СТАТЬЯ : "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ"
статья по алгебре (9 класс) на тему

Данная статья помогает организовать учащихся для реализации проектной деятельности при обучении математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon organizatsiyapd.ppt299.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация проектной деятельности при обучении математике

Слайд 2

План семинара 1 день. Лекция – презентация Проектная деятельность учащихся при обучении математике 2 день. Практические занятия Определение темы проекта и его вида Организация проектной деятельности 3 день. Мастерская Имитация деятельности по выполнению учебного проекта

Слайд 3

Метод проектов в истории А.Феррьер, О. Декроли Дж. Дьюи В. Килпатрик, Е.Коллинс С.Т. Шацкий М.М. Пистрак П.П. Блонский, А.С. Макаренко

Слайд 4

Примеры из истории Пример 1 1. Исследовать индивидуально или в группах по 2 – 3 человека формы тех кусков картона, бумаги, материи, с которыми приходится иметь дело при выполнении работы в мастерской. 2. Попробовать ответить на вопрос, сколько понадобилось картона, бумаги, материи для того, чтобы переплести данную книгу. 3. Сделать расчет материалов и стоимости для определенного заказа, сделать соответствующие чертежи, ввести буквенные обозначения и составить формулу для решения подобных задач.

Слайд 5

Примеры из истории Пример 1 1. Рассмотреть геометрические соотношения в токарном станке, в точильном, в ножной швейной машине и т.д. 2. Рассмотреть ременные и зубчатые передачи, сделать соответствующие обмеры, чертежи, расчеты. 3. Познакомиться с решением соответствующих задач по «Практической арифметике» Норриса и Смита.

Слайд 6

План Что такое метод учебного проекта? Что такое учебный проект с точки зрения учащегося? Учителя? Какие умения необходимы для осуществления проектной деятельности и формируются в ней? Какие основные требования предъявляются к учебным проектам? Какие виды учебных проектов существуют в образовательной практике? в практике обучения математике? Как организовать проектную деятельность старшеклассников? Как может быть представлен «конечный продукт» проектной деятельности учащихся? Как оценить проектные работы учащихся? Примеры проектов по математике Что такое телекоммуникационный проект?

Слайд 7

Метод учебного проекта - основа организации проектной деятельности учащихся - одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи реализации учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный, исследовательский, поисковый подходы, групповые методы и др.

Слайд 8

Проект Проект- это совокупность «шести П»: Проблема Проектирование Поиск информации Продукт Презентация Портфолио

Слайд 9

Проблема Проблема Теоретический или практический вопрос, требующий изучения и разрешения Обязательное условие: противоречие между исходными данными и требованием найти неизвестное

Слайд 10

Проектирование Целенаправленная деятельность, ориентированная на достижение отторгаемого результата Включает : Формулировку целей. Конкретизацию задач. Распределение деятельности и ее распределение между субъектами деятельности. Нахождение способа решения проблемы через решение задач. Получение отторгаемого результата.

Слайд 11

Проектная папка Средство организации деятельности учащихся Средство самоорганизации и самоконтроля

Слайд 12

Поиск информации Источники информации: традиционные (учебник, тетрадь); нетрадиционные (собственный опыт, дополнительная литература, СМИ, ЦОР-ы, Интернет). Технология поиска

Слайд 13

Продукт Отторгаемый результат – опредмеченный результат (продукт), обладающий системной целостностью Презентация Доклад, выступление, отчет, дисплей проектов

Слайд 14

Портфолио Коллекция работ учащегося за определенный период времени. Может рассматриваться: с точки зрения образовательного прогресса обучающегося; с точки зрения соответствия учебной программе и стандартам образования

Слайд 15

Учебный проект с точки зрения учащегося возможность делать что-то интересное самостоятельно , деятельность, позволяющая проявить себя , шанс публично продемонстрировать достигнутый результат; деятельность, направленная на решение интересной проблемы , путь почувствовать себя самостоятельным «творцом идей»

Слайд 16

Учебный проект с точки зрения учителя интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать компетентности старшеклассника

Слайд 17

Умения старшеклассника, формируемые в проектной деятельности формулировка цели и постановка задач; планирование деятельности; поиск необходимой информации, ее систематизации и структуризации; исследовательские умения; применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;

Слайд 18

Умения старшеклассника, формируемые в проектной деятельности выбор, освоение и использование технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования; самоанализ и рефлексия; презентация деятельности и ее результатов; подготовка материалов для проведения презентации.

