Эффективные методы и формы подготовки учащихся к итоговой аттестации
методическая разработка (9 класс)

Главная задача каждого преподавателя – не только дать обучающимся определенную сумму знаний, но и развивать у них интерес к учению, научить учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_gia.pptx265.92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эффективные методы и формы подготовки учащихся к итоговой аттестации Учитель математики первой квалификационной категории Красникова Галина Дмитриевна 2020 -2021 учебный год МБОУ СОШ п. Солидарность Елецкого муниципального района

Слайд 2

Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. К.Д.Ушинский

Слайд 3

Главная задача каждого преподавателя – не только дать обучающимся определенную сумму знаний, но и развивать у них интерес к учению, научить учиться. Если у ученика сформирована «стратегия поиска ошибок», он сможет разобраться в любой жизненной ситуации, он сможет критично оценить свои действия, самостоятельно расставить приоритеты и определить цели. Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие: - изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный ); изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных результатов , но и, прежде всего , метапредметных и личностных результатов ).

Слайд 4

Метод обучения (от др.-греч . μέθοδος – путь) – способ взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) — кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка. По сложившейся традиции в отечественной педагогике методы обучения подразделяются на три группы: 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: Словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала). Продуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности). Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала); 2. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками; 3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

Слайд 5

Форма организации обучения – это способ упорядочивания взаимодействия участников обучения , способ его существования. Обычно выделяются три группы форм обучения: 1. фронтальные, 2. групповые, 3. индивидуальные. На уровне учебного занятия конкретными формами организации обучения являются: в эмпирической типологии учебных занятий – урок, лекция, семинар, экскурсия , конференция и т.д. в теоретической типологии – индивидуальное учебное занятие , групповое учебное занятие ,коллективное учебное занятие.

Слайд 6

Формы подготовки обучающихся к итоговой аттестации. Работа с КИМ, типовыми вариантами экзаменационных заданий под редакцией И.В. Ященко. Устный счёт на каждом уроке на основе упражнений ОГЭ. Работа с учебником (учёт вариативной и инвариантной части). Применение справочников, дополнительной литературы, ИКТ – технологий. Использование памяток, алгоритмов. Организация взаимопомощи. Работа по само- и взаимооцениванию устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям). Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов – кружков в листах обратной связи, смайликов и др. Дифференциация заданий, разноуровневые и индивидуальные задания. Применение творческих заданий, практико-значимых заданий

Слайд 7

Работа с обучающимися. 1.Обеспечение обучающихся достоверной и своевременной информацией о нормативных документах (с сентября, далее в течении года). 2. Консультативная поддержка обучающихся (постоянно). 3. Индивидуальная и групповая работа по подготовке к ОГЭ на уроках (в течении года). 4. Обеспечение обучающихся необходимым тестовым, диагностическим, дидактическим материалами, КИМами (в течении года). 5. Проведение тренингов с обучающимися по заполнению бланков, по решению КИМов (в течении года). 6. Проведение тренировочных и диагностических работ (в течении года). 7. Индивидуальная работа со слабоуспевающими – выявление личных пробелов, их ликвидация (в течении года). 8. Участие обучающихся в очных и заочных олимпиадах. 9 . Одна из эффективных форм работы с бучающимися в современных условиях – работа Вконтакте

Слайд 8

Работа с родителями. 1. Ознакомление с нормативными документами (в течении года). 2. Проведение разъяснительной работы о целях и технологии проведения ОГЭ на родительских собраниях, в индивидуальных беседах (в течении года). 3. Ознакомление родителей с источниками информации о ОГЭ (перечень необходимых сайтов (сентябрь)). 4. Систематическое информирование родителей на родительских собраниях, в индивидуальных беседах, на консультациях о подготовке к ОГЭ: - ознакомление с результатами диагностических работ; - ознакомление с результатами индивидуальной работы; - индивидуальная работа, консультирование родителей (в течении года).

