Инициативная деятельность учащихся на уроках истории и обществознания
методическая разработка (11 класс) на тему

Майорова Елена Викторовна

Методическая разработка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНИЦИАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

В период кардинальных общественных перемен последних десятилетий особой задачей учебного заведения становится воспитание личности, способной самостоятельно мыслить, умеющей привлекать все нужные ресурсы к решению текущих проблем. Особые возможности для этого, на мой взгляд, представляют такие общеобразовательные предметы как история и обществознание.

Согласно итогам последнего международного смотра знаний PISA каждый второй школьник России читает гораздо лучше, чем понимает. А если точнее – мы учим их «знать» и совершенно не обучаем жить. Данные таких исследований не могут не волновать преподавателей истории, т. к. они затрагивают компетенции, развивающиеся на уроках истории и обществознания.

Известно, что всем нравится делать то, что легко и хорошо получается. И учащиеся охотнее выполняют такие задания, которые не являются обязательными и сложными. Каждый учитель понимает, что, обучая работать самостоятельно, творчески, необходимо прежде всего учить справляться и с трудными задачами, а значит, учить быть успешными в жизни.

Развитие познавательного самостоятельного мышления учащегося, своего отношения к происходящему – вот важные задачи, стоящие перед преподавателем. Можно выделить три уровня познавательной самостоятельности учащихся в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность, преобразующая деятельность, творческая деятельность.

Наиболее сложный, но наиболее привлекательный, творческий уровень познавательной деятельности. Он характеризуется самостоятельным исследовательским поиском новых знаний и способов деятельности.          

Для психологического комфорта в обучении, чтобы каждый ученик мог выбрать наиболее удобный вариант деятельности на уроке и дома, я предлагаю разные творческие задания. Систематически обращаюсь к работам, которые позволяют проявить индивидуальность учащегося, дают повод похвалить каждого. Успешно выполненное задание повышает интерес к предмету и появляется возможность поручать задания, формирующие навыки системного мышления, а активная мыслительная деятельность, направленная на углубленное понимание материала, приводит к его осознанному применению.

Творческие задания могут выполнять различные функции: контролирующие, систематизирующие знания и знания, анализирующие различные ситуации. С их помощью можно повторять, обобщать и закреплять знания и т. д.

Подробнее остановлюсь на примерах своей работы по  развитию самостоятельной инициативной деятельности учащихся.

Учитывая тот факт, что контингент обучаемых соответствует старшему школьному возрасту у меня есть:

  • Возможность опоры на уже имеющиеся знания учеников, полученные в основной школе, не только по истории, но и иным гуманитарным наукам.
  • Усиление аналитической стороны изучения предмета. Преобладание вопроса «почему?» над вопросами «что?», «где?», «когда?» значительно.
  • На моих уроках ребята изучают прежде всего не последовательный ряд однотипных событий, а неординарных, поворотных событий. При этом сначала ставится вопрос, что (что именно) происходит, затем - как (каким образом) происходит (происходило). Сначала - общий взгляд на процесс и поворотные моменты, и только затем, в зависимости от степени необходимости - детализация.
  • Я стараюсь, чтобы исторический документ был не столько иллюстрацией исторических сюжетов, сколько основным объектом добывания исторических знаний, т.к. преподавание в этой возрастной группе призвано решать задачи формирования исторического познания навыком работы с документальным и справочным материалом.

Создаю различные модели урока:

  1. Семинарское занятие.

Наиболее характерные черты таких уроков: предварительное углубленное изучение учащимися рекомендованной учителем литературы и подготовка сообщений по основным вопросам семинара; коллективный разбор на занятии заранее поставленных вопросов; коллективное обсуждение сообщений, подготовленных учащимися.

Вот, к примеру, урок из раздела «Российское государство в XIV – XVII веке» -  «Иван  IV в оценках и суждениях».

Оформление  урока. Иллюстрированные материалы, портрет Ивана IV, фрагменты исторических карт.

