Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики.
статья на тему

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Огромное значение имеет оздоровительная работа, целенаправленное физическое воспитание, закаливание, рациональное общественное питание школьников. Поэтому одной из главных задач коррекционной школы является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Решение проблемы здоровья школьников напрямую зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики                                                            в коррекционной школе

Аннотация

  Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Огромное значение имеет оздоровительная работа, целенаправленное физическое воспитание, закаливание, рациональное общественное питание школьников. Поэтому одной из главных задач коррекционной школы является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Решение проблемы здоровья школьников напрямую зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.

  Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. Классическое определение, данное Всемирной организацией здравоохранения в 1949 году, характеризует  здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Классическое определение, данное Всемирной организацией здравоохранения в 1949 году, характеризует  здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

 По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение числа хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит все население и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этого. Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Огромное значение имеет оздоровительная работа, целенаправленное физическое воспитание (вовлечение всех детей в лыжные прогулки, занятия бегом, туристические походы) закаливание, рациональное общественное питание школьников. Проблема воспитания здорового школьника — проблема общегосударственная, комплексная. В этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе — плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя”. Роль учителя при формировании культуры здорового образа жизни детей очень велика. “Учитель многое может, и если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть — хорошими, умными и здоровыми”. Так высоко оценивает роль учителя известный советский гигиенист профессор С.М.Громбах.

 Одна из главных задач коррекционной школы является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Решение проблемы здоровья школьников напрямую зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

    Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
  • в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Известно, что математика является одним из самых трудных предметов для детей с интеллектуальной недостаточностью. С одной стороны, это объясняется абстрактностью математических понятий, с другой стороны, особенностями усвоения математических знаний учащимися. Ведь овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Дети с нарушением интеллекта с трудом включаются в процесс урока: поверхностно воспринимают учебный  материал, не всегда выполняют самостоятельные задания без специальной помощи, быстро утомляются, их словарный запас на 20-30% ниже, чем у детей нормы. Отставание от сверстников особенно заметно в их мышлении: они затрудняются анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать.   Они остро реагируют на неудачи, отличаются неустойчивостью эмоционально-волевой сферы, перепадами настроения. Только правильная организация урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и их работоспособность. Структура урока должна быть гибкой, виды деятельности разнообразными.

С точки зрения здоровьесбережения, выделяют три основных этапа урока, которые характеризуются: продолжительностью, объемом нагрузки, характерными видами деятельности.

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока

Этап урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1-й этап - вводный

5 мин

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную.

2-й этап - основной

20-25 мин

Максимальная работоспособность.

Продуктивная, творческая.

3-й этап - заключительный

10-15 мин

Снижение нагрузки

Репродуктивная.

Первый этап урока - 3-5 минут – фаза вхождения в урок; нагрузка должна быть небольшой. Начинаю уроки   с воспитательного момента, которые назвала «Минутки  здоровья». К примеру, напоминаю учащимся о правильной осанке, предлагаю  принять правильную осанку: опустить плечи, соединить лопатки, поднять подбородок, втянуть живот, и соблюдать правильное положение в течение урока.

      Для диагностики эмоционального состояния учащимся предлагаю  заполнить  листы настроения  как в начале урока, так и в конце его, перед контрольными  работами и после них. Учащиеся  закрашивают цветным карандашом (или рисуют) ту физиономию, которая соответствует их настроению.

     Второй этап урока – основной, этап устойчивой оптимальной работоспособности детей 15-20 минут, и нагрузка должна быть максимальной.

 На данном этапе урока также  уделяю достаточное внимание вопросам сохранения здоровья. Стараюсь включать в урок  задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”. В процессе решения таких задач учащиеся не только усваивают общий способ выполнения действий, но и обдумывают полученный результат.

Предлагаю несколько вариантов таких задач:

- У Маши было 300 граммов каши. Она съела 2/3 порции. Сколько граммов каши осталось съесть Маше? Какое значение имеют каши для растущего организма?

-В кишечнике человека живут более 400 видов полезных бактерий. Они вырабатывают витамины, помогают усваивать пищу, в определённой мере защищают кишечник от вторжения вредных микроорганизмов. При употреблении лекарственных препаратов количество полезных бактерий сокращается в 4 раза. Какое количество полезных бактерий уничтожает человек, принимающий лекарства?  Какие эффективные способы лечения гриппа вам известны?  

Предлагаемые задачи имеют «здоровьесберегающее» значение, т. к. они: обеспечивают эмоциональный подъём детей, снижают уровень тревожности, облегчают процесс запоминания материала, формируют познавательный интерес.

 Обязательным здоровьесберегающим условием является использование на уроках различных видов учебной деятельности: опрос учащихся, работа с тетрадью, учебником, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач и др.  Число видов преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный и т. д. Норма не мене трёх.

Включение в урок  валеологических  вставок повышает активность детей и познавательные способности. Так, во время устного счёта в 8 классе, к примеру, возможна следующая вставка. «В питомнике 2 бригады собрали шиповник …(Валеологическая вставка - шиповник в 16-17 веке ценился дороже золота, на него меняли ценные меха. В его ягодах витамина  С в 40 раз больше, чем в лимоне, в 2 раза больше, чем в чёрной смородине)…».

Положительным моментом на уроке является проведение разнообразных динамических пауз, дыхательной гимнастики, упражнений, направленных на поддержание у учащихся высокого уровня  работоспособности. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового материала предлагаю следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.                

 Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
    Третий этап урока – заключительный. На этом этапе нагрузку следует снизить, т. к. развивается утомление. Последние минуты урока целесообразно посвятить закреплению нового материала, обратить внимание на главные моменты пройденной темы. Для учащихся коррекционной школы особую важность имеет спокойное завершение урока: обучающиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать их работу на уроке, задание на дом, попрощаться с обучающимися.

Критериями удачного, с точки зрения здоровьесбережения, урока является: отсутствие усталости у учащихся и педагога, положительный эмоциональный настрой, удовлетворение от выполненной работы, желание продолжить работу.

Таким образом, организация учебной деятельности с учётом здоровьесберегающих технологий создают условия, позволяющие сохранить здоровье детей и по возможности оздоровить их, а это немаловажно в наше время.

Литература:

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии М.: “ВАКО”, 2004, 296 с.
  2. М.Н. Перова. Методика преподавания математики во вспомогательной школе,  — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
  3. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики

Настоящий материал позволяет сохранить здоровье студентов  и выработать потребность в здоровом образе жизни.   ......

Моя методическая разработка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Тема "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся, являются физкультурные минутки (далее - физкультминутки). Известно, что просидеть на уроке 40 ми...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, но не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обуч...

Анализ использования здоровьесберегающих технологий на уроках математики информатики за I четверть 2013-2014 учебного года.

Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию здоровьесберегающих технологий. В ходе урока математики с обучающихся необходимо снимать напряжение, стрессы, которые они испытывают,...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики.

Целью обучения математике в методической системе здоровьесберегающего обучения,является наличие в системе целей наряду с обучающими, развивающими и воспитательными целей здоровьесбережения и социализа...