Рабочая программа учебного предмета "Алгебра" 7 класс
рабочая программа по алгебре (7 класс) по теме

Рабочая программа по алгебре для учащихся 7 класса представлена в соответствии с ФГОС примерной программы по алгебре для основного общего образования и авторской программы, разработанной  А.Г. Мордкович.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algebra7.doc215 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

- Приказа Минобрнауки России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении Федерального компонента Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» среднего (полного) общего образования»;

  - Примерные программы по математике;

 - Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7 класс;

  - Авторского тематического планирования А.Г. Мордкович и др.   к учебнику

 « Алгебра 7 »

Согласно Федеральному базисному учебному плану данная рабочая программа предусматривает обучение в объеме  102 часов, в неделю 3 часов.

С учетом возрастных особенностей каждого класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, продуманы возможные формы контроля, сформулированы ожидаемые результаты обучения.

В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

  • сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  • изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  • развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Требования к математической подготовке учащихся 7 класса

В результате изучения алгебры ученик должен

  • знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
  • формулы сокращенного умножения;
  • уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с одночленами и многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; сокращать алгебраические дроби;
  • решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; строить графики линейных функций и функции y=x2;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений и систем;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Содержание тем учебного курса

            Повторение курса математики 6 класс (3ч)

Математический язык. Математическая модель (10 ч)

Числовые и алгебраические выражения. Переменная. Допустимое значение переменной. Недопустимое значение переменной. Первые представления о математическом языке и о математической модели. Линейные уравнения с одной переменной. Линейные уравнения  как  математические модели реальных ситуаций. Координатная прямая, виды промежутков на ней.

Линейная функция (12 ч)

Координатная плоскость. Алгоритм отыскания координат точки. Алгоритм построения точки М (а; b) в прямоугольной системе координат.

Линейное уравнение с двумя переменными. Решение уравнения ах + by + с = 0. График уравнения. Алгоритм построения графика уравнения ах + by + с = 0.

Линейная функция. Независимая переменная (аргумент). Зависимая переменная. График линейной функции. Наибольшее и наименьшее значения линейной функции на заданном промежутке. Возрастание и убывание линейной функции.

Линейная функция у = kx и ее график.

Взаимное расположение графиков линейных функций.

Системы двух линейных уравнений с двумя переменными (13 ч)

Система уравнений. Решение системы уравнений. Графический метод решения системы уравнений. Метод подстановки. Метод алгебраического сложения.

Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи).

Степень с натуральным показателем (6 ч)

Степень. Основание степени. Показатель степени. Свойства степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями. Степень с нулевым показателем.

Одночлены. Операции над одночленами (8ч)

Одночлен. Коэффициент одночлена. Стандартный вид одночлена. Подобные одночлены.

Сложение одночленов. Умножение одночленов. Возведение одночлена в  натуральную степень. Деление одночлена на одночлен.

Многочлены. Арифметические операции над многочленами (15 ч)

Многочлен. Члены многочлена. Двучлен. Трехчлен. Приведение подобных членов многочлена. Стандартный вид многочлена.

Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен. Умножение многочлена на многочлен.

Квадрат суммы и квадрат разности. Разность квадратов. Разность кубов и сумма кубов.

Деление многочлена на одночлен.

Разложение многочленов на множители (18 ч)

Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения, комбинации различных приемов. Метод выделения полного квадрата.

Понятие алгебраической дроби. Сокращение алгебраической дроби.

Тождество. Тождественно равные выражения. Тождественные преобразования.

Функция у = х2 (9 ч)

Функция у = х2, ее свойства и график. Функция у = - х2, ее свойства и график.

Графическое решение уравнений. Кусочная функция. Чтение графика функции. Область определения функции. Первое представление о непрерывных функциях. Точка разрыва. Разъяснение смысла записи у = f(x). Функциональная символика.

Обобщающее повторение (8 ч)

Требования к оценке знаний учащихся

Критерии оценки устных ответов учащихся

 Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ученик

  • удовлетворяет в основном требованиям    на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа; замечанию учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

 Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

 Критерии оценки письменных  работ учащихся

Отметка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических  рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; 
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

 Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

 Отметка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме. 

