Рабочая программа по информатике 5 класс
рабочая программа по алгебре (5 класс) по теме

Потеряева Екатерина Николаевна

Рабочая программа по информатике для 5 класса на 70 часов к учебнику Босова Л.Л,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_inform_5_kl-poteryaeva.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №373 Московского района Санкт-Петербурга

"Экономический лицей"

Рассмотрена на МО учителей _______________


протокол № ____ от «____»_________ 20___

УТВЕРЖДАЮ

    Директор лицея                    И.В. Афанасьева

    «____»_____________ 20_____


Принята Педагогическим Советом лицея


протокол № ____ от «____»_________ 20___

Рабочая программа

по информатике

5 класс

 

Учитель :  Потеряева Екатерина Николаевна

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.

        Рабочая  учебная программа для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным  технологиям  (базовый уровень)  опубликованной  в сборнике программ для общеобразовательных учреждений  («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ.  Лаборатория  знаний, 2010). Программа построена так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе, так и служить «точкой входа» в предмет для школьников, приступающих к ее изучению впервые. Освоение данного курса вполне доступно для учащихся.

         Место курса в базовом учебном плане. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

        Место курса в решении общих целей и задач обучения.  Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.

        Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения   базового  уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов,  рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.

        Изучение информатики на второй ступени обучения средней общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.
  • научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИТК (текстовый редактор, графический редактор и др.).
  • формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность.
  • формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
  • формировать у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в  их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  • развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикумы.

 Формы контроля ЗУН (ов);

  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • опрос в парах;
  • контрольная работа;
  • практикум.

        

Требования к уровню подготовки учащихся.

        Рабочая программа курса «Информатика» для 5-х классов предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график);  передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичного выступления. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

        В результате обучения информатике обучаемые должны:

знать/понимать:

  • предмет информатики и основные области деятельности человека, связанные с ее применением;
  • виды информации и ее свойства;
  • принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст);
  • название и функциональное назначение, основные характеристики устройств ПК;
  • историю развития вычислительной техники;
  • назначение, состав и загрузка операционной системы;
  • операционную оболочку;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • представление о способах кодирования  информации;
  • устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запуск программы из меню Пуск;
  • назначение основных элементов окна графического редактора;
  • приемы создания и редактирования изображения;
  • основные элементы текста;
  • приемы редактирования и форматирования текста;
  • проверку орфографии;
  • технологию вставки различных объектов;
  • о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ
  • правило создания анимации,

уметь:

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
  • классифицировать информацию по видам;
  • раскрывать свойства информации на примерах;
  • представлять принципы кодирования информации;
  • кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  • включать, выключать и перезагружать компьютер, работать с клавиатурой и мышью;
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • соблюдать правила ТБ;
  • различать устройства ввода и вывода;
  • записывать/считывать информацию с любых носителей;
  • работать с окнами в операционной системе Windows и операционной оболочке;
  • работать с окнами в операционной системе с графическим интерфейсом (перемещать, изменять размеры, свертывать, развертывать, закрывать, открывать);
  • изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
  • создавать, редактировать и формировать документ с использованием разных типов шрифтов и включающий рисунок и таблицу;
  • выделять элементы текста;
  • проверять орфографию в документе;
  • выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
  • различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, технике;
  • создавать простейшие анимации.

        Направленность курса – развивающая, обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы. Целостность и непрерывность, означающие, что  данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. Практико – ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение  простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его. В начале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.

Личностные образовательные результаты

•        широкие познавательные интересы, инициатива  и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала  в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

•        готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

•        интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

•        основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;  

•        способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

•        готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

•        способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

•        развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

•        способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

•         уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

•         владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,

•         владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

•         владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

•         владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

•        широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;

•         опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

•        владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

•        владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Поурочное планирование

Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

2 часа в неделю, 70 часов в год

1

Введение. Техника безопасности.

тетрадь

2

Информция и человек.

§1.1.

3

Виды информации по форме представления.

§1.1.

4

Инвормация в живой природе.

§1.1.

5

Урок-проект.

тетрадь

6

Как устроен компьютер.

§2.1.

7

Память компьютера.

§2.1.

8

Организация рабочего места.

§2.2.

9

Ввод информации в  память компьютера

§2.3.

10

Клавиатура. Группа клавиш.

§2.3.

11

Практическая работа №1: Знакомство с клавиатурой.

тетрадь

12

Основная позиция пальцев на клавиатуре.

стр.73

13

Программное обеспечение компьютера.

§2.4.

14

Операционная система.

§2.4.

15

Файл.

§2.4.

16

Рабочий стол.

§2.5.

17

Компьютерная мышь. Практическая работа №2

§2.6., 3.12

18

Главное меню. Запуск программ. Компьютерное окно.

§2.7.

19

Практическая работа №3. Запускаем программы.

§2.7.

20

Компьютерное меню. Практическая работа №4.

§2.8.

21

Контрольные вопросы §2.1-2.8

тетрадь

22

Действия с информацией.

§2.4.

23

Хранение информации.

§1.3., 3.1.

24

Носители  информации.

§1.4.,

25

Носители информации созданные в XX веке.

§3.2.,3.3.

26

Передача информации.

§1.5,3.2.,3.3.

27

Урок-проект.

тетрадь

28

Кодирование информации.

§ 1.6

29

Способы кодирования информации.

§ 1.7

30

Кодирование информации: метод координат.

§ 1.8

31

Контрольные вопросы §1.2-1.8

тетрадь

32

Текстовая инфомация.

§1.9

33

Табличная форма представления информации.

§1.10

34

Наглядные формы представления информации.

§1.11

35

Обработка информации.

§1.12

36

Калькулятор. Практическая работ №5.

тетрадь

37

Обработка текстовой информации. Текстовые редакторы.

§2.9.

38

Программа WordPad. Практическая работа №6

тетрадь

39

Редактирование текста. Практическая работа №7

тетрадь

40

Работа с фрагментами текста. Практическая работа №8

§1.13

41

Поиск информации. Практическая работа №8

тетрадь

42

Основные объекты текстового документа.

§3.13, 3.14.

43

Форматиование текста. Практическая работа №9

§1.13

44

Абзац. Форматирование абзацев. Практическая работа.

стр.92

45

Печать документа. Виды принтеров.

стр.93

46

Контрольные вопросы

тетрадь

47

Компьютерная графика.

§2.10

48

Графичческий редактор  Paint.

§2.10

49

Инструменты Paint.  Практическая работа №10

стр.97

50

Инструменты Paint.  Практическая работа №11

стр.99

51

Комбинированные рисунки. Практическая работа №12

тетрадь

52

Графические фрагменты. Практическая работа №13

стр.101

53

Исправление ошибок.Практическая работа №13

стр.103

54

Практическая работа: рисунок "Весна"

тетрадь

55

Устройства ввода графической информации.

стр.105

56

Контрольные вопросы стр. 107

тетрадь

57

Создание движущихся изображений

§2.11

58

Программа PowerPoint

тетрадь

59

Дизайн и создание слайдов

тетрадь

60

Создание анимации. Практическая работа №14

стр 182

61

Создание анимации. Практическая работа №14

стр 183

62

Урок-проект.

тетрадь

63-65

Повторение

 

66-70

Резерв

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...