План семинара:

1. Реформы Ивана IV и характеристика первого русского царя.

2. Внешняя политика Ивана IV.

3. Опричнина.

4. Поэты и писатели XIX века об Иване Грозном.

Проблемный вопрос: «Почему народ прозвал Иоанна IV не мучителем, а грозным?»

За неделю до семинара сообщаю группе его тему, даю план и перечень основных источников знаний для подготовки. Некоторые вопросы, требующие углубленного освещения, по поручению готовят заранее отдельные ученики.  

В процессе урока заслушиваются сообщения, подготовленные учащимися  с характеристикой личности Ивана IV.

«Оценить однозначно личность Иоанна IV и его деятельность невозможно. И не случайно характер суждений разноречивый. Иван Васильевич, вне всякого сомнения, был человеком неординарным, великим и мудрым. И доказательством этому служат его дела, проведённые им реформы.

Учитель: «Начало реформ было положено венчанием на царство Ивана IV. Когда это произошло?»  

 Следуют ответы учащихся.

Учитель: «После московского восстания произошли выступления в других городах. Всё это потребовало от правительства принятия решительных мер по обеспечению порядка и укреплению власти. Так какие же меры были приняты?»

 Учащиеся говорят об образовании Избранной рады и о реформах.

Учитель:  - «Каковы же были цели реформ?»

 Ответы учащихся.

Учитель: «Сейчас мы проведём небольшое расследование, выясним, какова была цель опричнины и её последствия».

  Класс делится на три группы.

1. Оперативная группа устанавливает, что сопутствовало началу преступного деяния.

2. Экспертная группа, работая с различными источниками и картами, определяет количество земель, вошедших в опричнину, число жертв опричнины.

3. Следственная группа пытается выявить мотивы преступления, причины введения и отмены опричнины.

Учитель: «А теперь попытайтесь назвать позитивные и негативные последствия опричнины»

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Для составления более полной картины личности Ивана, описания событий, изображения общего характера целой эпохи и восприятия понятий, верований, нравов русского общества второй половины XIV века обращаемся к творчеству писателей. Учащиеся зачитывают отрывки из произведений Михаила Юрьевича Лермонтова поэма “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” и Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный».

Учитель: «В заключение хочу сказать, что история России продолжается; продолжаются и наши раздумья о ней. И хочется мне процитировать слова М.Горького: “Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо”.

В конце урока была проведена самостоятельная работа в качестве закрепления.

  1. Урок – экскурсия.

Уроки такого вида целесообразно проводить как вводные в начале изучения новой темы так и закрепляющие изученный материал. 

Экскурсии являются эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении имеют ряд существенных дидактических функций.

Подготовка экскурсии осуществляется по следующему плану (на примере урока из раздела «Великая Отечественная война»):

  1. Определяется тема экскурсии («Блокада Ленинграда»).
  2. Выбирается объект изучения («Монумент героическим защитникам Ленинграда»).
  3. Формулируются цель посещения (Жизнь блокадного города)
  4. Перед  походом осуществляется подготовка учащихся к экскурсии. (Учащиеся получают  задание: изучить материал о блокадных днях Ленинграда).

Подготовить сообщения:

-о планах германского командования в отношении Ленинграда;

-трудовые будни жителей блокированного города;

-«Дорога жизни»;

-Прорыв и полное снятие блокады Ленинграда;

-Сообщение о родственниках учащихся, которые прошли войну, были живыми свидетелями происходящих событий (если такие есть).

Экскурсия может проводиться как самостоятельно учителем, так и совместно с экскурсоводом. Учащиеся изучают музейные экспонаты.

      Экспозиция Монумента героическим защитникам Ленинграда одновременно документальна и символична. Двенадцать документально-художественных композиций заключены в гранитные витрины, оборудованные так, что рассмотреть экспонаты можно, только подойдя к ним вплотную В рассматривание экспонатов, рассказ экскурсовода (учителя) вплетаются  заранее подготовленные сообщения учащихся.

