Статья "Педагогические инструменты эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ"
статья по алгебре (11 класс) по теме

Елена Анатольевна Портнова

В статье автор делится опытом организации уроков повторения по математике в 11 классе с использованием технологий критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические инструменты эффективной подготовки учащихся  к ЕГЭ

Автор материала:

Учитель математики ГБОУ СОШ №47 им. Д. С. Лихачева Петроградского района Санкт-Петербурга

Е. А. Портнова

             Конец декабря 2012 года ознаменовался важным событием для российской школы: президент Путин подписал  Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».

             Одна из статей закона гласит: «Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена». В тоже время серьезно ужесточается и ответственность: «Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за предоставление образования ненадлежащего качества».

        Поэтому одной из задач современной школы сегодня является качественная подготовка выпускника к государственной итоговой аттестации, которая проводится в формате единого государственного экзамена и является внешней независимой оценочной процедурой обучения.

        Достичь высоких результатов ЕГЭ можно только при комплексном подходе к процессу подготовки всех участников образовательного процесса к итоговой государственной аттестации: учащихся, родителей, педагогов.

        Но  главным адресатом процесса подготовки к итоговой государственной аттестации  является сам выпускник. Для него в течение  учебного года:

  • Проводятся школьные и районные  репетиционные тестирования в формате ЕГЭ по русскому языку и математике, а также по выбранным предметам.

  • Осуществляется психологическое сопровождение подготовки к ЕГЭ. Необходимость такой подготовки связана и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ как форма экзамена появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Все это привело к  созданию в нашей школе тренинговой программы «ЕГЭ без стресса», позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.

  • Проводятся уроки повторения. Системный подход к повторению изученного материала – вот одна из главных задач при подготовке к экзаменам.

В процессе повторения решаются следующие задачи:

а). Актуализация  в памяти учащихся наиболее важных из изученных тем, правил,  алгоритмов.

б). Систематизация и обобщение приобретенных знаний.

в). Понимание  взаимосвязи между отдельными вопросами и целыми разделами курса.

Итоговое повторение и завершающий этап подготовки к экзамену способствуют выявлению и ликвидации проблемных зон в знаниях учащихся, закреплению имеющихся умений и навыков, снижению вероятности ошибок.

        Важнейшим инструментом в организации подготовки к ЕГЭ становится проектирование урока с использованием интерактивных технологий. Рассмотрим отдельные методические приемы, позволяющие сделать процесс подготовки к ЕГЭ на уроках активным и эффективным.

      Любое повторение начинается с тематического.

      Уроки тематического повторения можно организовать с использованием приемов «Корзина идей, понятий, имен…» и «Составление кластеров».

Задача учителя правильно организовать индивидуальную и групповую работу учащихся.

     Вот как, например, прием «Корзина идей, понятий, имен…»  можно использовать на первом уроке повторения «Решение задач на проценты».

Индивидуальная работа

Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме «Проценты».

Групповая работа

Ученики делятся друг с другом известными знаниями.

Групповая работа

Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного. Учитель записывает сведения названные учениками на доске.

Групповая работа

Из всех перечисленных сведений ученики называют  те, которые необходимы для решения задач на проценты.

Групповая работа

Далее происходит актуализация  в памяти учащихся необходимых правил и  алгоритмов для решения задач на проценты. Составляется краткий опорный конспект.

Индивидуальная работа

Каждый ученик решает индивидуальный тест с задачами на проценты.

Групповая работа

Ученики возвращаются к сведениям, записанным в начале урока, на доске. При необходимости их дополняют.

        На заключительном уроке повторения по теме «Решение задач на проценты» прием «Составление кластера»  может быть использован для структурирования учебного материала и подведения итогов того, что учащиеся повторили. Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно  рассуждать по поводу  темы «Проценты». Ученик записывает в центре листа ключевое понятие – «процент», а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

   «Лекция со стопами» - хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности его использования в технологии критического мышления на уроках повторения  заключается в том, что лекция читается дозировано. Этот прием дает хороший эффект при повторении темы «Решение задач на движение». Лекция делится на пять частей: «Задачи на движение по прямой (навстречу и вдогонку)», «Задачи на движение по замкнутой трассе», «Задачи на движение по воде», «Задачи на среднюю скорость», «Задачи на движение протяженных тел».

      После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» решается  задача,  в группах или индивидуально. Решение задачи сверяется с эталоном.

      На  первых уроках работы с тестами ЕГЭ полезно использовать   прием «Пометки на полях». Использование этого приема следует повторить в середине и в конце итогового повторения с использованием тестов.  Этот прием является средством, позволяющим     ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания и готовность его выполнять.

      Технология развития критического мышления предлагает методический прием, известный как инсерт. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере прочтения заданий теста ставить их карандашом на полях рядом с каждым заданием.  

      Пометки должны быть следующие:

Знак «галочка»:    V

В тесте отмечается задание, которое ученику понятно, он уверен, что знает, как его решать.

Знак «плюс»:        +

В тесте отмечается задание, которое совершенно не знакомо ученику, он впервые с ним встречается и не знает, как его решать.

Знак «минус»:       -

В тесте отмечается задание, которое ученик логически решает неверно.

Знак «вопрос»:     ?

В тесте отмечается задание, которое вызывает у ученика желание его решить, но требует для его решения дополнительных сведений.

        Часть уроков повторения можно организовать с использованием технологии развития критического мышления «зигзаг» (работа в группах сменного состава). Такие уроки помогают развивать самостоятельность учащихся при подготовке к ЕГЭ.

