Выступление на РМО "Проектная деятельность по истории и обществознанию". Презентация и текст выступления на РМО. Курбан О. Н.
презентация к уроку

РМО учителей истории и обществознания Архаринского района

Выступление на РМО "Проектная деятельность по истории и обществознанию". Презентация и текст выступления на РМО. Курбан О. Н.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слово "проект" произошло от латинского "projectus", что означает "брошенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". И на самом деле, планируя проект, учитель как бы заглядывает в будущее, воображает нечто, что ученик может создать или получить, затратив определенные усилия.

Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств. Три "кита", на которых держится данная технология:

  • самостоятельность,
  • деятельность,
  • результативность.

Впервые метод проектов был разработан в США во второй пол. XIX в. Русские педагоги заинтересовались методом проектов    еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Более века назад педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, заданность развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося.

В это время и зародились идеи "свободного воспитания". При всем их разнообразии, объединяющей для всех подходов была убежденность в необходимости развивать творческие задатки учащегося, предоставляя ему возможность на собственном опыте активно познавать мир.

Метод проектов широко использовался в России до 30-х годов, но постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.

Проектирование (проектная деятельность)  –  это обязательно практическая деятельность, где школьники сами ставят цели своего проектирования.

Цели проектной деятельности:

формирование навыков проектной деятельности, проектного мышления

♦  стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.

♦  включение всех учащихся в режим самостоятельной работы.

♦  самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.

♦ развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

♦  развитие способности применять знания к жизненным ситуациям.

♦ развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя.

♦ развитие исследовательских умений: анализа (выявления проблем, сбора информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения.

организация учебно–воспитательного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность овладевать не только базовым уровнем учебного материала, но и развивать свои творческие способности.

формирование и развитие познавательного интереса к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности

воспитание социально–активной творческой личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

Этапы работы над проектом

. Подготовительный:

- определение темы и целей проекта;

- формирование рабочей группы;

обсуждение предмета проекта с учителем, при необходимости учащиеся получают дополнительную информацию, ставят цели, знакомятся со смыслом проектного подхода и мотивацией.

2. Планирование:

 - определение источников информации;

 - определение способов сбора и анализа информации;

 - определение способа представления результатов;

Исследование:

-  сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты;

учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.

4. Формулирование результатов или выводов:

- анализ информации, формулирование выводов. Учащиеся выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию, оформляют проект;

- учитель консультирует учащихся.

5. Защита проекта:

- подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов (возможные формы отчёта: устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт, учащиеся участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности);

- учитель слушает, задаёт целесообразные вопросы о роли рядового участника, при необходимости направляет процесс анализа.
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности:

- анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. Учащиеся участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности;

 - учитель оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников.

Группа навыков и умений, приобретаемых в процессе проектной деятельности:
- интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой фактологической информации, анализировать гипотезу и её разрешение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);
- творческие (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);
- коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль;
- умения и навыки, связанные с осуществлением всех видов речевой деятельности;
- методологические (умения работать в библиотеках, на компьютере, в телекоммуникационных сетях).
Названные умения и навыки должны быть взаимосвязаны и способны дополнять друг друга.
При оценивании проектов необходимо учитывать следующие критерии:
значимость и актуальность выдвинутых проблем;

корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

активность каждого участника проекта в соответствии с учетом его индивидуальных возможностей;

коллективный характер решений;

творческая самостоятельность авторов проекта;

использование дополнительной информации: СМИ, материалы интервью, источники и документы;

доказательность решений, умение аргументировать свои заключения и выводы;

оформление результатов проекта;

форма защиты проекта, речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонента.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда».

Слайд 2

Слово "проект" произошло от латинского " projectus ", что означает "брошенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". И на самом деле, планируя проект, учитель как бы заглядывает в будущее, воображает нечто, что ученик может создать или получить, затратив определенные усилия.

Слайд 3

Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств. Три "кита", на которых держится данная технология: самостоятельность , деятельность , результативность .