Экскурсию завершает  просмотр: на видеоэкранах, размещенных в двух нишах зала, возникают силуэты блокадного города: разрушенные во время бомбежки здания и остановившийся общественный транспорт, лица изможденных голодом ленинградцев и братские могилы… 10-минутный документальный фильм "Воспоминание о блокаде", сопровождаемый фрагментами Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича, позволяет острее почувствовать трагедию Ленинграда и величие подвига его защитников.

В кабинете проводится повторно-обобщающая беседа по вопросам:

-«Как и почему Ленинград оказался во вражеском кольце?»

-«Почему такое значение Гитлер придавал Ленинграду?»

-«Что такое блокада?»

-«Какой символ нашего города изображен на этой медали?»

-«Какие памятники нашего города хранят память о войне и блокаде?»

  1. Урок – ролевая игра.

Игра ролевая  - метод имитации совместной деятельности людей, используемый в обучении. Участники игры рассматриваются как социальный организм, действующий в экспериментальной ситуации. Игра при этом трактуется как деятельность.

Проведение  ролевых игр направлено на достижение следующих учебно-воспитательных целей:

1) обучающая – формирование  знаний на основе включения каждого учащегося в реальный процесс решения возникающих  социальных проблем;

2) воспитательная – проявление в процессе игры деловой активности и качеств личности;

 3) развивающая – приобретение навыков деловой расчетливости, умение производить быстрый анализ сложившейся в ходе игры  социальной ситуации, расчет наиболее выгодных путей выхода из кризисных ситуаций, формирование активной творчески мыслящей личности.

Целью урока, планируемого как ролевая игра, является формирование творческого мышления, когда участник игры предоставлен самому себе и должен самостоятельно найти выход из быстро меняющейся ситуации.

Предварительная подготовка к игре включает в себя объявление темы игры и распределение ролей.

  Время на предварительную работу к игре должно быть достаточное, чтобы учащиеся могли закончить творческую подготовку, но не слишком растянуто,  что бы не  потерять к ней  интерес.

Урок из раздела «Российская Федерация в 1991 - 1997 г.г.»

Тема урока: «Выборы Президента».

 Роли: кандидаты в лидеры государства; группа поддержки кандидатов; избирательная комиссия; электорат.

Цели    -   расширить правовые знания учащихся;

  • развивать умение сформировать, высказывать и защищать свою точку зрения, своё мнение;
  • прививать навыки критического мышления;
  • развивать способности принимать решения в теории и на практике;
  • воспитывать уважение к оппоненту, способность к сотрудничеству;
  • воспитывать умение слушать и отбирать главное.

 Задачи: помочь учащимся применить теоретические знания в практической деятельности.

Оформление кабинета к уроку: наглядная агитация, выдержки из Конституции, трибуна для выступления, элементы телестудии,  плакаты, урна для голосования, таблички на столе с Ф.И.О. кандидатов, избирательная комиссия.

Ход игры:

  1. Подготовительный этап. Знакомство группы с действующим законодательством и предвыборными технологиями.
  2. Представление кандидата и его программы:

    В группе 4 кандидата, у каждого своя команда, которая его представляет. Далее кандидат представляет основные положения своей программы.

     После заслушивания программ переходим к следующему этапу.

  1. Встреча с избирателями.

     Кандидатам в президенты государства задают вопросы избиратели.

      Встречи контролирует ведущий, который должен распределить время, чтобы его хватило на выступление кандидатов, на вопросы избирателей и ответы на них.  

  1.  Теледебаты

Средства Массовой Информации называют четвертой властью.

В прямом эфире встретятся по два оппонента. Борьба соперников за голоса избирателей, главной задачей встречи является снижение рейтинга противника.

Ведущий задает кандидатам вопросы:

  • «Школьное образование. Ваша программа. Платное образование, их плюсы и минусы. Нужны ли элитные школы? Нужна ли в школе демократия».
  • «Здравоохранение. Ваша программа. Плюсы и минусы платного здравоохранения. Что такое медицинское страхование?»

