Доклад "Приемы реализации деятельностного подхода"
материал по алгебре по теме

Поцелуева Юлия Алексеевна

 

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Сделать это можно на основе системно – деятельностного подхода.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Тайшет

Доклад «Приемы реализации деятельностного подхода на уроках математики»

г. Тайшет

Здравствуйте, я Поцелуева Юлия Алексеевна и тема моего доклада «Приемы реализации деятельностного подхода на уроках математики».

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Сделать это можно на основе системно – деятельностного подхода.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

В основе деятельностного подхода к обучению: рекомендуются разнообразные приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки-путешествия, уроки-семинары, уроки- диспуты и др.  Из этого следует… «Сегодня  у нас не будет урока,  у нас состоится пресс-конференция на тему…» Или «У нас урок вопросов и ответов. Учимся задавать вопросы… Учимся  подвергать сомнению любую высказанную идею. Ищем ошибки …  Делимся на теоретиков и  практиков….».

Существует несколько технологий деятельностного метода:

Проблемное обучение

Программированное обучение

Контекстное обучение

Игровое обучение

Игры - понятие многогранное. Существуют различные виды игр применяемых на уроках.

Игровые моменты на уроке и вне урока это не только забава, весёлое препровождение времени, а и своеобразная подготовка к труду, школа, вырабатывающая навыки общения, находчивость, выдержку, смекалку. Игровые моменты урока требуют максимум энергии, ума, самостоятельности.

В прошлом году я взяла  пятый класс. В классе учится 15 учеников, из них 7 учеников имеют справку СКО 7 вида. В классе 8 девочки и 7 мальчиков. Уровень интенсивности познавательного интереса в классе невысокий. При работе над интересным заданием, связанным с игровыми моментами, эмоции учеников ярко выражены. Ученики 5 «Г» класса хотят выработать в себе следующие качества, чтобы достичь успеха:

  1. Стремятся получать хорошие отметки-90%
  2. стараются в учебе-50%
  3. учатся самостоятельности-30%
  4. помогают другим и сами обращаются за помощью-50%

Мониторинг выявления уровня интересов 5 «Г» класса показал, что нравятся:

  1. Литература-50%
  2. Иностранный язык-40%
  3. Трудовое обучение-70%
  4. ИЗО-75%
  5. Математика-30%
  6. Информатика-30%
  7. Физкультура-80%
  8. Русский язык-30%

Диагностика показала, что математика не является любимым предметом. И это стало проблемой номер один. Мне предстояла большая работа повысить рейтинг моего предмета. И себе в помощь я взяла игровые технологии, так как  они актуальны на уроках математики в 5-6 классах.

Приведу некоторые примеры включения в урок дидактических игр и игровых моментов на уроках математики в 5 классе.

Буквенные диктанты

 В начале учебного года мы с 5-классниками учились писать буквенные диктанты (такая форма им не встречалась в начальной школе). Задача работы состоит в том, чтобы "расшифровать" какой-нибудь математический термин. Каждая буква в слове - начальная (или какая-либо другая по счету) буква определенного понятия.

Например:

У - рыбный суп (уха);

Г - Отвечает на вопрос "что делать?"(глагол);

О - плывет по небу (облако);

Л - царь зверей (лев).

"Зашифрованные" понятия - работы учащихся 5-го класса (иногда с моей корректировкой).

Ч - мальчик-луковка (Чиполлино);

И - любимое занятие малышей (игра);

С - летающая стальная птица (самолет);

Л - время самых длинных каникул (лето);

О - носят люди с плохим зрением (очки).

С - животное с хоботом (слон);

У - несет дом на спине (улитка);

М - им моют руки (мыло);

М - ребенок мужского пола (мальчик);

А - авто для перевозки пассажиров (автобус).

К - поверхностный слой дерева (кора);

О - имеет твердую скорлупу (орех);

Р - летит в космос (ракета);

Е - новогоднее дерево (ель);

Н - на него нельзя делить (нуль);

Ь - служит для смягчения звука (ь).

С - 24 часа (сутки);

Т - в ней пишет ученик (тетрадь);

Е - то же, что и пища (еда);

П - сумма сторон многоугольника (периметр);

Е - детский юмористический журнал ("Ералаш");

Н - у него рог на носу (носорог);

Ь - последняя буква первого месяца года (январь).

Р - ровная поверхность Земли (равнина);

А - исполняет роли в театре (актер);

Д - то же, что и врач (доктор);

И- изображение святых (икона);

У - первый компонент разности (уменьшаемое);

С - птица, поющая лучше всех (соловей).

Данная форма работы оживляет урок, учит ребят мыслить, концентрировать внимание, расширяет кругозор.

Логогрифы

В первой части логогрифа надо догадаться, о каком слове говорится. Затем в отгаданное слово вставить добавочно одну или две буквы и получить новое слово.

1. Арифметический я знак,

 В задачнике найдешь меня

 Во многих строчках,

 Лишь “О” ты вставишь,

 Зная как, и я – географическая точка. (Плюс-полюс).

