Эффективность подготовки учащихся к итоговой аттестации. Проблемы и пути решения.
статья по русскому языку (9 класс) на тему

Власова Диана Николаевна

 

Ежегодно повышаются требования к уровню грамотности выпускников. Это мы наблюдаем на примере усложнения экзаменационных материалов. Практика работы показывает, что, несмотря на знание правил, учащиеся на письме допускают ошибки, а заучивание формулировок правил не дают ученику действенных знаний. Поиск новых  методов, позволяющих добиваться устойчивых навыков правописания – одна из важных и актуальных проблем учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_pedsoveta.doc38 КБ

Предварительный просмотр:


Эффективность подготовки учащихся к итоговой аттестации (ГИА-2014).

Проблемы и пути решения.

Материал подготовила

учитель русского языка и литературы

Власова Д. Н.

Ежегодно повышаются требования к уровню грамотности выпускников. Это мы наблюдаем на примере усложнения экзаменационных материалов. Практика работы показывает, что, несмотря на знание правил, учащиеся на письме допускают ошибки, а заучивание формулировок правил не дают ученику действенных знаний. Поиск новых  методов, позволяющих добиваться устойчивых навыков правописания – одна из важных и актуальных проблем учебного процесса.

        Грамотная письменная и устная речь является показателем культурного уровня субъекта речевой деятельности, степени его социальной адекватности и востребована в деловых и культурных сферах общения.

        Однако орфографические, пунктуационные, речевые умения подвержены угасанию. Также влияет на это и  процесс интерференции знаний: в ходе обучения  накапливается большой объем теоретического материала, и учащимся в процессе письма труднее выбирать из множества правил нужное. Наша задача – не только учить детей предмету, сколько помогать им учиться самим и уметь добиваться успеха.

        Для достижения поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Внедрять на уроках русского языка формы и методы работы по орфографии, пунктуации, развитию речевой компетенции, обеспечивающих формирование устойчивых навыков правописания и повышение качества знаний.
  2. Производить отбор и систематизацию орфографического и пунктуационного материала и востребованных для их изучения теоретических тем.
  3. Отобирать дидактический материал, обеспечивающий системность повторения в процессе изучения новых тем, способствующих закреплению умений на материале упражнений.

         

           Готовить учащихся к итоговой аттестации можно начинать уже с 5 класса:

  1. подбор контрольных и проверочных работ в форме ГИА
  2. презентации, позволяющие изучать или закреплять материал ненавязчиво и интересно
  3. интересные формы проведения словарной работы

4) комплексный анализа текста

5) опорные схемы и конспекты

6) система орфографических и лингвистических пятиминуток

7) мини-тесты в форме ГИА

8) диктанты с тестовым заданием

9) инновационные компьютерные технологии в обучении русскому языку

           Анализ экзаменационных работ показывает, что большая часть выпускников испытывает затруднения при выполнении всех видов заданий ГИА, что объясняется преимуществом информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку в основной школе.

           Необходимо пересмотреть формы контроля знаний и умений учащихся. Традиционный диктант теряет свою значимость. Оптимальной формой контроля может стать тест, комплексная работа с текстом, творческое сочинение на лингвистическую тему. Так, нулевой срез в 9 «А» классе был проведён в формате ГИА (тестовые задания частей А и Б) – 17.09.2013 г.

          Целесообразно также знакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. На уроках русского языка я познакомила учащихся с нормативными документами по ГИА, с содержанием и структурой ГИА по русскому языку, а также в течение 1 четверти уделяла много внимания подготовке к написанию сжатого изложения.

        Программа по русскому языку в 9 классе не позволяет уделять много времени для подготовки к ГИА, поэтому я на каждом уроке подаю экзаменационный материал порционно, обращая внимание девятиклассников на то, что им может встретиться при выполнении экзаменационной работы (делаются пометки на полях рабочих тетрадей: подготовка к ГИА).

         В процессе подготовки предлагаю учащимся проанализировать варианты экзаменационных работ, выполненных девятиклассниками в предыдущем учебном году. Обращаю внимание на типичные ошибки, допущенные учащимися. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание.

      Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста. Со способами сокращения текста мы также познакомились в 1 четверти. Отработка навыков проводилась на небольших текстах.

      Формированию комплекса умений на основе работы с текстом способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы я использую такие формы деятельности, как конспектирование, реферирование, составление планов, отзывов и рецензий.

Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.

     Наряду с подготовкой к написанию сжатого изложения на каждом уроке я работаю над орфографией и пунктуацией. Для этого использую тестовые задания (части А и Б), карточки, упражнения учебника, дополнительный материал из справочной литературы.  Ещё один из вариантов – работа в парах (проверка правильности выполнения теста своего соседа по парте, анализ допущенных ошибок).

     Я регулярно провожу проверочные работы; даю учащимся небольшие тесты, которые проверяем сразу же на уроке, анализируем допущенные ошибки. Одна из проверочных работа в формате ГИА была проведена 03.10.2013 г. В качестве дополнительного домашнего задания даю учащимся задание самим составить тест по аналогии с выполненным, тест другого варианта.

     Использую на уроках комплексную работу с текстами разных стилей и типов речи.

     Формат урока не позволяет заниматься только подготовкой к ГИА, поэтому качественнее подготовиться к экзамену помогают курсы «Интерком». На занятиях учащиеся выполняют тестовые задания, учатся писать сжатое изложение и сочинение на лингвистическую тему. Попутно повторяются все изученные орфограммы и пунктограммы.

   

     Учащимся также была предложена литература для подготовки к сдаче ГИА по русскому языку.