Слайд 9

Работа с информационными ресурсами. Сайты для подготовки к ОГЭ по математике. http://fipi.ru/view/sections/211/docs/471.html - демо-версия ОГЭ http://live.mephist.ru/?mid=1255348015#comments - открытый банк заданий http://fipi.ru/view/sections/211/docs/471.html - демо-версия ОГЭ http://statgrad.mioo.ru/sg12_13/index.htm - открытый банк заданий http://alexlarin.net - различные материалы для подготовки к ОГЭ http://www.egetrener.ru - видеоуроки http://www.bymath.net/ - элементарная математика http://dvoika.net/ - лекции H ttp://www.slideboom.com/ - презентации по темам https://math-oge.sdamgia.ru/guestbook https://www.time4math.ru/oge (Распечатай и реши . Математика ОГЭ 2021 Персональный сайт Елены Ширяевой (Варианты ОГЭ и прототипы заданий 2021)

Слайд 10

Причина нововведений ОГЭ: С 2011 года в общеобразовательных школах России обучение по учебным программам осуществляется на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Так как ФГОС диктует правила для всего процесса обучения, изменениям подвергнется и ОГЭ (ранее ГИА) для девятиклассников. Цель изменений – достижение более высоких образовательных показателей и повышение уровня теоретических и практических знаний учеников

Слайд 11

Основные изменения ОГЭ-2021: Изменение содержания КИМ - задания будут разительно отличаться от заданий предшествующих лет. Изменяется цель заданий – на смену проверки информированности ученика по той или иной дисциплины, задания КИМ ОГЭ 2021 нацелены на определение и оценку практико-ориентированных знаний выпускников. Реализованы некоторые принятые в международных сопоставительных исследованиях подходы к конструированию заданий по математике и предметам естественнонаучного цикла.

Слайд 12

Изменения в КИМ 2021 по математике: 1. Основным нововведением ОГЭ по математике, актуальным и для экзамена 2021 года, стало внедрение нового типа заданий – практико-ориентированных. Новый блок находится в самом начале КИМа и включает в себя 5 вопросов, объединенных единой сюжетной линией. 2. В рамках усиления акцента на проверку применения математических знаний в различных ситуациях количество заданий уменьшилось на одно за счет объединения заданий на преобразование алгебраических (задание 13 в КИМ 2020 г.) и числовых выражений (задание 8 в КИМ 2020 г.) в одно задание на преобразование выражений на позиции 8 в КИМ 2021 г. 3. Задание на работу с последовательностями и прогрессиями (задание 12 в КИМ 2020 г.) заменено на задание с практическим содержанием, направленное на проверку умения применять знания о последовательностях и прогрессиях в прикладных ситуациях (задание 14 в КИМ 2021 г.).

Слайд 13

Алгоритм решения заданий №1-5 ОГЭ по математике Внимательно читаем условие. Что дано, что нужно найти? Зачёркиваем все лишние данные, если они есть в таблице. Просчитываем стоимость набора товаров или услуг отдельно для каждого магазина / сервиса. Сравниваем получившиеся варианты по стоимости и выбираем самый дешёвый. В ответ записываем то, что просят. Строго по условию!

Слайд 14

Задача о земледелии в горных районах

Слайд 15

В горных районах, особенно в южных широтах с влажным климатом, земледельцы на склонах гор устраивают террасы. Земледельческие террасы - это горизонтальные площадки, напоминающие ступени . Во время дождя вода стекает с верхних террас вниз по специальным каналам. Поэтому почва на террасах не размывается и урожай не страдает. Медленный сток воды с вершины склона вниз с террасы на террасу позволяет выращивать даже влаголюбивые культуры. В Юго-Восточной Азии террасное земледелие широко применяется для производства риса, а в Средиземноморье - для выращивания винограда и оливковых деревьев. Возделывание культур на террасах повышает урожайность, но требует тяжелого ручного труда. Земледелец владеет несколькими участками, один из которых расположен на склоне холма. Ширина участка 50 м, а верхняя точка находится на высоте 16 м от подножия.

