Приемы арт-технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации деятельностного подхода в образовании
статья по литературе

Арт-технологии – это современные педагогические технологии, которые помогают проводить процесс обучения средствами искусства. Арт-технологии являются одним из средств формирования ключевых компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, общекультурной и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы арт-технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации деятельностного подхода в образовании

Введение        

                     «Четыре столпа, на которых

 основывается образование: научиться познавать,

научиться делать, научиться жить вместе,

научиться быть»

(Ж. Делор)

 Очень важно, чтобы на уроках обучающийся  не только получал  познания  о мире, но и пропускал этот опыт через себя: учился что-то создавать, учился общаться, осознавал свое место в окружающей действительности. Формируя  мировоззрение ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение в нем, учитель  должен ориентировать подростков на общечеловеческие ценности. Чтобы это произошло, учитель использует современные педагогические технологии. Одной из таких технологий,  соответствующих  деятельностному подходу в обучении и новым государственным стандартам в образовании, являются арт-технологии. Арт-технологии – это современные педагогические технологии, которые помогают проводить процесс обучения средствами искусства. Арт-технологии являются одним из средств формирования ключевых компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, общекультурной и др.

        В их основе лежит творческая деятельность.

Что такое деятельностный подход?

Сами по себе знание и их накопление не являются целью образования. Главное — формирование умений и навыков, умений действовать. А действовать возможно, зная, как это надо делать.  Творчество — это тоже деятельность. Результатом этой деятельности являются качественно новые материальные или духовные ценности. Творчество является отражением внутреннего мира автора, потому что он вкладывает в процесс некие аспекты своей личности. Таким образом, творческая деятельность в процессе обучения не только помогает формировать следующие умения обучающихся: преобразовывать информацию, интерпретировать ее, находить пути решения проблем, но помогает понять, стали ли общечеловеческие ценности ценностями подростков.

Что такое арт-технологии?

Арт-технология – это творческая деятельность, направленная на создание чего-то нового средствами искусства. Если говорить о системе педагогических методов и приемов, то они помогают формировать собственную позицию, способствуют самоопределению подростка.        Арт-технологий — это форма воспитательной работы, имеющая ряд особенностей.

Демократичность(возможность учащимся, не имеющим особенных способностей, создавать что-то новое, т.е. творить)

Возможность самовыражения. Обучающийся открывает свои эмоции, настроения, переживания, идеи, свою позицию к тому или иному явлению действительности. Это раскрывает его внутренний мир. Это возможно только в атмосфере добра, понимания и тепла.

Возможность коммуникации. Эта особенность очень важна для одиноких, замкнутых, детей. Арт-технологии позволяю выразить то, что невозможно выразить словами.        Арт-технологии, применяемых в педагогике и психологии, пришли из арт-терапии.

        К арт-технологиям относится использование: создание фотографий, картин, карикатур, диаграмм, коллажей, слайдов, инсталляций; cказок; песен; стихотворений; игр ; кинематографических работ; театральных постановок; танцев и т.д..   

 Использование данных технологий позволяет учителю заинтересовать ученика,  мотивировать его на работу в группе, на создание творческой работы, которая  опирается  воображение, интуицию, творческое мышление.

        Приемы арт-технологий, используемые на уроках русского языка и литературы

Прием «Инсталляция»

         Одним из видов творческих работ, который я использую на уроках литературы, является ИНСТАЛЛЯЦИЯ

Инсталляция пришла к нам из концептуального искусства. Инсталляция -пространственная композиция, созданная из различных готовых материалов и форм. Инсталляция – это визуальное искусство, которое говорит с нами языком образов, рассказывая каждому его собственную историю. Важно, что зритель не созерцает инсталляцию со стороны, как картину, а оказывается внутри нее.В концептуальном искусстве идею, заимствованную из философии, психоанализа, политики, наконец, самой жизни, можно воплотить любыми способами. Художник здесь как генератора идей, а не создатель вещей. На создание инсталляции подросток подготовлен контекстом  современной культуры. Знак и символ прочно вошли в наше сознание. Вступая в неординарные комбинации, вещь освобождается от своей утилитарной функции, приобретая функцию символическую.

        На уроке литературы учащиеся работают с текстами, содержащие идеи, опирающиеся на духовно-нравственные основы жизни человека и человечества. При создании инсталляции происходит вторичное осмысление идеи текста. Словесные образы превращаются в визуальные. Смена контекстов создает смысловые трансформации, игру значений.

