Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Маринюк Людмила Георгиевна

 

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся, являются физкультурные минутки (далее - физкультминутки). Известно, что просидеть на уроке 40 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику, особенно на уроках математики. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.  в этом материале даются примеры проведения физкультминуток на уроке математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель математики МБОУ СОШ №16

Мяленко Т.П.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики

В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено как одна из приоритетных задач. В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим.

    Проблема здоровья детей и подростков сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение».

Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе общего образования, и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связаны со здоровьем школьников, с уровнем развития культуры здоровья не только учащихся, но и педагогов.

Здоровьесбережениене может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при проведении любого урока  я как учитель всегда помню заповедь здоровьесберегающей технологии «Не навреди!».

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся, являются физкультурные минутки (далее - физкультминутки). Известно, что просидеть на уроке 40 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику, особенно на уроках математики. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

Требования к организации и проведению физкультминуток состоят в следующем:

  1. физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки являются 15-20-я минуты урока;
  2. длительность физкультминуток составляет 1-5 мин. Каждая физкультминутка включает комплекс из 3-4 специально подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей;
  3. комплексы должны подбираться в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразными, т. к. однообразие снижает интерес к ним, а значит, и результативность;
  4. физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.

Основные задачи физкультминутки:

1) снять усталость и напряжение;
2) внести эмоциональный заряд;
3) совершенствовать общую моторику;
4) выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью;
5) тренировать скоростные навыки выполнения мыслительных операций.

Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мелких мышц кистей рук. Физкультминутки способствуют повышению внимания, активности детей на последующем этапе урока. В основном на уроке используют физкультминутки для глаз, для релаксации, для рук.

Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в содержание урока математики.

Так, например, во время физкультминутки в 5 классе можно сделать следующее упражнение для рук: ученики встают, руки вытянуты вперед; если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.

При изучении положительных и отрицательных чисел в 6 классе можно предложить во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; если учитель назовет положительное число, ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если отрицательное – влево.

При сравнении дробей в 5 классе с одинаковыми знаменателями, а в 6 классе с разными знаменателями: если 5/7  6/7 верно, то учащиеся встают; если неверно садятся. (это упражнение можно адаптировать практически под любую тему урока и использовать в устной работе в сочетании с физкультминуткой).

Другой пример физкультминутки поможет не только отдохнуть от сидячей работы, но и заодно, повторить признаки делимости, нужные при работе с действительными числами и т.д. Если число делится на 3, то учащиеся поднимают руки вверх, если на 2 – руки разводят в стороны, если на 5 – руки на пояс, на 9 - приседают: 123, 342, 15, 133, 279, 927, 301, 146…  Или:  учитель считает: 1, 2, 3, … если названное число делится на 3, учащиеся поднимают руки вверх, если число делится на 5, то разводят руки в стороны, если на 3 и на 5, делают хлопок в ладоши, а если не делится ни на 3, ни на 5, руки вытягивают вперед. Вариантов может быть множество.

Таким образом, цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики

Настоящий материал позволяет сохранить здоровье студентов  и выработать потребность в здоровом образе жизни.   ......

Моя методическая разработка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Тема "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, но не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обуч...

Анализ использования здоровьесберегающих технологий на уроках математики информатики за I четверть 2013-2014 учебного года.

Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию здоровьесберегающих технологий. В ходе урока математики с обучающихся необходимо снимать напряжение, стрессы, которые они испытывают,...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики.

Целью обучения математике в методической системе здоровьесберегающего обучения,является наличие в системе целей наряду с обучающими, развивающими и воспитательными целей здоровьесбережения и социализа...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики.

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Огромное значение имеет оздоровительная работа, целенаправленное физическое воспитание, закаливание, рациональное общественное...