Слайд 16

1. Земледелец на расчищенном склоне холма выращивает мускатный орех. Какова площадь , отведенная под посевы? Ответ дайте в квадратных метрах . Ответ : 3250 Решение: По теореме Пифагора c 2 = a 2 +b 2 с = √16 2 + 63 2 = √ 4225 = 65м S= a ∙ b – площадь прямоугольника S террасы = 50 · 65 = 3250 м 2 а= 16 b= 63 c

Слайд 17

2. Земледелец решил устроить террасы на своем участке (см. рисунок ниже), чтобы выращивать рис, пшено и кукурузу. Строительство террас возможно, если угол склона (уклон) не больше 50% ( тангенс угла склона α , умноженный на 100% ). Удовлетворяет ли склон холма этим требованиям ? Сколько процентов составляет уклон ? Ответ округлите до десятых . Решение: Ответ : 25,4

Слайд 18

3. На сколько процентов сократилась посевная площадь после того, как земледелец устроил террасы? Ответ округлите до десятых . Решение: ширина каждой ступени: 63 : 6 =10,5м площадь одной террасы : 10,5 · 50 = 525 м 2 площадь всех шести террас : 525 · 6 = 3 150 м 2 . посевная площадь склона изначально была : 3 250 м 2 , стала : 3 150 м 2 . Ответ : 3,1

Слайд 19

4. Земледелец получает 700 г бурого риса с одного квадратного метра засеянной площади . При шлифовке из бурого риса получается белый рис , но при этом теряется 14% массы . Сколько килограммов белого риса получит земледелец со всего своего участка? Решение: 1 м 2 - 700 г бурого риса, 3 150 м 2 - ? бурого риса 3 150 · 700 = 2 205 000 г = 2 205 кг бурого риса. 100 – 14 =86% массы риса останется при шлифовке 86% от 2 205 кг 2 205 · 0,86 = 1 896,3 кг белого риса Ответ: 1 896,3

Слайд 20

5. В таблице дана урожайность культур, которые может засеять земледелец на своем террасированном участке. За год обычно собирают два урожая - летом и осенью. По данным таблицы посчитайте наибольшее число килограммов урожая , которое может собрать земледелец с участка за один год , если он может засевать разные культуры. Решение: 1-й урожай выгодно выращивать рис 2-й урожай выгодно выращивать пшено Известно, что посевная площадь была 3 150 м 2 700 · 3 150 + 650 · 3 150 = 4 252 500 г = 4 252,5 кг Рис Кукуруза Пшено 1-й урожай (июнь) 700 г/м 2 600 г/м 2 Не выращивают 2-й урожай (сентябрь) 600 г/м 2 Не выращивают 650 г/м 2 Ответ: 4252,5

Слайд 21

Одно из направлений организационно-методической работы – создание банка заданий. Рассмотрим примеры решения задания №14 (2021г.). При решении задач необходимо знать формулы по теме ПРОГРЕССИИ

Слайд 22

№14 (демоверсия 2021г.) Вика решила начать делать зарядку каждое утро. В первый день она сделала30 приседаний, а в каждый следующий день она делала на одно и то же количество приседаний больше, чем в предыдущий день. За 15 дней она сделала всего 975 приседаний. Сколько приседаний сделала Вика на пятый день? Решение. Количества приседаний составляют арифметическую прогрессию с первым членом a1=30 и разностью прогрессии d . Сумма n первых членов арифметической прогрессии находится по формуле S n =( a 1 + a n )* n /2, где a n - n-ный член прогрессии. В нашем случае n=15, a n =a 15 =30+14* d , и тогда S 15 =(30+30+14* d )*15/2. Так как по условию S 15 =975, то отсюда следует уравнение (30+30+14* d )*15/2=975, d =5, и в пятый день Вика сделала a 5 =a 1 +4* d =30+20=50. Ответ: 50 приседаний.

