Рабочая программа элективного курса по математике
рабочая программа (алгебра, 11 класс) на тему

Альгешкина Татьяна Петровна

Рабочая программа элективного курса по математике составлена  для 11 класса и помогает при подготовке к ЕГЭ

Цель курса: Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.

Задачи:

1.      Овладение расширенными математическими знаниями, не входящими в программу 11 класса.

2.      Развитие мышления, логики, самостоятельности, умения работать с различными источниками, необходимыми для изучения выбранных тем.

3.      Развитие творческих способностей учащихся, желающих глубже знать математику.

4.      Дать учащимся, проявляющим повышенный интерес к математике, возможность углубленного изучения основного курса путем рассмотрения задач, требующих нестандартного подхода при своем решении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivniy_kurs_po_matematike_11_klass.docx36.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

 « Красночетайская средняя общеобразовательная школа»

Красночетайского района Чувашской Республики

ПРИНЯТО

на заседании ШМО учителей

математики

Протокол заседания № 1

Руководитель ШМО

___________            

«___»________________2013 г.

СОГЛАСОВАНО

На заседании методического совета

председатель

________

«__» ___________2013г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор  МБОУ  «Красночетайская СОШ»

___________

Приказ № ______________

 «___»____________2013 г.

Рабочая программа

 Элективного курса «Математика в задачах» 

для 11А класса

(уровень: базовый)

на 2013-2014 уч. г. 

                                                                      Автор: учитель  математики

              МБОУ «Красночетайская СОШ»    

                                                                            Альгешкина Т.П.

с. Красные Четаи-2013

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «»составлена на основе: 

  • федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по математике (алгебра и начала математического анализа) на базовом уровне; 
    Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. 10 – 11 классы. / сост. Т.А. Бурмистрова.  М.: Просвещение, 2010.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Данный элективный курс направлен на расширение знаний учащихся по всем выбранным темам курса, повышению уровня математической подготовки через решение большого класса задач как экзаменационного, так и олимпиадного характера. Характерной особенностью данного элективного курса является систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков по каждой выбранной теме. Наряду с основной задачей обучения математики – овладение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предметам физико-математического цикла, выявление и развитие математических способностей, ориентирование на профессию, в которой математика играет важную роль.

В процессе изучения данного курса будут использованы приемы индивидуальной, парной, групповой деятельности для осуществления  самооценки, взаимоконтроля; развиваться умения и навыки работы с математической литературой и использования интернет-ресурсов.

Цель курса: Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.

Задачи:

  1. Овладение расширенными математическими знаниями, не входящими в программу 11 класса.
  2. Развитие мышления, логики, самостоятельности, умения работать с различными источниками, необходимыми для изучения выбранных тем.
  3. Развитие творческих способностей учащихся, желающих глубже знать математику.
  4. Дать учащимся, проявляющим повышенный интерес к математике, возможность углубленного изучения основного курса путем рассмотрения задач, требующих нестандартного подхода при своем решении.

Подготовить учащихся к сдаче  ЕГ экзамена

Количество учебных часов:

В год -33 часа (1 час в неделю)

Содержание тем учебного курса:

  1. Производная

Вычисление производных сложных функций. Решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значения сложных функций.

  1. Текстовые задачи

Решение задач практической направленности с применением производной.

Применение производной при решении прикладных задач. Использование монотонности функции. Применение теоремы Лагранжа. Обобщить, систематизировать и углубить знания о решении текстовых задачах и их применении в различных сферах деятельности человека. Познакомить со способами  построения и исследования простейших математических моделей

  1. Преобразование выражений

Преобразование выражений, содержащих радикалы. Преобразование выражений , содержащих степени с рациональным показателем. Преобразование тригонометрических выражений.

  1. Уравнения  и неравенства

Решение тригонометрических уравнений, неравенств и их систем, содержащих переменную под знаком модуля. Сведение решения иррационального уравнения к решению тригонометрического уравнения.

Решение тригонометрических уравнений и их систем, с применением комбинированных и нестандартных методов.

  1. Логарифмическая и показательная функции

Показательная функция. Условия существования решений показательных уравнений. Решение показательных уравнений и неравенств (содержащих модуль). Логарифмическая функция. Условия существования решений логарифмических уравнений. Решение логарифмических уравнений и неравенств (содержащих модуль).

  1. Решение задач с модулем

Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0. 

График функции у=|х|, у=| ах+в |. Построение графиков функций, связанных с модулем.

Методы решения уравнений вида: |ах+в|=с, где с - любое действительное число, |ах+в|=|сх+д|. 

Графическое решение неравенства |ах+в|≤с, где с – любое  действительное число.

Методы решения уравнений вида: |ах+в|+|сх+д|=т, |ах+в|+|сх+д|+пх=т. Методы решения неравенств вида: |ах+в|+|сх+д|<т,|ах+в|+| сх+д|+ пх>т.

Методы решения неравенств вида: |ах+в|≤| сх+д|, |ах+в|≥| сх+д|, |ах+в|≤ сх+д, |ах+в|≥ сх+д. Графическая интерпретация.

Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений.

  1. Решение задач с параметрами

Понятие параметра. Что значит - решить уравнение или неравенство с параметрами. Что значит - исследовать уравнение (определить количество решений, найти положительные решения и т.д.), содержащее параметры.

Линейное уравнение с параметрами. Общий метод решения уравнения вида ах= в, решение  линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в. Линейные    уравнения с параметрами, содержащие дополнительные условия (корень равен данному числу, прямая проходит через точку с заданными координатами, уравнение имеет отрицательное решение и т.д.).

Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в.

Уравнения и неравенства с параметрами, сводящиеся к линейным.

Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. Исследование квадратного трехчлена.

Количество корней в зависимости от значений параметров. Параметр, как фиксированное число.

  1. Планиметрия

Обобщить, систематизировать  и углубить  знания о треугольниках, четырехугольниках, окружности, круге, многоугольниках, координатах и векторах. Познакомить с решением заданий ЕГЭ типа  С4.

  1. Стереометрия

 Обобщить, систематизировать  и углубить знания о прямых,  плоскостях  и векторах в пространстве, многогранниках, телах  вращения. Ознакомить с приемами решения  стереометрических задач повышенной сложности,  с решением заданий ЕГЭ типа С2.

Тематическое планирование

№ урока

Название раздела

Тема урока

Элементы содержания, основные понятия

Требования к уровню подготовки

Оборудование

1

Производная

Производная. Исследование функции с помощью производной.

геометрический и механический смысл производной

применение производной к исследованию функции

Знать: геометрический и механический смысл производной

Уметь: применять производную для исследования функций

Электр. презентация

2

Производная. Исследование функции с помощью производной.

3

Текстовые задачи

Задачи с практическим содержанием

задачи на «проценты» и «смеси»

задачи на «движение»

задачи на «работу»

Уметь: решать задачи по теме

Индив. карточки

4

Задачи с физической формулировкой

Задачи с физической формулировкой

Уметь: решать задачи по теме

Электр. презентация

5

Преобразо вание выражений

Рациональные выражения, арифметический корень

преобразования выражений с модулем выражения, содержащие степень с дробным показателем

преобразование дробно-рациональных выражений

решение заданий из части «С» ЕГЭ

Уметь: решать задачи по теме

тесты

6

Тождественные преобразования тригонометрических выражений

формула одного и того же элемента

тригонометрические функции двойного угла

тригонометрические функции половинного угла

формулы сложения

формулы приведения

формулы преобразования тригонометрических сумм в произведение

преобразование тригонометрических произведений в сумму

соотношение для обратных тригонометрических функций

Уметь: решать задачи по теме

7

Уравнения  и неравенства

Решение тригонометрических уравнений

решение уравнений разложением на множители

решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям высших степеней, решение однородных тригонометрических уравнений введение дополнительного аргумента решение уравнений, содержащих тригонометрическую функцию под знаком радикала, отбор корней

Уметь: решать задачи по теме

Индив. карточки

8

9

Рациональные уравнения

метод « уединения» радикалов и возведения в степень, применение формул сокращённого умножения ; уравнения, в которых одно или несколько подкоренных выражений являются полным квадратом

уравнения со взаимно обратными величинами, метод введения вспомогательной переменной, анализ области определения функций, входящих в уравнение

Уметь: решать задачи по теме

10

Иррациональные уравнения

Уметь: решать задачи по теме

11

12

Иррациональные неравенства

основные методы решения иррациональных неравенств

Уметь: решать задачи по теме

13

14

Логарифмическая и показательная функции

Показательные уравнения и неравенства

Основные методы решения показательных уравнений и неравенств

15

Решение логарифмических уравнений и неравенств

Основные методы решения логарифмических уравнений и неравенств

16

Смешанные уравнения

Нестандартные методы решения уравнений

17

Решение задач с модулем

Модуль действительного числа.

Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Уравнение и неравенства вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0.

Уметь: решать задачи по теме

Электр. презентация

18

График функции у=|х|, у=| ах+в |.

Построение графиков функций, связанных с модулем

Уметь: решать задачи по теме

19

Решение уравнений и неравенств различных видов, содержащих модули.

Графическая интерпретация.

Методы решения уравнений вида: |ах+в|=с, где с - любое действительное число, |ах+в|=|сх+д|. 

Графическое решение неравенства |ах+в|≤с, где с – любое  действительное число.

Методы решения уравнений вида: |ах+в|+|сх+д|=т, |ах+в|+|сх+д|+пх=т. Методы решения неравенств вида: |ах+в|+|сх+д|<т,|ах+в|+| сх+д|+ пх>т.

Методы решения неравенств вида: |ах+в|≤| сх+д|, |ах+в|≥| сх+д|, |ах+в|≤ сх+д, |ах+в|≥ сх+д. Графическая интерпретация.

Уметь: решать задачи по теме

Электр. презентация

20

21

Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений

Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений.

Уметь: решать задачи по теме

Электр. презентация

22

23

Решение задач с параметрами

Линейное уравнение с параметрами. Общий метод решения уравнения вида ах= в, решение  линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в.

