Доклад на тему "Проектная деятельность учащихся на уроках истории и обществознания"
учебно-методический материал

ормирование социально-адаптированной личности ученика, усвоившей образовательный стандарт по ступеням обучения, на основе инновационных технологий»

Методическая тема ШМО учителей истории и обществознания созвучна с темой нашей школы:

«Формирование нравственного и физического здоровья учащихся, активной гражданской позиции, патриотизма и толерантности, используя инновационные технологии на уроках истории и обществознания»

Одним из основных направлений работы с учащимися уже четвертый год является проектная деятельность на уроках и во внеурочное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Проектная деятельность учащихся на уроках истории и обществознании»

 «Формирование социально-адаптированной личности ученика, усвоившей образовательный  стандарт по  ступеням обучения, на основе инновационных технологий»

Методическая тема ШМО учителей истории и обществознания созвучна с темой нашей школы:

«Формирование нравственного и физического здоровья учащихся, активной гражданской позиции, патриотизма и толерантности, используя инновационные технологии на уроках истории и обществознания»

Одним из основных направлений работы с учащимися уже четвертый год является проектная деятельность  на уроках и во внеурочное время

Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Одна из задач сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений,  основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем. Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Актуальной стала индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности, неверие в свои силы, неудовлетворённость. Учащийся теряет интерес к изучению истории.

        Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков.

В педагогике проблема интереса воспитанника в процессе его обучения была и остаётся актуальной. Пробуждение и сохранение интереса у учащихся способствует гуманизации образования и продуктивности обучения.  

        Выход мы нашли в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально–значимых проблем. Наиболее эффективным в этом плане мы считаем метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.  

        Форма работы учащихся, когда они трудятся над решением проблемных вопросов или занимаются исследованием, позволяет по-новому раскрыть перед ними процессы исторического развития нашей страны, способствует осмыслению прошлого и настоящего России. В проектной деятельности удаётся, как правило, наладить диалог между учителем и учеником, свободный от давления и назидания.

       На уроках и во внеурочное время мы уделяем внимание развитию исследовательских навыков через проектную деятельность. Возникает вопрос: с какого возраста школьники готовы к проектной деятельности?

          Оценивая уровень сформированности  таких умений и навыков у учащихся, как коммуникативный показатель (спрашивать и выяснять точку зрения собеседника, выражать свое мнение, договариваться) и установки на учебное сотрудничество;
интеллектуальный: освоенность ряда приемов мыслительной деятельности (сравнение, вычленение существенного признака, обобщение);
оценочный показатель: наличие опыта анализа и оценивания своей деятельности и деятельности одноклассников -  считаем целесообразным использовать проектно-учебную деятельность на уроках истории с 5  класса и предлагаем несколько видов проектов, используемых нами в практической деятельности (слайд 4-9):

«Моя родословная»; «Герб моей семьи»; «Семейная реликвия»; «Биография моего предка»

Начиная с 7 класса в  своей работе начинаем использовать следующие методы

-проектный, проблемный, поисковый, развивающий, исследовательский;

Приемы, используемые на уроках и внеурочной деятельности:

- ролевая игра, творческая проектная деятельность, создание проблемной ситуации, выполнение развивающих заданий, воображаемое путешествие, реферат, эссе, опережающее задание, использование мультимедийных средств обучения;

нетрадиционные формы уроков:

- урок-конференция,

- семинар по защите творческих проектов,

- ролевая игра, урок-путешествие,

- видеоурок, урок-суд,  урок-экскурсия;

 формы работы:

  • групповая форма – основана на работе творческих микрогрупп при выполнении заданий, ролевых игр. Группа, как правило, состоит из 3-5 человек. Например, в 8-м классе при изучении темы «Культура России I половины XVIII века»   класс делится  на микрогруппы, каждая из которых проводит воображаемую экскурсию по Третьяковской галерее и Русскому музею;
  • коллективная форма – данную форму работы используется для сплочения классного коллектива. Это помогает формированию у учащихся чувства ответственности за принимаемые решения. Например, урок-конференция по теме «Глобальные проблемы современности»;
  • индивидуально-дифференцированная форма – данная  форма работы используется   при выполнении проектов, исследовательских работ, при развитии монологической речи и умений работать с документами; (слайд 10-11)

       Очень продуктивно проходят ролевые игры, например ролевая игра «Избирательная кампания», «МЭМ» В ходе подведения итогов учащиеся высказали предложение проводить такие игры как можно чаще. Они сами увидели «слабые места» в своей подготовке, признавшись, что плохо представляют себе не только механизмы политической жизни, но и реалии сегодняшнего дня. По достоинству оценили ребята удачи своих одноклассников. Вырос интерес школьников к актуальным вопросам политической и экономической жизни

Проекты либо органично вписываются в учебный процесс, либо выполняются во внеурочное время. Метод проектов мы считаем  специфическим этапом формирования знаний. Он служит определенным стимулом и мотивацией для дальнейшей деятельности, помогает каждому ученику совершенствовать индивидуальные способности, способствует самовыражению и повышению ответственности, позволяет осуществить индивидуализацию обучения и формирует устойчивый интерес к предметам обществоведческого цикла. Показателем роста интереса служит ежегодное увеличение количества участников олимпиад и творческих конкурсов:

 Творческие проекты (слайд14) особенно актуальны  в ходе преподавания истории и обществознания, так как позволяют учащимся проявить свои способности, а также обобщить и систематизировать изучаемый материал, представить его в нестандартной форме

       Особый интерес вызвал у учащихся участие в международном конкурсе «Достижения молодых». В ходе работы над проектом школьной бизнес -компании «Смайл» (слайд15) учащимися были достигнут достаточно высокий уровень компетенции в вопросах экономики, а также коммуникативных способностей

        Наш опыт организации и самостоятельной проектной деятельности учащихся позволил выделить следующие положительные результаты данного метода: развитие ключевых компетенций, отработка их на практике; расширение кругозора учащихся; выявление лидерских, организационных способностей; в широкой мере раскрываются инициативность, творческий потенциал.

       Но есть и определенные трудности трудно совместить данный метод с урочной системой; трудоемкий метод, учитель затрачивает много времени, что очень тяжело при большой нагрузке; мало интересных, нестандартных форм презентаций.  Результатами активного внедрения метода проектов на уроках истории и обществознания является: повышение творческой активности учащихся на уроке; развитие их логического и критического мышления; расширение кругозора школьников.

       Главный результат - компетентность учащихся в области истории и обществознания и конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности.

        Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся, помогает преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания

Из опыта работы в рамках опытно-эксперементальной работы....

Активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания посредством активных методов обучения как ресурс социализации личности учащихся.

Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках, повышению активности обучающихся  во время уроков, их более глубокому включению в учебный процесс....

Доклад по теме «Роль активных форм деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в подготовке к ГИА»

Доклад по теме «Роль активных форм деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в подготовке к ГИА»...