Слайд 23

№14(2021г.) Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и Увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 5минут В какой по счёту день продолжительность процедуры достигнет 1 часа? Решение. 1 час – это 60 минут. В первый день процедура составляла 15 минут, значит, последующие 60-15 = 45 минут это прибавка за каждый новый день. Получаем число дней (не считая первого) 45:5 = 9 дней. Получаем, что на 9+1 = 10 день процедура составила указанное время. Ответ: 10

Слайд 24

№14 (2021г.) 8:00 часы сломались и за каждый следующий час отставали на одно и то же количество минут по сравнению с предыдущим часом. В 23:00 того же дня часы отставали на 15 минут. На сколько минут отставали часы спустя 36 часов после того, как они сломались? Решение. Сначала вычислим отставание часов за один час. Известно, что за время:23:00 – 8:00 = 15 часов отставание составило 15 минут. Значит, они отставали15:15 = 1 минута/час. Спустя 36 часов они будут отставать на 36∙1 = 36 минут. Ответ : 36

Слайд 25

Задание 14 № 394311 Врач прописал пациенту принимать лекарство по такой схеме: в первый день он должен принять 3 капли, а в каждый следующий день — на 3 капли больше, чем в предыдущий . Приняв в день 30 капель, он ещё 3 дня пьёт по 30 капель лекарства, а потом ежедневно уменьшает приём на 3 капли. Сколько пузырьков лекарства нужно купить пациенту на весь курс приёма, если в каждом содержится 20 мл лекарства ( что составляет 250 капель)? Решение. На первом этапе приёма капель число принимаемых капель в день представляет собой возрастающую арифметическую прогрессию с первым членом, равным 3, разностью, равной 3 и последним членом, равным 30. Следовательно, этап, когда число капель в день возрастает, продолжается 30=3+3( n - 1), n=10 дней. Суммарное число капель, принятых в этот период, представляет собой сумму арифметической прогрессии, получается S=(3+30)*10/2, S=165 капель. Затем в течение трёх дней пациент принимает ещё 90 капель. Последний этап приёма капель длится: зная a 1 =27, a n =3, d= -3, то 3=27 - 3( n - 1), n=9 дней. Найдём суммарное число капель S=(27+3)*9/2, S=135 капель За весь курс приёма пациенту нужно принять 165 + 90 + 135 = 390 капель. Таким образом нужно приобрести не меньше 2 пузырьков лекарства. Минимальное количество пузырьков лекарства –2. Ответ: 2.

Слайд 26

Секрет подготовки к ОГЭ Любой педагог скажет, что главный секрет успешной сдачи ОГЭ по математике – это регулярное и систематическое изучение предмета на протяжении всего периода обучения в школе. Но, практика показывает, что многие учащиеся задумываются о важности данного предмета, только ощущая приближение ГИА или определившись с дальнейшим направлением обучения и понимая, что результат ОГЭ по математике имеет для их будущего ключевое значение. Можно ли подтянуть знания по предмету незадолго до экзамена? Ответить на этот вопрос можно, только понимая уровень знаний конкретно взятого ученика, оценив его мотивацию и готовность к работе. Для кого-то нескольких месяцев интенсивной подготовки может быть вполне достаточно для получения заветной «5», а кому-то и учебного года может не хватить на устранение имеющихся пробелов в знаниях. Точно одно – подготовка к ОГЭ по математике должна стартовать как можно раньше (в идеале с 5 класса ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Использование эффективных методов по подготовке учащихся к ЕГЭ"

В своем докладе я рассказываю как работаю с учащимися 11 классов при подготовке к ЕГЭ...

Индивидуальные маршруты, как один из эффективных методов в обучении учащихся вечерних школ.

Статья посвящена особенностям составления и применения индивидуальных образовательных маршрутов в вечерних школах....

Эффективность работы учителя по обеспечению качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации, использование ИКТ технологий

Эффективность работы учителя по обеспечению качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации, использование ИКТ технологий...

Эффективность подготовки учащихся к итоговой аттестации. Проблемы и пути решения.

Ежегодно повышаются требования к уровню грамотности выпускников. Это мы наблюдаем на примере усложнения экзаменационных материалов. Практика работы показывает, что, несмотря на знание правил, уч...