Слайд 4

Немного истории: Впервые метод проектов был разработан в США во второй пол. XIX в. Русские педагоги заинтересовались методом проектов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания . Более века назад педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, заданность развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося. В это время и зародились идеи "свободного воспитания". При всем их разнообразии, объединяющей для всех подходов была убежденность в необходимости развивать творческие задатки учащегося, предоставляя ему возможность на собственном опыте активно познавать мир. Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден

Слайд 5

Проектирование (проектная деятельность) – это обязательно практическая деятельность, где школьники сами ставят цели своего проектирования

Слайд 6

Основными целями данной деятельности являются формирование навыков проектной деятельности, проектного мышления стимулирование мотивации детей на приобретение знаний включение всех учащихся в режим самостоятельной работы самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач развитие способности применять знания к жизненным ситуациям развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя развитие исследовательских умений: анализа (выявления проблем, сбора информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения

Слайд 7

Цели учителя: организация учебно –воспитательного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность овладевать не только базовым уровнем учебного материала, но и развивать свои творческие способности. формирование и развитие познавательного интереса к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности воспитание социально–активной творческой личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

Слайд 8

Изучив различные подходы к типам проектов, можно выделить четыре классификации по следующим признакам: По роду деятельности:

Слайд 9

Классификация проектов по содержанию:

Слайд 10

Классификация проектов по количеству участников:

Слайд 11

Классификации проектов по продолжительности:

Слайд 12

Этапы работы над проектом 1. Подготовительный: - определение темы и целей проекта; - формирование рабочей группы; обсуждение предмета проекта с учителем, при необходимости учащиеся получают дополнительную информацию, ставят цели, знакомятся со смыслом проектного подхода и мотивацией . 2 . Планирование: - определение источников информации; - определение способов сбора и анализа информации; - определение способа представления результатов; .

Слайд 13

Этапы работы над проектом 3 . Исследование: - сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты; учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся . 4. Формулирование результатов или выводов: - анализ информации, формулирование выводов. Учащиеся выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию, оформляют проект; - учитель консультирует учащихся.

Слайд 14

Этапы работы над проектом 5 . Защита проекта: - подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов (возможные формы отчёта: устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт, учащиеся участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности); - учитель слушает, задаёт целесообразные вопросы о роли рядового участника, при необходимости направляет процесс анализа. 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности: - анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. Учащиеся участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности; - учитель оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников.

Слайд 16

Предлагаемый результат. Группа навыков и умений, приобретаемых в процессе проектной деятельности: интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой фактологической информации, анализировать гипотезу и её разрешение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами); - творческие (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему); - коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль; - умения и навыки, связанные с осуществлением всех видов речевой деятельности ; - методологические (умения работать в библиотеках, на компьютере, в телекоммуникационных сетях). Названные умения и навыки должны быть взаимосвязаны и способны дополнять друг друга.

Слайд 17

При оценивании проектов необходимо учитывать следующие критерии: значимость и актуальность выдвинутых проблем; корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с учетом его индивидуальных возможностей; коллективный характер решений; творческая самостоятельность авторов проекта; использование дополнительной информации : СМИ, материалы интервью, источники и документы; доказательность решений, умение аргументировать свои заключения и выводы; оформление результатов проекта; форма защиты проекта , речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонента.

Слайд 18

Проект 5 класс: «Мое генеалогическое древо » Тип проекта : исследовательский , индивидуальный, средней продолжительности (2 недели). Цели проекта: формирование представлений о себе, своих родителях, бабушках и дедушках как о наследниках предшествующих поколений, имеющих тесную духовную и кровную связь; знакомство с новыми фактами из истории семьи; выявление типичных особенностей семей различных поколений (количество детей, наиболее популярные имена, род занятий и т.д.); обучение составлению родословного древа или таблицы . Практический результат проекта: составление собственного генеалогического древа. Участники делают мини-сообщения, а также обмениваются мнениями, выясняя, кому удалось собрать больше информации об истории своей семьи (по числу поколений, по датам рождения, по объему собранной информации).

