассчитан на 35 часов, в неделю-1 час

               При обучении детей необходимо учитывать возрастные особенности.

 Этому возрасту свойственно субъективное переживание, чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворение этой потребности обостряет негативные черты кризисного периода.

              К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. Для подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.

             

        Ведущие виды деятельности подростков

Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).

Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта.

Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения.

Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей).

Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самоосознание.

                 

                  Формы контроля: индивидуальное домашнее задание, консультация, игра,               мини –  олимпиада.

    Условия реализации программы.

                При реализации программы применяются элементы технологий:

Личностно-ориентированного обучения

Дифференцированного обучения

Проблемного обучения

 Игровые технологии

            Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке:

- индивидуально-обособленная

- фронтальная работа

- групповая работа

- коллективная работа

            При реализации программы используются методы учебно-познавательной деятельности школьников: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения (частично-поисковый), по источникам знаний (словесные, наглядные, практичные), по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся

                        Выделяются следующие виды системы уроков:            

Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовки.

Урок-самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ

                       В ходе изучения предмета формируются следующие ключевые               компетентности:

Учебно-познавательная компетентность

Овладение индивидуальным стилем учебной деятельности, выработка устойчивых учебных интересов и склонностей. Умение управлять подсознательными процессами личности. Способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.

Информационная компетентность

Умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Коммуникативная компетентность

Овладение основами коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, овладение навыками неконфликтного общения. Способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, взглядам, социальному положению.

Креативная компетентность

Способность видеть и понимать гармонию и красоту окружающей действительности. Умение проявлять интерес к творчеству выдающихся деятелей и анализировать произведения литературы и искусства.

Исследовательская компетентность

Творческая самостоятельная деятельность школьников, направленная на решение исследовательских задач, в процессе которой происходит развитие личности учащегося, открытие им субъективно нового научного знания.

   

                          СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Логика и смекалка. Сюжетные логические задачи. Некоторые высказывания ложны. Геометрическая   смесь (задачи со спичками, задачи на разрезание).Про правдолюбцев и лжецов.

             Цифры и числа. Цифровые задачи. Десятичная запись натурального числа.

Делимость и остатки. Четность. Признаки делимости. Остатки. Наибольший общий делитель.

 Графы. Теория графов. Задача Эйлера. Не отрывая карандаша от бумаги.

Задачи на переливание.

Принцип Дирихле. Задачи на принцип Дирихле (кролики и зайцы).

            Задачи на проценты. Задачи на сплавы.  Задачи на смеси.

Текстовые задачи. Задачи на движение. Задачи на совместную работу.

Геометрические задачи. Задачи на вычисление углов треугольника, на равенство треугольников, задачи на построение.

       

                 

                   

                           Ожидаемый результат обучения:

        Обучающие, посещающие данный спецкурс, в конце учебного года должны уметь:

  • находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя различные методы: метод рассуждений; метод таблиц; метод графов; метод блок-схем;  метод кругов Эйлера.
  • оценивать логическую правильность рассуждений;
  •   уметь применять  свойства геометрических фигур при решении различных задач;
  • уметь применять изученные методы решения текстовых задач;
  • уметь составлять занимательные задачи;
  • применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Основные понятия

Планируемый результат

Литература

1

Логические таблицы

3

Логические  задачи на сопоставление и  логические  таблицы

Уметь решать задачи с помощью таблиц

и распознавать такие задачи

1,2,4

2

Задачи на переливание

2

Задачи на переливание  и  логические  таблицы

Уметь решать задачи на переливание с составлением таблиц

1

3

Графы

3

Графы, теория графов

Уметь решать задачи с помощью графов

1,5

4

Задачи на взвешивание

5

Задачи на  взвешивание

Уметь решать задачи на взвешивание с помощью схем

1,6

5

Принцип Дирихле

2

Принцип Дирихле (клетки и зайцы)

Уметь решать и распознавать задачи по принципу Дирихле

1,4

6

Игровые задачи

2

Задачи на игры (очередность игроков)

Знать приемы решения игровых задач

1,6

7

Делимость чисел

3

Принципы делимости и

классы делимость

Уметь решать и распознавать задачи на  делимость (доказывать)