Пример  урока приведен в таблице.

Занятие проводится в течение 90 минут (два урока).

При подготовке к нему  учитель изучает запрос учащихся по повторению тем, контролируемых на экзамене.

 

Ход урока:

Этап

Время

Работа ученика

Работа учителя

1.

Организационный.

2 минуты

2.

Деление на «рабочие» группы.

5 минут

Ученики разбиваются на группы в заданных категориях.

Распределяются по «рабочим» группам.

Делит класс на «рабочие» группы с использованием модификации психологической технологии "разбивка по критерию".   Предлагает классу критерии, которые подразумевают четкое разделение учащихся на группы в заданных категориях  - "полностью готов к сдаче ЕГЭ", "в принципе готов, но есть пробелы", "совершенно не готов к сдаче ЕГЭ». Такое деление само по себе является диагностическим инструментом и дает дополнительную пищу для размышления и обсуждения после проведенного урока.  После того, как участники разбиваются на группы, учитель самостоятельно формирует «рабочие» группы так, чтобы в каждой из них были представлены ученики каждой категории.

3.

Анализ коллективного задания.

4 минуты

 «Рабочие» группы получают одинаковое коллективное задание, составленное из задач, вызывающих наибольшее затруднение при работе с вариантом ЕГЭ. Идет первоначальное знакомство с текстом задания.

Предлагает группе 5-6 (по количеству участников группы) различных задач, отмеченных большинством учащихся класса при предварительном опросе как «трудные».

4.

Организация «экспертных» групп.

5 минут

В каждой «рабочей» группе выбирается «специалист» по одной из групп задач. «Специалисты» объединяются в «экспертные» группы.

Организует «экспертные» группы.

5.

Работа в «экспертных» группах.

20 минут

Каждая «Экспертная» группа получает  задания по одной из групп задач. В «экспертной» группе идет поиск и составление  рекомендаций для успешного выполнения заданий. Каждая «экспертная» группа получает для заполнения таблицу рекомендаций.

Выдает для заполнения каждой «экспертной» группе  таблицу рекомендаций.

6.

Работа в «рабочих» группах.

10 минут

Вернувшись в «рабочие» группы с заполненными таблицами рекомендаций к выполнению заданий по одной из групп задач, эксперты  озвучивают их для своей «рабочей» группы. Идет составление итогового текста рекомендаций ко всем заданиям.

Помогает четко формулировать рекомендации.

7.

Презентация рекомендаций «рабочими» группами.

4 минуты

Каждая «рабочая» группа озвучивает свои рекомендации для всего класса.

Организует краткое обсуждение рекомендаций.

8.

Работа над индивидуальными заданиями.

35 минут

Каждый учащийся «рабочей» группы получает свой вариант задания, решает его.

Раздает индивидуальные задания.

Консультирует учащихся.

9.

Проверка выполнения заданий.

2 минуты

Каждый учащийся «рабочей» группы самостоятельно сверяет свои ответы с таблицей верных ответов.

Фиксирует неверные ответы.

10.

Подведение итогов урока.

3 минуты

Формулируют положительные эффекты урока и задают вопросы на будущее.

Управляет подведением итогов.

Ставит новые вопросы и задачи на будущее.

Оценивает деятельность учеников.

Таким образом, приемы, используемые на уроках повторения, могут быть разными, но все они работают на осознание самими учениками их пробелов, постановку самими учениками задач повторения, обобщения и систематизации. Такие уроки помогают развивать самостоятельность учащихся при подготовке к экзаменам, вырабатывать собственные технологии повторения, учат обобщать полученные знания и распределять информацию по степени значимости.

Правильность выбранной педагогическим коллективом школы стратегии при подготовке к ЕГЭ подтверждают наши выпускники, показывая на экзаменах баллы выше городских.

Список используемой литературы:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.12.
  2. И.В. Вачков. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003. – 224 с.
  3. imc.kurobr.spb.ru›public/users/EGE/ege_sbornik
  4. С.И. Заир–Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке. М.:Просвещение, 2011.
  5. Д. Халпер.  Психология критического мышления / Д. Халпер. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с. (Серия «Мастера психологии»).
  6. trufanovanv46.ucoz.rupubl/kriticheskoe…zigzag…35 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективная подготовка учащихся к ГИА по физике

В настоящее время  важным фактором в обучении  учащихся является подготовка  их к  ГИА .  Моя методика подготовки основана  на подаче базового и специфического теоретичес...

Эффективная подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.

План подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ....

Обобщение опыта работы «Компетентностный подход как условие эффективной подготовки учащихся к ОГЭ»

Рассматриваются эффективные приёмы и методы обучения математике при подготовке к ОГЭ, используемые в педагогической деятельности...

Обобщение педагогического опыта по теме "Компетентностный подход как условие эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку "

Гипотеза: подготовка к ОГЭ станет более продуктивной, если реализуется на основе компетентностного подхода в обучении.Цель: повышение качества обученности на основе компетентностного подхода.Задачи:1)...

"Применение инновационных методов обучения как условие эффективной подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по информатике и ИКТ"

В статье раскрываются инновационые формы и методы педагогических технологий, которые применяются при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников...

Эффективность подготовки учащихся к итоговой аттестации. Проблемы и пути решения.

Ежегодно повышаются требования к уровню грамотности выпускников. Это мы наблюдаем на примере усложнения экзаменационных материалов. Практика работы показывает, что, несмотря на знание правил, уч...