ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
методическая разработка по истории на тему

Потёмкина Ольга Валентиновна

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektn.deyat-moya.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

Из опыта работы учителя истории и обществознания  МОУ «Суховерковская СОШ» Калининского района Тверской области
Потемкиной Ольги Валентиновны


Научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в саморазвитии – задачи, стоящие перед любым современным педагогом.
 Для реализации этих задач в педагогический процесс широко внедряются методы и приемы, формирующие у школьников навыки самостоятельного приобретения новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы и делать выводы. К ним относятся проектные технологии, которые можно использовать как на уроке, так и во внеклассной работе. Проектная деятельность позволяет индивидуализировать образовательный процесс, создает благоприятные условия для развития творческих способностей и активизации познавательной деятельности учащихся.
В современной отечественной педагогике существует несколько классификаций проектов, однако, практика показывает, что обычно нельзя увидеть в чистом виде тот или иной проект, можно говорить лишь о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

В своей педагогической практике на уроках истории и обществознания я использую такие типы проектов, как прикладные, информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы.

  Особое внимание я обращаю на придание процессу обучения проблемного характера, развиваю навыки учеников самим находить и формулировать проблемы, делать теоретические обобщения.
Например, на уроках обществознания в 6 классе особый интерес вызвала работа над проектом «Кто такой патриот?». Учащиеся проводили анкетирование, представили рисунки, защищали свою точку зрения. Хочется отметить, что проекты в 6 – 8-х классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, что не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.
На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования.

Более подробно хочу представить проектную работу учащихся 10 класса по теме «Молодёжные конфликты» в рамках изучения обществознания. Этот проект заслуживает внимания, потому что является самостоятельной творческой и исследовательской работой учащихся.

Вид проекта: учебно-исследовательский

Форма проекта: социологическое исследование, презентация

Состав участников: учащиеся 9-11 классов , родители, педагоги

Проблема проекта:

- в чём причины молодежных конфликтов и возможно ли предотвратить молодёжные конфликты в школе?

Актуальность: 

В школе происходит социализация личности подростка и в зависимости от того, насколько  успешно протекает этот процесс, (воспитание духовных, нравственных ценностей) снижается или возрастает частота конфликтов между школьниками. Поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностях.

Цели проекта:  Содержательные:

-Воспитание толерантности, взаимопонимания, гуманизации в отношениях подростков, педагогов, родителей.

-Профилактика конфликтных ситуаций.

                        Учебно-исследовательские:

-формирование умений сбора, обработки и систематизации материалов, работы с документами

                       Учебно-методические

-Координация действий обучающихся, педагогов и родителей

Задачи:

1.Изучить теоретические основы возникновения молодёжных конфликтов

2. Ознакомить с методикой проведения анкетирования-разработка проведения анкетирования, исследование полученных результатов.

3.Формировать навыки работы с научной информацией-умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Основные принципы работы:

  1. Пример нравственного отношения учащихся и педагогов к выбранной теме.
  2. Социально-педагогическое партнёрство.
  3. Индивидуально-личностное развитие учащихся.
  4. Социальная востребованность, актуальность

Основные функции проектной деятельности:

Научит:

 -планировать решение задачи, выбирать пути её решения ,определять необходимые ресурсы;

- производить последовательность действий по плану, уточнять формулировки, получать недостающие данные;

-осуществлять  поиски информации, оценивать её достоверность;

- взаимодействию с людьми.

Место и формы реализации:-выступление перед одноклассниками, на школьной конференции; размещение на сайте школы

Результаты:         Метапредметные:

-умение сознательно организовывать свою познавательную и исследовательскую деятельность от цели до результата;

-умение объяснять явления и процессы в социальной жизни;

-овладение различными видами публикации выступлений-монологи, высказывания, дискуссии, доклады, рефераты, презентации;

-следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

                  Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации

-умение структурировать знания

-строить речевые высказывания в устной и письменной форме

-установление причинно-следственных связей, логичность рассуждений, доказательств

                 Регулятивные:

-целеполагание, планирование, коррекция, оценка полученного

-волевая саморегуляция -способность к волевому усилию, преодолению препятствий и трудностей.

            Коммуникативные:

-формирование сознательной ориентации обучающихся на позиции

-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

-владение монологической и диалогической формами речи, нормами общения.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного проекта

- программное обеспечение: Microsoft Word, Power Point;

- компьютер, мультимедийный проектор, принтер.

Работа может быть представлена в электронных форматах: документ Word , демонстрация Power Point .

За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.
Для изучения отношения учащихся и родителей к данной проблеме была разработана анкета, проанализированы ответы на вопросы.

Метод проектной деятельности предполагает, что после проведения исследования, результат должен быть представлен в виде завершенной работы и презентации полученных результатов. Очень важно, чтобы работы учеников были представлены в каком- либо конкурсе или конференции. Это очень нужно ребятам: для них это реальная возможность испытать себя и попробовать свои силы, а также оценить себя со стороны. С презентацией учащиеся выступили как в своей школе, так и на научно-практической конференции в Некрасовском сельском образовательном округе, где  заняли 2 место . Представление проекта было очень эмоциональным.

В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по организации проектной деятельности учащихся я обратила внимание на то, что в проектном методе обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Безусловно, этот метод не является универсальным,  но он имеет большие преимущества:
• развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;
• развивает творческие способности и самостоятельность;
• он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;
• он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;
• позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

Немало этот метод дает и мне как учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами.
Я считаю, что использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект "Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как способ развития познавательного интереса учащихся"

Активное участие учащихся в создпнии проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности  в социокультурной среде, развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся ...

курсовая работа по теме: Проектная работа учащихся на уроках обществознания.

Подходит не только для уроков экономики, но и по профориентации школьников....

Статья "Организация проектной деятельности, диспутов на уроках обществознания"

Проблемные уроки как эффективное средство обучения, поскольку на них вырабатывается ораторское искусство, развивается гражданская грамотность, происходит воспитание свободной личности....

Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...

Доклад на тему "Проектная деятельность учащихся на уроках истории и обществознания"

ормирование социально-адаптированной личности ученика, усвоившей образовательный стандарт по ступеням обучения, на основе инновационных технологий»Методическая тема ШМО учителей истории и общест...