Слайд 19

Какие основные требования предъявляются к учебным проектам? наличие значимой проблемы/задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов

Слайд 20

Какие основные требования предъявляются к учебным проектам? самостоятельная деятельность учащихся; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов

Слайд 21

Какие виды учебных проектов существуют в образовательной практике? По характеру доминирующей в проекте деятельности По предметно-содержательной области По характеру координации проекта По характеру контактов По количеству участников проекта По продолжительности проекта

Слайд 22

По характеру доминирующей в проекте деятельности исследовательский проект информационный проект творческий проект ролевой /игровой/ проект практико-ориентированный проект

Слайд 23

По характеру доминирующей в проекте деятельности Исследовательский проект обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. использование методов современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Слайд 24

По характеру доминирующей в проекте деятельности: Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

Слайд 25

По характеру доминирующей в проекте деятельности: Ролевой /игровой/ проект. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Слайд 26

По характеру доминирующей в проекте деятельности Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

Слайд 27

По предметно-содержательной области внутрипредметный , в рамках одной области знаний межпредметны й проект, на стыке различных областей

Слайд 28

По характеру координации проекта с непосредственной координацией жесткой; гибкой со скрытой координацией

Слайд 29

По характеру контактов среди участников одной школы, класса; города; региона; страны; разных стран мира

Слайд 30

По количеству участников проекта индивидуальный; парный; групповой; коллективный; массовый

Слайд 31

По продолжительности проекта мини-проект (на 1 урок); краткосрочный (4-6 уроков); длительный (месяц, четверть, учебный год и т.п.)

Слайд 32

Как организовать проектную деятельность старшеклассников?

Слайд 33

Технология организация проектной деятельности старшеклассников 1 подход Подготовка и реализация проекта включает в себя следующие этапы: 1 этап - ориентирования 2 этап - разработки 3 этап - реализации проекта 4 этап - презентации результатов проекта 5 этап - оценки проекта

Слайд 34

Этап ориентирования фаза индивидуального и коллективного обсуждения. фаза создания групп общения, в которых обсуждаются различные, проблемные ситуации, темы и проекты и могут быть введены новые формы работы. фаза анализа личного опыта

Слайд 35

Этап разработки фаза разработки индивидуальных задач фаза анализа личного опыта учащихся фаза разработки коллективных задач определение целей определение ресурсов

Слайд 36

Этап реализации проекта обсуждение и выбор методов исследования и поиска информации самостоятельная работа учащихся над задачами промежуточные обсуждения достигнутых результатов оформление проекта

Слайд 37

Этап презентации результатов проекта подготовка презентации защита проекта

Слайд 38

Технология организация проектной деятельности старшеклассников 2 подход 1 этап - погружение в проблему; 2 этап - организация деятельности 3 этап - осуществление деятельности 4 этап – презентация результатов, самооценка и самоанализ.

Слайд 39

1 этап - погружение в проблему Деятельность учителя Формулирует: проблему проекта сюжетную ситуацию цель и задачи Деятельность учащихся Осуществляют: личностное присвоение проблемы вживание в ситуацию принятие, уточнение и конкретизацию цели и задачи

Слайд 40

2 этап - организация деятельности Деятельность учителя Предлагает: спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график») при организации групповой работы- распределить амплуа и обязанности в группах (например, аналитик, инициатор, генератор идей и/или новатор, реалист, оптимист, пессимист и т.п.) возможные формы представления результатов проекта Деятельность учащихся Осуществляют: планирование работы разбивку на группы и распределение ролей в группе выбор формы и способа представления информации

Слайд 41

3 этап - осуществление деятельности Деятельность учителя Не участвует, но: консультирует по необходимости учащихся ненавязчиво контролирует ориентирует в поле необходимой информации консультирует по презентации результатов Деятельность учащихся работают активно и самостоятельно: по поиску, сбору и структурированию необходимой информации консультируются по необходимости подготавливают презентацию результатов

Слайд 42

4 этап – презентация результатов, самооценка и самоанализ Деятельность учителя Принимает итоговый отчет: обобщает и резюмирует полученные результаты подводит итоги обучения Оценивает Деятельность учащихся Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задачи умение планировать и осуществлять работу найденный способ решения проблемы Осуществляют рефлексию деятельности и результатов взаимооценку деятельности и ее результативности

