Статья "Организация проектной деятельности, диспутов на уроках обществознания"
статья по обществознанию (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Проблемные уроки как эффективное средство обучения, поскольку на них вырабатывается ораторское искусство, развивается гражданская грамотность, происходит воспитание свободной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности, диспутов на уроках          обществознания

Деятельностный подход обуславливает включение учащихся в активную деятельность: практическую, исследовательскую, проектную.

Широкое распространение идей проектирования, изначально сложившихся в технических отраслях знаний, способствовало их включению и в образовательную сферу. Проектирование, на наш взгляд, можно рассматривать как особый вид активности, основанный на умении человека мысленно создавать модели того, что должно быть, воплощать их в жизнь. «Проектная деятельность – это всегда стремление изменить несовершенную действительность (настоящее) и тем самым приблизить более совершенное, с точки зрения авторов проектирования, будущее»[1] Она невозможна без педагога, так как по ходу действия участники проекта усваивают новые знания, виды активности, учатся творческому взаимодействию.

Проектирование предполагает обучение действием в действиях. Данная идея получила свое распространение еще в начале XX века в трудах американского философа и педагога Джона Дьюи. Основатель прагматической педагогики считал, что школа – это сама жизнь, а обучение должно происходить посредством «делания», что характерно психике ребенка. Основной способ воспитания и обучения – исследовательский метод.

Идеи Дж. Дьюи широко применялись на практике во многих учебных заведениях США. Метод проектов – один из путей внедрения педагогики американского мыслителя в школьную практику. Данный метод разработан Х. Паркхерст и У. Килпатриком.

Суть проекта, по мнению Паркхерст – индивидуальная работа учащихся по усвоению объема материала, который в учебном процессе делился на блоки: ежемесячные – еженедельные – ежедневные. Учащимся предлагались учебники, лаборатории, ресурсы библиотеки, где могли пополнить свои знания и получить консультацию педагога. Каждый работал в своем темпе, контроль проводился по системе учетных карточек. Как только проекты были завершены, проводилась итоговая конференция, где обсуждались наиболее сложные вопросы и выносилась оценка. Такой подход к изучению материала не позволяет усваивать знания системно. [2]     

Непосредственно, сам метод проектов ввел в педагогику У. Килпатрик. Проект, по мнению ученого, можно понимать как любая деятельность, выполненная от чистого сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, которых объединяет общий интерес. Учащиеся должны сами проектировать то, чем им предстояло заниматься, учитель только направляет. Основные компоненты системы обучения:

- учебный материал, отвечающий интересам учащихся;

- целесообразная деятельность;

- перестройка жизни и подъем на ее высшие ступени.

Таким образом, обучение – организация «целевых актов», позволяющих учащимся ориентироваться в разных ситуациях. [3]

Метод проектов имел последователей и у нас в России, однако, в советские годы был осужден, так как не давал возможности ученикам овладеть системой знаний.

Во второй половине 1990-х годов применение проектной деятельности активизировалось, поскольку, проблемой современного образования становится ориентация человека в огромном информационном потоке. В следствие этого, нужно научить ребенка извлекать необходимую информацию, правильно структурировать ее, творчески преобразовывать, применять для разрешения проблем. В этом вопросе может помочь учебный проект.

По мнению исследователя, учебный проект – это педагогическая технология, сочетающая в себе исследование и эксперимент.

Цель проекта, с точки зрения педагога: приобретение новых знаний, умений и личностное изменение учащегося. Для ребенка: самостоятельная реализация учебного проекта.

Сложность метода проектов – его организация. Дипломант выделяет несколько этапов работы над проектом:

  1. Погружение в проект. На этом этапе формулируется тема проекта, которая определяется учащимися-исследователями самостоятельно или педагогом, создающим стимул к самостоятельной деятельности для разрешения определенной проблемы. После того, как тема сформулирована, в ней выделяются подтемы, так происходит сужение, уточнение проблемы проекта. На начальном этапе выявляется значимость темы, таки образом появляется мотивация к разрешению проблемных вопросов.
  2. Планирование деятельности. На данном этапе формируются творческие группы, выдвигаются варианты решения проблемной ситуации, формулируются цели и задачи проекта, создается план совместных действий, определяется форма конечного результата. Задача учителя консультировать учащихся, снабжать учебно-методическим материалом, что обеспечит полноту проблематики проекта.
  3. Самостоятельная работа над проектом. Каждый учащийся выполняет свою конкретную задачу, происходит обмен информацией с другими участниками проекта, если возникает необходимость, то ребенок обращается за консультативной помощью к преподавателю.
  4. Презентация конечного результата по проекту. На данном этапе происходит анализ деятельности коллективом и предъявляется способ решения проектной проблемной ситуации. Учащиеся повествуют о ходе работы над проектом, о способах решения проблемы, об идеях, которые возникли во время работы над проектом, обосновывают эффективность своего метода решения вопроса и демонстрируют итог работы. В качестве финального продукта могут выступать макеты, рисунки, чертежи, фото и видео коллажи, сценарии, сами спектакли, газеты и вебсайты и многое другое. Реализация данного этапа способствует самоутверждению, повышению самооценки ребенка, формирует навыки публичного выступления, развивает аналитические способности учащегося.
  5. Этап рефлексии. Сам замысел проекта, ход работы, результаты, оценка конечного продукта деятельности, система отношений между участниками проекта, субъективные и объективные причины удач и неудач, перспективы использования результатов проектной работы и дальнейшее развитие проекта подлежат рефлексии.

Очень важным является реализация всех этапов учебного проекта, поскольку они в целом позволяют учащемуся наполнить свою деятельность личностным смыслов, проявить себя активным субъектом познания, развить творческие и коммуникативные способности.

В проектной методике нашли свое отражение ряд идей мыслителя  Джона Дьюи:

  • обучение и воспитание ребенка путем делания;
  • явлении педагогического процесса как постоянной реконструкции опыта;
  • усвоение знаний путем разрешения проблемных ситуаций;
  • школа как взаимодействующая среда;
  • ориентация школы на самого ребенка, образование тесно связывается с развитием человека.

Таким образом, выпускник школы, где практиковался метод проектов, приобретает ряд навыков и умений:

  • самостоятельно приобретать знания, уметь пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач;
  • умение работать в разнообразных группах, исполняя многочисленные социальные роли (лидер, исполнитель и прочие);
  • знакомство с разными культурами, иными точками зрения на одну и ту же проблему;
  • умение пользоваться разнообразными исследовательскими методами: сбор интересующей информации, анализ фактов, разнообразных точек зрения, выдвижение своих путей решения, формулирование выводов и заключений.

 Однако, метод ученических проектов сталкивается с рядом проблем: педагог вынужден долговременно и увлеченно работать над своими действиями и методиками и поддержка руководителей образовательных учреждений и коллег в данном начинании. Ведь проектная деятельность носит межпредметный характер. Не смотря на это, многие педагоги успешно используют метод проектов в своей работе, что подтверждается многочисленными разработками и материалами.

 Дипломант, как практикующий педагог, предлагает примеры политологических проектов, которые были реализованы в образовательном учреждении. Темы выбраны совместно с учащимися, ряд тем были предложены ими непосредственно:

  • «Что такое гражданское общество?»;
  • «Гражданин России – кто он?»;
  • «Женщина в гражданском обществе»;
  • «Президент и народ: основы взаимодействия»;
  • «Политика как призвание и профессия»;
  • «Политика и средства массовой информации»;
  • «Политический лидер в современной России».

Помимо учебных проектов, на уроках обществознания эффективно проводить диспуты. Процесс обучения в контексте данной методики происходит во время спора, дискуссии. Уроки-диспуты активно используются учителями истории и обществознания в школе, где дипломант проводит свое исследование.

Важно заметить, что подобные уроки – это не просто споры. Учащиеся творчески подходят к своим заданиям: разнообразные инсценировки, музыкальные композиции – дети представляют себя на месте героев диспута. Каждый ученик становится активным участником действия. Роль педагога заключается в построении демократичных отношений с учащимися: провокация спора путем подсказки ошибочных решений или альтернативных действий, создавая атмосферу всеобщего поиска истины. Дискуссия позволяет подключить неуспевающих детей, так как они становятся более открытыми, начинают понимать и слушать друг друга.

Таким образом, можно сделать вывод, что урок-диспут помогает детям учиться корректировать свое поведение с учетом позиций и взглядов других людей, что воспитывает культуру ведения спора, ответственности за себя и окружающих людей.

Что не мало важно, прийти к истине сообща всегда легче, чем в одиночку.