Слайд 19

Проект 5 класс: «История моего имени»

Слайд 20

Проект 5 класс: «Выставка семейных реликвий » Тип проекта : исследовательский, групповой, средней продолжительности (2 недели). Цели проекта : знакомство детей с отдельными эпизодами семейной истории; формирование ценностного отношения к истории, к историческим источникам с использованием близкого и доступного материала. Работа над проектом идёт в группах по 3-5 человек. Ребята вместе с учителем разрабатывают структуру будущего альбома или выставки, отбирают и систематизируют материал, готовят реликвии для фотографирования. Отбор и размещение материала в альбоме может осуществляться либо по хронологическому принципу, либо по тематическому (Великая Отечественная война, произведения декоративно-прикладного искусства, посуда и т.д.). Форма презентации: выступление на уроке перед одноклассниками или на классном часе с приглашением родителей, бабушек и дедушек.

Слайд 22

Проект «Хранитель семейного архива» Тип проекта: практико-ориентированный , индивидуальный, средней продолжительности (3 недели). Цели проекта: познакомить детей с историей собственной семьи; формировать первоначальные умения и навыки работы с историческими документами; прививать ценностное отношение к документам как к историческим источникам; приведение семейного архива учащегося в порядок, сохранение важных документов семьи для последующих поколений. Практический результат проекта: составление «Каталога семейного архива», «Описания семейного архива». Работа над проектом требует знакомства детей с понятием «архив», значением архивов в жизни людей. Предполагается максимальное участие старших родственников в реализации проекта. Задача учащихся – сделать список всех встречающихся типов материалов семейного архива (фотографии, письма, дневники, почётные грамоты, свидетельства, рукописи и т.д.). Каталог семейного архива может быть составлен как в рукописном, так и в электронном вариантах. Наиболее интересный документ оформляется для презентации в виде сочинения на тему «История одного документа» или формируется классная выставка «Каталоги и описания семейных архивов».

Слайд 23

Проект 5 класс: «Летопись моей семьи» Долгосрочный проект Оформление: 1. Фотоальбом –книга 2. Лента времени моей семьи

Слайд 24

Проект 5 класс: «Путешествие в Древний Египет »

Слайд 25

Проект 5 класс : «Семь чудес света» Тип проекта : информационный, индивидуальный, средней продолжительности, межпредметный (история, информатика). Цели проекта : сбор информации о семи чудесах света; развитие как общеучебных умений и навыков, так и предметных: умение и навыки выделять основные понятия и идеи, работать с историческими и географическими картами, группировать исторические события и явления по определённым признакам, соотносить исторические события с эпохой, устанавливать их последовательность и длительность определенных исторических событий, работать в поисковых системах Интернет. Практический результат проекта: оформление презентации на основе собранного в литературе и системе Интернет материала по теме.

Слайд 26

5 «в» проект: «Величайшие открытия Древности»

Слайд 27

Проект 6 класс: «Интервью с прадедушкой » Тип проекта: творческий с элементами исследовательского, индивидуальный, средней продолжительности (2 недели). Цели проекта: знакомство с историей жизни своего предка, воспитание ценностного отношения к своему роду; формирование первоначальных умений собирать информацию на основе устной истории. Практический результат проекта: подготовка эссе, сочетающего собранный материал по теме и его личностное осмысление; творческая письменная работа «Интервью с…», составленное в жанре рассказа с максимальным соблюдением исторической достоверности; сочинение «Я в прошлом» или «Мой предок в настоящем». Работа над проектом: на исследовательском этапе проводится опрос старших родственников об интересующем предке («Чем замечателен этот человек? В какую историческую эпоху он жил? В каких исторических событиях он участвовал? Кто он был по профессии? С какими людьми общался? Его привычки и увлечения»).

Слайд 28

Проект 7 класс: «Кем быть? Можно ли и нужно ли подростку работать?» До проведения уроков по подготовке вышеперечисленного проектов учащимися изучалась рекламная продукция, проводился социологический опрос, изучались отдельные статьи Трудового и Гражданского Кодексов, использовались возможности Интернета. Продуктом проекта «Кем быть? Можно ли и нужно ли подростку работать?» может стать подготовка Памятки для подростков, желающих работать.