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет
  • обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Литература и средства обучения

1.     А.Г. Мордкович  Алгебра 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2008;

2.     А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. Алгебра 7 класс. Задачник для общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2008;

3.     Л.А. Александрова Алгебра 7 класс: Самостоятельные работы для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2008;

4.     А.Г. Мордкович, Е.Е Тульчинская  Алгебра: Тесты для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2008;

А также дополнительных пособий:

            для учащихся:

1.     Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003;

2.     Энциклопедия. Я познаю мир. Математика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003;

3.     О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев Математика. Справочник. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006:

4.   Энциклопедия для детей. Т. 11, Математика, М., 1998.

для учителя:

1.     Д. В. Клименченко Задачи по математике для любознательных. – М., Просвещение», 2007;

2.     Г. Мордкович А.Г.  Алгебра 7-9  Методическое пособие для учителей. – М.: Мнемозина, 2004;

3.     Е. Б. Арутюнян. Математические диктанты для 5-9 классов. – М. 1995.

4.     Л.Ф. Пичурин. За страницами учебника алгебры. – М.,1990;

5.     Н.В. Заболотнева. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы. – Волгоград: Учитель, 2006;

8.     Е.Б. Арутюнян и др. Математические диктанты для  5-9 классов. М 1995;

9.     Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»;

     10.    Математика в школе. Ежемесячный научно-методический журнал

п/п

Сроки

 

Тема урока

Домашнее

задание

Примечание

1-3

02.09.13-

-06.09.13

Повторение курса математики 6 класс

Глава 1. Математический язык. Математическая модель

4

09.09.13

Числовые выражения

§1, с.6-12

5

10.09.13

Алгебраические выражения

§1, с.6-12

6

13.09.13

Что такое математический язык

§2, с.13

7

16.09.13

Что такое математическая модель

§3, с.14-19

8

17.09.13

Что такое математический язык и математическая  модель

§2, §3, с.13-19

9

20.09.13

Линейное уравнение с одной переменной

§4, с.19-23

10

23.09.13

Решение задач. Линейное уравнение с одной переменной

§4, с.19-23

11

24.09.13

Координатная прямая

§5, с.24-28

12

26.09.13

Решение задач. Координатная прямая

§5, с.24-28

13

01.10.13

Контрольная работа. Математический язык и математическая  модель.

Глава II. Линейная функция

14

04.10.13

Координатная плоскость

§6, с.29-34

15

05.10.13

Решение задач. Координатная плоскость

§6, с.29-34

16

08.10.13

Линейное уравнение с двумя переменными

§7, с.34-41

17

18.10.13

График линейного уравнения с двумя переменными

§7, с.34-41

18

19.10.13

Линейная функция

§8, с.42-52

19

22.10.13

График линейной функции

§8, с.42-52

20

25.10.13

Линейная функция и ее график

§8, с.42-52

21

26.10.13

Линейная функция у = kx

§9, с.52-54

22

29.10.13

График линейной функции у = kx

§9, с.52-54

23

08.11.13

Взаимное расположение графиков линейных функций

§10, с.54-56

24

09.11.13

Взаимное расположение графиков линейных функций

§10, с.54-56

25

12.11.13

Контрольная работа. Линейная функция

Глава III. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными

26

15.11.13

Основные понятия

§11, с.59-64

27

16.11.13

Метод подстановки

§12, с.64-67

28

19.11.13

Решение задач. Метод подстановки

§12, с.64-67

29

22.11.13

Решение задач. Метод подстановки

§12, с.64-67

30

23.11.13

Метод алгебраического сложения

§13, с.67-69

31

26.11.13

Решение задач. Метод алгебраического сложения

§13, с.67-69

32

29.11.13

Решение задач. Метод алгебраического сложения

§13, с.67-69

33

30.11.13

Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций

§14, с.70-72

34

03.12.13

Решение задач. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными

§14, с.70-72

35

06.12.13

Решение задач. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными

§14, с.70-72

36

07.12.13

Решение задач. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными

§14, с.70-72

37

10.12.13

Решение текстовых задач с помощью системы двух линейных уравнений с двумя переменными

38

13.12.13

Контрольная работа. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными

Глава IV. Степень с натуральным показателем и ее свойства

39

14.12.13

Что такое степень с натуральным показателем

§15, с.73-76

40

17.12.13

Таблица основных степеней

§16, с.76-78

41

20.12.13

Свойства степени с натуральным показателем

§17, с.78-84

42

21.12.13

Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями

§18, с.84-86

43

24.12.13

Степень с нулевым показателем

§19, с.87-88

44

27.12.13

Контрольная работа. Степень с натуральным показателем.