Слайд 43

Как может быть представлен «конечный продукт» проектной деятельности учащихся? Web -сайт; Анализ данных социологического опроса; Атлас; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Электронная газета; Электронный журнал; Законопроект; Карта; Коллекция;

Слайд 44

Как может быть представлен «конечный продукт» проектной деятельности учащихся? Дизайн - макет; Модель; Музыкальное произведение; Мультимедийный продукт; Пакет рекомендаций; Письмо в ... ; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Рекламный проспект; Серия иллюстраций;

Слайд 45

Как может быть представлен «конечный продукт» проектной деятельности учащихся? Сказка; Справочник; Словарь; Сравнительно-сопоставительный анализ; Статья; Сценарий; Виртуальная экскурсия; Сборник сочинений; Дневник путешествий; Главы из несуществующего учебника Что еще?

Слайд 46

Как оценить проектные работы учащихся? Оценка «продукта» предполагает ответы на вопросы: Что ученик узнал нового? Как ученик узнал новое? Можно ли это использовать в будущем?

Слайд 47

Как оценить проектные работы учащихся? Предполагается ли включение самооценки участников проекта в общую оценку проекта? Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т.д.)?

Слайд 48

Требования к оценке Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10) и доступности для учащихся. Критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты

Слайд 49

Критерии оценки проекта значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте); характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

Слайд 50

Критерии оценки проекта необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов проведенного проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов

Слайд 51

Возможные перечни критериев оценки проектных работ Вариант 1 1) самостоятельность работы над проектом; 2) актуальность и значимость темы; 3) полнота раскрытия темы; 4) оригинальность решения проблемы; 5) презентация содержания проекта; 6) использование средств наглядности, технических средств; 7) ответы на вопросы.

Слайд 52

Возможные перечни критериев оценки проектных работ Вариант 2 1) важность темы проекта; 2) глубина исследования проблемы; 3) оригинальность предложенных решений; 4) качество выполнения продукта; 5) убедительность презентации.

Слайд 53

Экспертный лист для оценки проектов 1. Название проекта______________________________________ 2. Авторы проекта (ФИО, класс) _____________________ 3. Система оценки Соответствие каждому критерию выражено в следующих баллах. Наиболее полно соответствует данному критерию - 3 балла Достаточно полно соответствует данному критерию – 2 балла Частично соответствует данному критерию –1 балл Не соответствует данному критерию – 0 баллов 4. Экспертиза текста проекта 5. Экспертиза процесса реализации проекта 6. Экспертиза защиты проекта 7. Главные достоинства проекта:_______________________ 8. Слабые стороны проекта: ___________________________ 9. Основной вывод эксперта: ___________________________

Слайд 54

Экспертиза текста проекта Критерии оценки разработанного проекта баллы 1. Значимость и актуальность выдвинутой проблемы 2. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему и привлечение для её решения знаний из разных областей науки и практики 3. Полнота и содержательность представленного проекта 4. Оригинальность решения проблемы 5. Оформление проекта Общая сумма баллов

Слайд 55

Экспертиза процесса реализации проекта Критерии оценки процесса реализации баллы Соответствие реализации задуманному проекту 2. Умение внести коррективы в реализацию проекта 3. Умение взаимодействовать с различными людьми в процессе реализации 4. Активность каждого автора проекта Общая сумма баллов

Слайд 56

Экспертиза защиты проекта Критерии оценки защиты проекта баллы Умение раскрыть сущность реализованного проекта и его основные результаты 2. Форма представления проекта 3. Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность Общая сумма баллов

Слайд 57

Возможные номинации награждения проектов 1. « Комар носу не подточит» - победитель тот, кто лучше всех продумал, разработал и реализовал проект. 2. «Вместе дружная семья» - победитель тот, кто реализовал самый масштабный проект. 3. «На злобу дня» - победитель тот, кто в своем проекте разрешает наиболее актуальную на сегодняшний день проблему. 4. «Веер инициатив» - победитель тот, кто разработал и реализовал несколько проектов 5. «Школьная жемчужина» - победитель тот, кто проявил активное участие в разных видах деятельности (организационной, экспертной, проектной, практической). 6. «Зрительские симпатии» - победитель тот, чей проект особенно понравился присутствующим на публичной презентации-защите проектов и набрал большее количество голосов при Интернет-голосовании.

