Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания
методическая разработка по истории на тему

Ханафиева Рузия Марселевна

Предварительный просмотр:

Районный семинар учителей истории и обществознания

Доклад на тему:

«Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС ОО»

Подготовила:  учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ с. Большой Кукмор»

Ханафиева Рузия Марселевна

   В федеральном государственном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением информационных технологий. В результате востребованной становится организация исследовательской деятельности учащихся.

     Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

    Исследовательская деятельность, несмотря на то что находится в тесной взаимосвязи и в одной группе таких образовательных технологий как эвристическое и проблемное обучение, она отличается от них и предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путём «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями.

     В основе исследовательской деятельности лежат:

- развитие познавательных умений и навыков учащихся;

- умение ориентироваться в информационном пространстве;

- умение самостоятельно конструировать свои знания;

- умение интегрировать знания из различных областей наук;

- умение критически мыслить.

     Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие задачи исследовательской деятельности.

     Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы; систематизации знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.

     Развивающие: развитее умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.

     Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен и востребован другими.

Формирование исследовательской деятельности проходит в несколько этапов.

  1. Актуализация проблемы, где ставится цель выявить проблему и определить направление будущего исследования.
  2. Определение сферы исследования, цель, которого сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
  3. Выбор темы исследования, здесь целью будет обозначение границы исследования.
  4. Выработка гипотезы, целью является разработка гипотезы одной или нескольких, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи.
  5. Выявление и систематизация подходов к решению, где цель: выработать методы исследования.
  6. Определение последовательности исследования.
  7. Сбор и обработка информации, с целью зафиксировать полученные знания.
  8. Анализ и обобщение полученных материалов, цель которого структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.
  9. Подготовка отчета, цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.
  10. Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.
  11. Обсуждение итогов завершенной работы.

   В исследовательском обучении исследование выступает не просто набором методов и приемов учения, а является его содержанием и смыслом. У учащегося, таким образом, формируется представление об исследовании не просто как о наборе частных когнитивных инструментов, позволяющих продуктивно решать познавательные задачи, а как о ведущем способе контакта с окружающим миром и даже шире – как стиле жизни.

     Учитель должен быть фасилитатором учения, а не просто транслятором информации. Основным фактором развития креативности учащегося является не столько его включение в творческую деятельность, сколько наличие в его окружении «образца творческой деятельности». В любом творчестве, и исследовательская деятельность не является исключением, преобладают принципиально не формализуемые элементы, которые могут транслироваться и усваиваться только в прямом контакте с тем, кто сам способен творить.

     Парадоксом исследовательского обучения является то, что педагог, работающий в русле идей такого обучения, может научить ребенка даже тому, чего не умеет сам. Он должен, безусловно, быть творцом – исследователем, но не носителем всех знаний на свете. В условиях исследовательского обучения педагог не обязан всегда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, таким образом находить любые ответы и уметь научить этому детей.

     Важно обеспечение целенаправленности и систематичности процесса развития исследовательских умений школьников. Существенную роль в этом играет технология организации исследовательской деятельности, согласно которой выстраиваются исследовательские занятия с применением игровых, исследовательских, проблемных и эвристических методов обучения.