Глава V. Одночлены. Арифметические операции над одночленами

45

28.12.13

Понятие одночлена

§20, с.89-91

46

29.12.13

Стандартный вид одночлена

§20, с.89-91

47

14.01.14

Сложение и вычитание одночленов

§21, с.91-95

48

17.01.14

Умножение одночленов

§22, с.95-98

49

18.01.14

Возведение одночлена в натуральную степень

§22, с.95-98

50

21.01.14

Деление одночлена на одночлен

§23,

с.98-100

51

24.01.14

Арифметические операции над одночленами

§§21-23,

с.91-100

52

25.01.14

Контрольная работа. Арифметические операции над одночленами

Глава VI. Многочлены. Арифметические операции над многочленами

53

28.01.14

Основные понятия

§24,

с.102-105

54

31.01.14

Сложение и вычитание многочленов

§25,

с.105-107

57

01.02.14

Умножение многочлена на одночлен

§26,

с.107-111

58

04.02.14

Умножение многочлена на многочлен

§27,

с.112-113

59

07.02.14

Решение задач.

Умножение многочлена на многочлен

§27,

с.112-113

60

08.02.14

Решение задач.

 Умножение многочлена на многочлен

§27,

с.112-113

61

11.02.14

Формулы сокращенного умножения

§28,

с.113-118

62

14.02.14

Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений

§28,

с.113-118

63

15.02.14

Разность квадратов двух выражений

§28,

с.113-118

64

18.02.14

Разность кубов и сумма кубов двух выражений

§28,

с.113-118

65

21.02.14

Решение задач. Формулы сокращенного умножения

§28,

с.113-118

66

22.02.14

Решение задач. Формулы сокращенного умножения

§28,

с.113-118

67

25.02.14

Деление многочлена на одночлен

§29,

с.119-121

68

28.02.14

Решение задач. Деление многочлена на одночлен

§29,

с.119-121

69

01.03.14

Контрольная работа. Арифметические операции над многочленами

Глава VII. Разложение многочленов на множители

70

04.03.14

Что такое разложение многочленов на множители и зачем оно нужно

§30,

с.122-125

71

07.03.14

Вынесение общего множителя за скобки

§31,

с.125-128

72

11.03.14

Решение задач. Вынесение общего множителя за скобки

§31,

с.125-128

73

14.03.14

Способ группировки

§32,

с.128-131

74

15.03.14

Решение задач. Способ группировки

§32,

с.128-131

75

18.03.14

Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения

§33,

с.131-133

76

21.03.14

Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения

§33,

с.131-133

77

01.04.14

Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения

§33,

с.131-133

78

04.04.14

Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения

§33,

с.131-133

79

05.04.14

Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения

§33,

с.131-133

80

.04.14

Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов

§34,

с.133-136

81

08.04.14

Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов

§34,

с.133-136

82

11.04.14

Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов

§34,

с.133-136

83

12.04.14

Сокращение алгебраических дробей

§35,

с.137-141

84

15.04.14

Решение задач. Сокращение алгебраических дробей

§35,

с.137-141

85

18.04.14

Решение задач. Сокращение алгебраических дробей

§35,

с.137-141

86

19.04.14

Тождества

§36,

с.141-142

87

22.04.14

Контрольная работа. Разложение многочленов на множители.

Глава VIII. Функция y=x2

88

25.04.14

Функция у = х2.

§36,

с.143-149

89

26.04.14

Функция у = х2  и ее график

§36,

с.143-149

90

29.04.14

Графическое решение уравнений

§37,

с.149-151

91

02.05.14

Графическое решение уравнений

§37,

с.149-151

92

03.05.14

Что означает в математике запись у = f(x)

§38,

с.151-158

93

06.05.14

Что означает в математике запись у = f(x)

§38,

с.151-158

94

10.05.14

Контрольная работа. Функция y=x2

Итоговое повторение

95

13.05.14

Линейная функция

96

16.05.14

Системы двух линейных уравнений с двумя переменными

97

17.05.14

Степень с натуральным показателем и ее свойства

98

20.05.14

Арифметические операции над одночленами

99

23.05.14

Арифметические операции многочленами

100

24.05.14

Решение текстовых задач

101

27.05.14

Итоговая контрольная работа

102

30.05.14

Повторительно-обобщающий  урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7

Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет: Геометрия Класс: 7 Количество часов в год по учебному плану: 68 Количество часов в неделю: 2

Рабочая программа расчитана на 2 часа . В программе указаны задачи, цела и конечный  результат изучения курса геометрии....