Слайд 58

Примеры проектов Практико-ориентированный проект Тема: «Звездчатые многогранники» Учебный предмет: геометрия Продолжительность: 1 урок Цель: изготовление моделей звездчатых многогранников Необходимые материалы: (развертки многогранников) теоретические сведения о предмете, материалы для изготовления Продукт: модели

Слайд 59

Примеры проектов Практико-ориентированный проект Тема: «Справочник по методам решения (иррациональных неравенств) в электронном виде» Учебные предметы: алгебра, информатика Продолжительность: 1,5 месяца Цель: обобщить знания учащихся о методах решения неравенств, в частности, иррациональных неравенств и представить результаты обобщения в виде таблиц в электронном виде Продукт: электронное пособие по методам решения

Слайд 60

Примеры проектов Информационный проект Тема: Роль Леонарда Эйлера (…) в развитии математики. Предметы: математика, история, литература Цель: подготовить иллюстрированные материалы для web -сайта, посвященного жизни и творчеству великого математика Продолжительность: 1 месяц Продукт: материалы для web -сайта

Слайд 61

Примеры проектов Творческий проект Тема: карта математических открытий Предметы: математика, история, география Цель: создать карту, на которой отмечены самые существенные математические открытия выбранного периода с пояснениями Продолжительность: 1 четверть Продукт: карта

Слайд 62

Примеры проектов Исследовательский проект Тема: «Эпициклоида» Предметы: математика, астрономия, география, информатика (программирование) Цель: разработать демонстрационную программу, позволяющую моделировать траектории движения планет Солнечной системы Продолжительность: 1 год Продукт: программа

Слайд 63

Примерные темы проектных работ Тема Подпроекты Продукт Межпредметные связи Измерение размеров и расстояний В Космосе 1.1.Эратосфен – измерение размеров Земли 1.2. Аристарх – измерение размеров Луны и Солнца 1.3. Гиппарх – разработка систем эпициклов 1.4. Птолемей – исследование «пяти блуждающих звезд» - планет «Ось времени» (может быть в электронном виде) Астрономия История (Информатика)

Слайд 64

Что такое телекоммуникационный проект? Совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность, организованная на основе компьютерной телекоммуникации , имеющую общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленную на достижение совместного результата

Слайд 65

Основные цели выполнения ТКП получение навыков использования Интернет для поиска и отбора информации; применение компьютерных технологий для подготовки информации в электронном виде для передачи остальным участникам;

Слайд 66

Основные цели выполнения ТКП получение опыта использования возможностей Интернет для обмена мнениями и опытом с другими группами участников, получения консультаций научного руководителя; приобретение опыта работы "в команде" (планирование, распределение функций, взаимопомощь и взаимоконтроль) с использованием дистанционных технологий.

Слайд 67

Интернет-ресурсы Федерация Интернет-образования (ФИО) – http :// som . fio . ru Интернет-фестиваль - http :// www . nsk . fio . ru Российский общеобразовательный портал - http :// school . edu . ru http :// design . gossoudarev . com / ump -Проект "Разговор с компьютером" для учащихся 9-10 классов Центр дистанционного образования «Эйдос » - htpp :// www . eidos . ru

Слайд 68

Рекомендуемая литература 1.Гузеев В.В. Образовательные технологии: от приема до философии. –М., Изд-во «Сибирь», 1996, 112 с. 2.Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПб., 1995, 234 3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под. ред. Е.С. Полат. М,2001 – 272 с. 4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2005 –112 с. 5. Полат Е.С. 6. Прутченков А.С. Шаг за шагом. технология разработки и реализации социального проекта, М., 2001 7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.,2005 – 80с.

Слайд 69

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация проектной деятельности на уроках немецкого языка".

Статья освещает вопрос реализации проектного метода на уроках  иностранного языка....

статья "Организация проектной деятельности на уроках информатики и ИКТ"

В условиях внедрения ФГОС второго поколения, на современном этапе развития информационного общества ценность знания самого по себе как цели образования утрачена. Знание становится не целью, а средство...

презентация по теме:"Организация проектной деятельности при обучении математике"

Метод учебного проекта-основа организации проектной деятельности учащихся-одна из личностно ориентированных технологий....

Статья "Организация проектной деятельности, диспутов на уроках обществознания"

Проблемные уроки как эффективное средство обучения, поскольку на них вырабатывается ораторское искусство, развивается гражданская грамотность, происходит воспитание свободной личности....

Из опыта организации интегрированной проектной деятельности при обучении математике

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых ...

Педагогический проект "Организация проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности, как единый процесс самореализации и социализации личности"

Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...