2. Я – цифра меньше 10,

 Меня тебе легко найти.

 Но если букве “Я”

 Прикажешь рядом встать:

 Я – все: отец, и ты, и дедушка, и мать! (Семь – семья).

3. Я – пространственное тело,

 И не сложен я с натуры,

 Если ж вставить “Л” умело,

 Стану домом я культуры. (Куб – клуб).

4. Он – грызун не очень мелкий,

 Ибо чуть побольше белки,

 А заменишь “У” на “О” –

 Будет круглое число. (Сурок – сорок).

Игра «Математический ребус»

2   +    х    +    3     =    12

+         -          +       =     -

2   -    5     +    у      =     1

+        -             -       =     -

u   -     1    +     1      =     6

=         =            =            =

5    +   6     -     6      =      5

Дана таблица уравнений.  Вместо    переменной необходимо  вписать  числа, которые являются  корнями уравнений, записанных по вертикали и горизонтали.

 Можно  приготовить несколько карточек  с аналогичными   заданиями различной сложности.

Посчитать количество фигур

а) треугольников,  б) квадратов,  в) четырехугольников.

Ребусы и головоломки

1.

2.

3. Какой из числовых рядов лишний:

1

2

4

8

16

2

6

18

54

162

5

10

20

40

80

Задачки-фокусы:

Например, при изучении четных и нечетных чисел:

«В какой руке монета? Прошу кого-нибудь взять в одну руку монету достоинством в 10 рублей, а другую – достоинством в 1 рубль. Затем предлагаю умножить числовое значение монеты, лежащей в правом кулаке, на 8 (или любое другое четное число), а числовое значение другой монеты на 5 (или любое другое нечетное число, какое вам захочется). Сложив эти два числа, зритель должен сказать вам, четное или нечетное число получилось. После этого я говорю ему, какая монета в какой руке. (Объяснение: если сумма четная – то в правой руке 1 рубль, а если нечетная – 10 рублей.)»

Анаграммы

Решить анаграмму – значит определить исходное слово. Анаграммы помогают усвоению математических понятий.

  1. Решить анаграммы:

мапряя, чул, резоток, лпоащьд

  1. Решить анаграммы:

м а п р я я  (прямая)                          ч у л (луч)

р е з о т о к (отрезок)                        р и п е т р е м (периметр)

Интересны для ребят и случаи, когда в упражнении включено задание: «Решить анаграммы и исключить лишнее слово».

Другой дидактической целью использования анаграммы может быть введение нового математического понятия.

        Учащимся предлагается решить анаграммы и исключить лишнее слово:

ч а д а з а             м е н п е р н а е я              в а р у н и е н е

                     ц и я к у н ф

Логические задачи

1. Сколько лет сиднем просидел на печи Илья Муромец? Известно, что если бы он просидел ещё 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число.

2. Барон Мюнхгаузен пересчитал число волшебных волос в бороде старика Хоттабыча. Оно оказалось равным сумме наименьшего трёхзначного числа и наибольшего двузначного. Что это за число?

  1. Раздели самое маленькое четырёхзначное число на наименьшее простое и узнаешь, сколько лет не умывалась и не чистила зубы злая волшебница Гингема из повести-сказки А. Волкова "Волшебник Изумрудного города".

Мониторинг выявления уровня интересов  класса в конце учебного года  показал следующие результаты:

  1. Русский язык-50%
  2. Литература-50%
  3. Иностранный язык-50%
  4. Трудовое обучение-70%
  5. ИЗО-70%
  6. Математика-47%
  7. Информатика-30%
  8. История-30%
  9. Физкультура-70%

Закончить свое выступление я бы хотела словами Василия Александровича Сухомлинского: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

        

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы реализации деятельностного подхода

Приемы реализации деятельностного подходана уроках математики...

Мастер-класс Методические приемы и формы реализации деятельностного подхода в обучении

Работа над темой показала, что организуемая учителем деятельность должна быть разнообразной и сочетать широкий спектр форм, методов и приемов. Методических приемов СДП очень много, главное найти каждо...

Презентация к мастер-классу "Методические приемы и формы реализации деятельностного подхода в обучении

Презентация к мастер-классу по теме "Методические приемы и формы реализации деятельностного подхода в обучении"...

Методическая разработка. Приемы арт-технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации деятельностного подхода в образовании

Методическая разработка представляет приемы арт-технологии и способы их использования на уроках русского языка и литературы. Материал участвовал в Республиканском конкурсе "Инноватика в образовании"....

Приемы арт-технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации деятельностного подхода в образовании

Арт-технологии – это современные педагогические технологии, которые помогают проводить процесс обучения средствами искусства. Арт-технологии являются одним из средств формирования ключевых компе...

Доклад МО «Реализация деятельностно-компетентностного подхода в условиях дистанционного обучения»

Цель: Использование деятельностно-компетеностного  подхода к обучению на уроках технологии в дистанционном режиме, как условие усвоения знаний умений и компетентностей.Задачи:-разработать модели ...