1,3,4

8

Задачи на проценты

4

Задачи на сплавы, на смеси

Уметь решать задачи путем составления выражений и уравнений  

2,3

9

Текстовые (сюжетные) задачи

5

Задачи на движение и задачи работу

Уметь решать задачи путем составления выражений и уравнений

1,4,6

10

Геометрические задачи (олимпиадного характера)

8

Задачи на подобие, на разрезание, на вычисление суммы углов многоугольника, задачи с применением дополнительных построений

Уметь выделять идею решения задачи, находить рациональные способы решения, выполнять и читать чертежи

4,6

Календарно- тематическое планирование

               Тема

Кол-во

часов

Планируемая

      дата

Фактическая

     дата

Приме-

чание

                                                   

                                                   Логика и смекалка

1-4

Сюжетные логические

задачи.

4

5.09,12.09,

19.09,26.09

5-6

Геометрическая смесь

2

3.10,10.10

                                                   

                                                             Цифры и числа

7

Цифровые задачи

1

17.10

8-9

Десятичная запись

Натурального числа

2

24.10,31.10

                                                 

                                                  Делимость и остатки

10

Четность

1

14.11

11

Признаки  делимости

1

21.11

12

Остатки

1

28.11

13

Наибольший общий делитель. Наибольшее

общее кратное.

1

5.11

                                                       

                                                                 Графы

14

Понятие о теории графов

1

12.12

15-16

Не отрывая карандаша от бумаги. Задача Эйлера.

2

19.12,26.12

                                             

                                                      Принцип Дирихле

17-18

Принцип Дирихле

2

16.01,23.01

                                                  Текстовые задачи

19-21

Задачи на движение

4

30.01,6.02,

13.02,20.02

23-25

Задачи на работу

3

27.02,6.03,

13.03

         

                                                         

                                                 Задачи на проценты

       

26-27

Задачи на проценты

2

20.03, 3.04,

10.04

29-31

Задачи на сплавы, на смеси

3

17.04,24.04,

30.04

                                             

                                           Геометрические задачи

32-33

Задачи на вычисление и

на доказательство

2

8.05,15.05

34-35

Задачи на построение

2

22.05,29.05

                           Итого

35

Литература:

  1. Галкин Е.В. «Нестандартные задачи по математике (задачи логического характера) 5-11 классы», Москва, «Просвещение», 1996
  2. Фарков А.В. «Готовимся к олимпиадам по математике», Москва, «Экзамен», 2008
  3. Фарков А.В. «Математические олимпиады: методическое пособие», Москва, ГИЦ  «Владос»,2004.
  4. Э.Н.Балаян. 555 олимпиадных и занимательных задач по математике. Ростов-на-Дону, «Феникс»,2009.
  5. В.Ю. Сафонова. Задачи по математике для внеклассной работы в 5-6 классах. Москва, 1993.
  6. Ж. «Математика в школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса по математике 6 класс "Математика вокруг нас"

Рабочая программа спецкурса позволят рассматривать задания повышенного уровня сложности, готовит учащихся к олимпиадам...

Рабочая программа спецкурса по математике в 6 классе "Математика вокруг нас"

Представляю вам свою версию программы спецкурса "Математика вокруг нас"....

Рабочая программа спецкурса по математике «Нестандартные задачи в школьном курсе математики» для 10-11 классов»

Рабочая программа спецкурса по математике «Нестандартные задачи в школьном курсе математики» для 10-11 классов» на 2014-2015 учебный год...

Рабочая программа спецкурса по математике для 5 класса основного общего образования «Нестандартные задачи по математике»

Рабочая программа спецкурса по математике для 5 класса основного общего образования "Нестандартные задачи по математике" включает пояснительную записку, литературу, требования к учащимся, со...

Рабочая программа спецкурса по математике 11 класс "Решение текстовых задач"

Рабочая программа спецкурса "Решение текстовых задач", 11 класс...

Рабочая программа спецкурса по математике для 10-11 классов «Практическое решение задач по математике»

В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь:проводить тождественные преобразования числовых, алгебраических и тригонометрических выражений.решать различные типы текстовых задач; уметь оп...

Рабочая программа спецкурса по математике . Избранные вопросы математики.10 класс

Содержание курса. Тождественные  преобразования.            . Тригонометрические выражения. Комбинированные выражения. Выражения,...