После ответов кандидатов избирательная комиссия раздаёт бюллетени избирателям и кандидатам в президенты. После получения бюллетеней начинается голосование. Бюллетени опускают в урну. По завершению голосования члены комиссии вскрывают ящик и подсчитывают голоса.

  1. Оглашение победителя и предоставление слова избранному президенту.

Детали подготовки к уроку:

В зависимости от роли каждому участнику игры ставиться своя задача. Претенденты в лидеры вместе со своими помощниками готовят предвыборную программу кандидатов; представление; «легенду»; лозунги.

Электорат подготавливает вопросы, которые задаст кандидатам для более полного представления о личности и планах баллотирующегося.

Оформление кабинета продумывать в  соответствии с  предстоящей игровой ситуацией.

План урока:

  • Объявление темы и постановка задачи.
  • Представление  группой помощников своих кандидатов.
  • Представление самих избираемых своей программы.
  • Встреча с избирателями и ответы на вопросы.
  • «Теледебаты в прямом эфире». Встреча двух претендентов на роль лидера и ответы на злободневные вопросы телеведущего.
  • Голосование. Подведение итогов.

Учитель на данном уроке выполняет функции направляющего. Учащиеся самостоятельно разыгрывают все ситуации, находят выход

Познавательные возможности учащихся практически неисчерпаемы и многие из них поддаются целенаправленному воздействию и развитию через качественные, сущностные изменения процесса обучения и его содержания.

Для того чтобы развивать самостоятельную инициативную деятельность необходимо:

  • учитывать индивидуальные познавательные возможности учащихся.
  • вызывать положительную мотивацию в ученике и учитывать цели каждого ученика.
  • формирование умения и навыков самостоятельной познавательной деятельности.
  • развитие интереса к предмету.

В своей работе я стараюсь учитывать индивидуальные познавательные возможности учащихся. Относительно к этим особенностям и возможностям нужно выбирать методы, темпы обучения, объем помощи.

В условиях массового обучения возможны лишь элементы индивидуализации. Индивидуальные возможности важно своевременно выявлять и применять в практической деятельности. В любом случае необходимо формировать умения и навыки самостоятельной познавательной деятельности, пусть и разными темпами, т.к. инициатива вне познавательной самостоятельности угасает. Формирование умений самостоятельной познавательной деятельности нельзя свести только к знанию способа действия или приема, нужно конструирование собственной деятельности ученика. Ученик должен проявлять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы её решения, т.е. осуществлять перенос умения, выполнять его в новых условиях. Необходимо постоянно повышать уровень самостоятельности иначе инициатива угаснет.

Инициатива - проявление высокой мотивации познания, поэтому необходимо учитывать цели каждого ученика. Психологи считают, что положительную мотивацию в учении вызывают:

  • положительные эмоции;
  • общий устойчивый положительный настрой;
  • адекватная самооценка ученика;
  • уверенность в своих возможностях;
  • активная позиция в деятельности.

Главным мотивом в изучении истории является интерес к предмету. Поэтому учитель должен развивать интерес через содержание урока, организацию учебного процесса, межличностные отношения с учениками.

Таким образом, возможно создание условий для развития самостоятельной инициативной деятельности. Индивидуализация процесса обучения требует здесь особой трудоемкости, т.к. обучение массовое. Процесс обучения не может быть эффективным без развития самостоятельной инициативной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания

Из опыта работы в рамках опытно-эксперементальной работы....

Методическая разработка по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания"

Сущность методической разработки заключается в повышении уровня обученности и качества знаний обучающихся на основе активизации познавательной деятельности учащихся на уроке....

Методика организации групповой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к ре...

Активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания посредством активных методов обучения как ресурс социализации личности учащихся.

Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках, повышению активности обучающихся  во время уроков, их более глубокому включению в учебный процесс....