Урок-диспут – необходимая форма работы в современной школе с современными детьми. Все чаще можно встретить компетентного в определенном вопросе ребенка, однако, не умеющего ответить, отстоять свою точку зрения, отсутствует умение вести деловой спор. Именно школа должна обучить умению вести дискуссию, тем самым приобрести черты зрелого члена социума.

Урок-диспут решает важные педагогические задачи:

  • помогают избегать формализма в знаниях, вовлекая учащихся в активную беседу;
  • учат высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • обучают диалогу (учащийся вникает в смысл доводов оппонента, выискивать в них уязвимые места, задавать вскрывающие их несовершенство вопросы, приводить свои доводы);
  • для участия в диспуте важно владеть информацией по данной теме, в связи с этим учащийся повторяет пройденный материал, знакомится с дополнительной литературой;
  • такие уроки способствуют превращению знаний ребенка в убеждения.

Следует заметить, что данный вид урочной деятельности так же сопряжен с рядом трудностей: наличие времени (исходя из своей практической деятельности, дипломант считает, что диспуты стоит проводить на сдвоенных уроках), однако, наибольшее затруднение – эрудированность педагога для поддержания спора и направления его в правильное русло. Чтобы урок был интересным, важно правильно сформулировать его тему.

Организация урока-диспута:

  1. Подготовка должна быть тщательной.
  2. Урок не должен состоять только лишь из заранее подготовленных докладов учащихся.
  3. Участники спора должны приводить доказательства своей позиции.
  4. Составление дискуссионных вопросов возможно самими учащимися.
  5. Нельзя добиваться единодушия во время проведения самого спора.

Важный метод урока-диспута – убеждение, обмен мнениями для поиска истины.

Этапы подготовки и проведения урока-диспута:

  1. Выбор темы, ее формулировка. Важно, чтобы тема звучала проблемно и остро, содержала обязательный элемент дискуссии. Педагог совместно с учащимися, их интересами, выбирает тему диспута. Пример тем уроков-диспутов, проводимых дипломантом в образовательном учреждении (здесь были так же учтены интересы учащихся):

«Будущее России: процветание или застой»;

«Политическая система России: идеал или объект для насмешек»;

«Политический лидер: идеал и реальность»;

«Выборы Президента: театр или жизнь»;

«Национальная идея: возможные варианты».

  1. Конкретизация темы с помощью постановки более узких вопросов (не более пяти, чтобы не перегружать урок и повысить его продуктивность), не предполагающих однозначного ответа.
  2. Подготовка к диспуту: создание творческих групп, поиск и анализ  дополнительной литературы по теме диспута.
  3. Оформление места проведения дискуссии: плакаты с лозунгами, высказываниями, цитатами известных личностей. Каждому учащемуся выдать памятку о правилах ведения дискуссии.
  4. Ведущим диспута может быть сам педагог, а может и один из учащихся, который хорошо владеет словом, сможет управлять столь подвижным процессом.

Дискуссия должна соответствовать ряду требованиям:

  • проблема соответствует возрасту и умениям детей;
  • учащиеся должны иметь определенный багаж знаний по данной теме;
  • должна развиваться по поставленным вопросам, нести в себе ноты противоречия.

Важно отметить, что дискуссия представляет собой спор по сути, где учащиеся получают важные жизненные ценности. Учитель должен четко сформулировать поставленную задачу, обозначить проблемные вопросы. Желательно опираться так же на опыт известных деятелей науки.

Ребенка следует научить работать с дополнительной литературой, предложенной педагогом заранее. Можно составить памятку или проговорить на одном из уроков этот процесс. Например: ознакомиться с источником, определить свою позицию по вопросу дискуссии, сопоставить свою оценку с авторской, подумать какую позицию и как вы будите отстаивать в аудитории.  

Следует отметить, что публичные выступления являются для многих подростков стрессовыми ситуациями, в связи с тем, что ребенок должен получить от аудитории некую эмоциональную ответную реакцию. Докладчик отвлекается от непосредственного смысла изложения информации, перенося внимание на реакцию публики. Об этом в своих трудах писал Рубинштейн: «Докладчик, выступая перед аудиторией, начинает думать не о том, что он говорит, а о том, что он говорит перед слушающей и оценивающей его аудиторией… известно, сколько срывов дает такая установка. Для того чтобы добиться успеха в любом деле, нужно больше думать о своем деле, чем о своем успехе… однако это не значит, что можно рекомендовать оратору, лектору  отвлекаться от аудитории. Выступление каждого из них должно быть процессом активного общения с аудиторией и воздействия на нее. Поэтому выступление, которое вовсе не обращено к зрителю или слушателю, не может быть удачным. Но эффективно воздействовать на аудиторию можно только через то объективное содержание, которое ей преподносится. На нем и должно быть в первую очередь сосредоточено внимание говорящего и играющего».[4] 