Понятие параметра. Что значит - решить уравнение или неравенство с параметрами. Что значит - исследовать уравнение (определить количество решений, найти положительные решения и т.д.), содержащее параметры.

Линейное уравнение с параметрами. Общий метод решения уравнения вида ах= в, решение  линейных уравнений с параметрами, сводящихся к виду ах=в. Линейные    уравнения с параметрами, содержащие дополнительные условия (корень равен данному числу, прямая проходит через точку с заданными координатами, уравнение имеет отрицательное решение и т.д.).

Уметь: решать задачи по теме

24

Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в.

Линейные неравенства с параметрами вида ах≤в, ах≥в.

Уметь: решать задачи по теме

25

Уравнения и неравенства с параметрами, сводящиеся к линейным.

Уравнения и неравенства с параметрами, сводящиеся к линейным

Уметь: решать задачи по теме

26

Решение квадратных уравнений и неравенств с параметром. Исследование квадратного трехчлена.

Квадратные уравнения с параметром.

Уметь: решать задачи по теме

27

28

Количество корней в зависимости от значений  параметров

29

Планиметрия

Задачи на нахождение площади, периметра, объема

 треугольники, четырехугольники, окружность, круг, многоугольник, координаты и векторы.

Уметь: решать задачи по теме

Электр. презентация

30

31

Стереометрия

Решение задач

Примеры решения  стереометрических задач повышенной сложности,  с решением заданий ЕГЭ типа С2

Уметь: решать задачи по теме

Электр. презентация

32

33

Зачет

Проверка ЗУН

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся 11 класса должны уметь:

  • находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, значения тригонометрических выражений на основе определений и основных свойств, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
  • выполнять тождественные преобразования тригонометрических, иррациональных, степенных, показательных и логарифмических выражений;
  • вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
  • определять значения функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
  • описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций;
  • строить графики линейной, квадратичной, тригонометрических, степенной, показательной и логарифмической функций;
  • решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
  • решать рациональные, тригонометрические, иррациональные, показательные и логарифмические уравнения, их системы;
  • решать рациональные, показательные и логарифмические неравенства, их системы;
  • составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
  • использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
  • изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
  • вычислять производные и первообразные элементарных функций;

исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленови простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;

  • решать геометрические задачи с применением соотношений и пропорциональных отрезков в прямоугольном треугольнике, основных теорем для произвольного треугольника;
  • решать геометрические задачи на клетчатой бумаге.

Умения и навыки учащихся, формируемые элективным курсом:

  • навыки коллективной и самостоятельной работы со справочной литературой и таблицами;
  • эффективное использование дополнительной литературы и интернет-ресурсов для самообучения и самоконтроля;
  • составление и использование алгоритмов решения типичных задач практической направленности;
  • умения решать уравнения и неравенства, задачи различного вида;
  • умения исследовать элементарные функции при решении разных задач.

учащийся должен знать/понимать

  • математические формулы, методы решения уравнений и неравенств, приемы применения их для решения задач;
  • как можно функционально описать реальные зависимости;
  • основные алгоритмы решения примеров и задач;
  • решать задания, приближенные к заданиям ЕГЭ.

Перечень учебно-методических средств обучения

Рабочая программа ориентирована  на использование учебников:

1.Алгебра и начала анализа. 10 класс: учебник для общеобразовательных  учреждений: базовый и профильный уровни/ С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин.-М.: Просвещение, 2013

2. Алгебра и начала анализа. 11 класс: учебник для общеобразовательных  учреждений: базовый и профильный уровни/ С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин.-М.: Просвещение, 2013

Дополнительное пособие:

3.  Математика. ЕГЭ 2013. Книга 1/ Д.А. Мальцева, А.А. Мальцев, Л.И. Малбцева. – Ростов н/Д: Народное образование, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по математике "Математика в твоей профессии"

Рабочая программа элективного курса «Математика в твоей профессии» для учащихся 9 классов предпрофильных классов общеобразовательных школ составлена учителем математики первой квалификационной к...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. ...

Рабочая программа элективного курса по математике в 11 классе "Практикум по подготовке к ЕГЭ по математике"

Сдача    экзамена   в  форме   ЕГЭ   требует   от   учащихся  обширных   знаний  по  всему  школьном...

Рабочая программа элективного курса по математике «Избранные вопросы математики» для 8 класса

  Программа элективного курса предназначена для коррекции знаний учащихся 8 класса, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).    Данный курс направлен на коррекцию знаний у...

Рабочая программа элективного курса по математике «За границами учебника математики» 6 класс.

Программа элективного курса по математике «За границами учебника математики» в 6 классе рассчитана на 35 часов и направлена на то, чтобы увеличить интерес  учеников шестого  класса к математ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по математике «Единый экзамен по математике: теория и практика решения задач».11 класс

     Изучение данного курса позволит  повторить школьный курс алгебры и начал анализа, геометрии, подготовить учащихся к сдаче экзамена .Поэтому в содержание курса вкл...