Слайд 29

Проект 10 класс: «XX век: год за годом» Тип проекта: исследовательский, долгосрочный (6 месяцев), внутришкольный , групповой. Цели проекта: создать у учащихся целостный образ XX столетия; сформировать умения систематизировать, анализировать историческую информацию, самостоятельно интерпретировать события, искать и отбирать наиболее значимые источники информации; повысить мотивацию к обучению; содействовать интернациональному и патриотическому воспитанию учащихся, развитию коммуникативных умений и навыков. Практический результат проекта: создание брошюры «Путеводитель по XX веку» с информационными страничками о каждом годе столетия. Работа над проектом: группы по 3-5 человек собирают материал для следующих рубрик: «Рождение года», «Смерть года», «Научное открытие года», «Техническое изобретение года», «Литературное произведение года», «Фильм года», «Песня (музыкальное произведение) года», «Спортивный рекорд года», «Преступление года», «Военный конфликт года», «Вещь года», «Человек года». Оформлен материал в виде презентаций, буклетов, газеты «Новости» и т.п.

Слайд 30

Социальный проект – Ролевая игра 9 класс: «Избирательная кампания». Одной из основных составляющих этих занятий является развитие гражданской ответственности . Можно дать огромное количество практических навыков, можно научить грамотно действовать и добиваться успеха в обществе, но только определенный набор качеств может сделать из обывателя подлинного гражданина. На уроках обучающиеся знакомятся с основами законодательства Российской Федерации, начинают понимать, какое значение играет право в жизни каждого человека, как им умело пользоваться, ребята начинают задумываться не только о правах и свободах человека, но и об обязанностях гражданина. Приводя различные примеры высшего проявления гражданственности, примеряя их на себя, они делают первый шаг во взрослую жизнь, осознанно выбирая свою позицию и свое мнение.

Слайд 31

Проект 9 класс: «Правовое воспитание» Трудовой договор Брачный контракт Завещание Договор займа Кредитный договор

Слайд 32

Темы проектов 9-11 класс. “Тёплые воспоминания о “холодной войне” (среднесрочный проект для учащихся 10-х классов. Продукт – доклады и сочинения учащихся, семейные истории в альбоме). “Перестройка от А до Я” (среднесрочный проект для учащихся 11 класса. Продукт – энциклопедический словарь перестройки). “ История на Оси времён” (долгосрочный проект для учащихся 5-11 классов. Продукт – иллюстрированная хронологическая Ось истории для кабинета). “История в песне” ( межпредметный , долгосрочный проект для учащихся школы. Продукт – концерт с показом презентации).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал выступления на городском семинаре учителей истории и обществознания «Проектируем урок, формирующий УУД» Козюриной О.Г

Характеристика линии УМК по истории основной школы авт. А. А. Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы. (5—9 классы) и линия учебно-методических комплексов (УМК) под редакцией Л. Н. Боголюбова. Обществознание...

Выступление на республиканском семинаре учителей истории и обществознания «Интеллект – карты как средство формирования метапредметных связей у учащихся в условиях перехода на ФГОС ООО»

Интеллект карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме. ...

Выступление на заседании РМО учителей истории и обществознания

Тема:   «Образовательные технологии во внеурочной деятельности»....

Выступление на заседании ШМО учителей истории и обществознания на тему: «Патриотическое воспитание на уроках Истории».

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились типы молодежных организаци...

Выступление на РМО "Подготовка к экзаменам по истории и обществознанию". Презентация. Илларионова М. П.

Презентация содержит необходиммые ссылки для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию...

Выступление на РМО "Внеурочная деятельность по истории и обществознанию" Оборская К. П. Презентация

Выступление на РМО "Внеурочная деятельность по истории и обществознанию" Оборская К. П. (презентация). Содержит приёмы и методы проведения внеурочных мероприятий по истории и обществознанию ...

Выступление на РМО "Подготовка к экзаменам по истории и обществознанию". Презентация. Крынина Е. А.

Выступление на РМО "Подготовка к экзаменам по истории и обществознанию". Презентация. Крынина Е. А.Учитель предлагает ресурсы, приёмы и схемы, отработанные при подготовке учащихся к экзамена...