Во время своего краткого, но емкого выступления докладчик должен раскрыть аудитории тему, указать все ключевые моменты, создать необходимое настроение. В дискуссии важен непосредственно сам момент спора, где доказывается своя точка зрения, анализируются доводы оппонентов. Ведущий дискуссии, чаще всего в его роли выступает педагог, должен включаться в спор, рассуждать вместе со всеми, однако, при этом не добиваясь однозначной оценки проблемной ситуации, иначе цель проведения урока-диспута будет утрачена.

Важно отметить, что мало учащихся умеют правильно вести дискуссию, для этого следует выдать памятки, с которыми они могут ознакомиться заранее. Приведем в пример несколько правил:

  • Прежде чем спорить, подумай, что именно ты хочешь сказать.
  • Если ты участник диспута, обязательно выскажи, аргументируй  свою точку зрения.
  • Старайся говорить четко, просто, коротко, логично.
  • Опирайся только на хорошо известные тебе факты, в чем ты действительно уверен.
  • Спорь честно: не искажай мысли, сказанные оппонентом.
  • Не повторяйся и не повторяй мнения других.
  • Лучшие доказательства – точные факты.
  • Уважай своего оппонента, так как тактичное поведение доказывает твою сильную сторону, в качестве противника в споре, но и воспитанность.

Ведущий диспута должен направлять учеников, задавая им конкретные вопросы. Участник должен выслушать их и мысленно выявить проблему; самостоятельно сформулировать свою точку зрения; высказать ее, четко аргументируя; выслушать мнения оппонентов; проанализировать их: найти слабые и сильные стороны их гипотез; возразить, приводя свои доказательства.  

Мастерство педагога заключается в том, чтобы вовремя почувствовать момент завершения дискуссии, чтобы не повторять сказанное сначала. В конце урока следует подвести итоги всему происходящему, проанализировать сделанные выводы, провести рефлексию.

Например, каждому участнику диспута можно выдать анкету, где попросить ответить на несколько вопросов:

  1. Получил ли я моральное удовлетворение после дискуссии?
  2. Смог ли я правильно изложить свою точку зрения и понять мысли оппонента?
  3. Интересна ли мне такая форма проведения урока? Почему?
  4. Смог ли я доказать свою точку зрения?
  5. Что я приобрел во время проведения диспута, какие знания и умения?

Анализируя анкеты учащихся, сам процесс проведения урока-диспута  педагог сможет понять эффективность данной формы занятий. Следует отметить, что временной барьер в 45 минут, насыщенность школьного курса «Обществознание» не позволяют часто проводить подобные виды уроков. Дипломант ранее отмечал, что оптимально диспуты проводить на сдвоенных уроках, однако, на практике в сетке школьного расписания такое встречается очень редко. По мнению исследователя, практиковавшего данный вид урока, что реализация диспута возможна и в академический час. Педагогу следует тщательно продумать структуру урока, уменьшить число проблемных вопросов, проводить дискуссию в динамичном режиме.

Таким образом, нам представляется, что проблемные уроки – это эффективное средство обучения, поскольку на них вырабатывается ораторское искусство, развивается гражданская грамотность, происходит воспитание свободной личности.


[1] Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. - М.: Академия, 2005. – 288 с. - с. 32

[4] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 2000. – 712 с. – с. 169


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект "Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как способ развития познавательного интереса учащихся"

Активное участие учащихся в создпнии проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности  в социокультурной среде, развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся ...

курсовая работа по теме: Проектная работа учащихся на уроках обществознания.

Подходит не только для уроков экономики, но и по профориентации школьников....

Методика проектной деятельности учителя истории и обществознания Вильдановой Э.Р.

Методика проектной деятельности учителя истории и обществознания Вильдановой Э.Р....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ...

Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"

Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...

Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности

Презентация на тему Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности"...

Выступление на РМО "Проектная деятельность по истории и обществознанию". Презентация и текст выступления на РМО. Курбан О. Н.

Выступление на РМО "Проектная деятельность по истории и обществознанию". Презентация и текст выступления на РМО. Курбан О. Н....