        На уроке выделяются следующие этапы создания инсталляции: 

1.Создание творческих групп

2.Работа с текстом: выделение ключевых слов, построение  ассоциативного ряда, составление концептуальной идеи.

3.Создание инсталляции.

4.Работа с названием. Подготовка защиты инсталляции.

5.Демонстрация инсталляции и защита ее концептуальной идеи.

Создает условия для продуктивной деятельности, условия для развития коммуникативных навыков. Развивает навык восприятия, преобразования, интерпретации текстовой информации, осознания идеи автора, основанной на морально-нравственных ценностях человечества. Развивает умение работать в группе, эмпатию (умение понимать чувства и эмоции других участников группы), принимать чужую точку зрения, аргументировать свою точку зрения, умение формировать коллективную идею

Развивает умение определять тему работы,  речевую и коммуникативную компетенции.

Развивает умение высказывать коллективное мнение, формулировать и аргументировать точку зрения.

Прием «Коллаж»

Слово «коллаж» происходит от французского «collage», что означает «приклеивание, наклейка». По сути, коллаж это художественная аппликация, которую можно составить практически из чего угодно. И это вовсе не новомодное течение в декоре. Техника коллажа применялась еще в Древнем Китае, но особую популярность и развитие получила в 20 веке. В определенный момент коллаж стал видом искусства.
        Коллаж – это вид творческой работы, прекрасно вписывающийся в урок русского языка и литературы. Подростки с удовольствием работают с иллюстрациями, фотографиями, вырезают из цветной бумаги, создают изображения из ткани, фольги и других материалов. На уроках литературы такую работу целесообразно проводить после прочтения большого произведения, на русском языке – после анализа текста. Очень интересные коллажи получаются на уроках изучения лирики. Поэтические образы, рождают различные ассоциации у подростков, это дает им возможность проявить себя, выразить свое мнение. Перед созданием коллажа необходимо провести следующую работу с текстом:

Работа с поэтическим текстом

1. Прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль. Используйте заголовок, если он имеется.

2. Выделить ключевые слова, образы, главные картины в стихотворении.

3. Выделите цветовые прилагательные, другие части речи, обозначающие цвет.

4. Расположите автора и название стихотворения на основе.

5. Приступите к созданию коллажа.

Работа над коллажом предполагает определенный алгоритм, можно предложить инструкцию, которую предлагают мастера коллажа:

Шаг 1. Любое творческое дело начинается с поиска идеи.  Что Вы хотите рассказать с его помощью? Продумайте, какие элементы коллажа (картинки и т.п.) могут символизировать эту идею. Очень хорошо, если у вашего коллажа будет ОДНА основная идея, общая основная мысль, заголовок.

  1. Шаг 2. Выбираем основу для коллажа. Обычно это бумага или картон. С такими материалами наиболее просто работать.

  2. Шаг 3. Теперь подготовьте части Вашего коллажа. Включайте в него слова. Основную часть картинок подрежьте так, чтобы сократить ненужные пустоты при совмещении этих картинок.

  • В коллаж можно включить целую картину, разделив ее на несколько частей.
  • Попробуйте так же рвать края картинок. Иногда такой прием дает очень красивый эффект.
  • Поэкспериментируйте так же с прямыми или округлыми краями.

Любая деталь коллажа должна нести определенный смысл. Прежде, чем поместить деталь в коллаж, хорошо подумайте, зачем она здесь? Если без нее можно обойтись – значит, эта деталь здесь не нужна.

  1. Шаг 4. А теперь поиграйте, передвигая детали Вашего коллажа по основанию. Выберите наиболее удачный, на Ваш взгляд, вариант, подчеркивающий основную идею вашей работы.

  2. Шаг 5. Вот теперь можно клеить.

  • Совсем не обязательно промазывать клеем всю поверхность элемента целиком, можно проклеить только вершины.
  • Вы можете мять бумагу или ткань, для того, чтобы получить интересную акцентную структуру.
  1. Шаг 6. После того, как основной коллаж высох, добавьте ему различных декоративных деталей: 3-мерных сложных или блестящих – по Вашему вкусу.

  • Может быть, Вы хотите что-нибудь написать?
  • Или приклеить бусинки, кольца, бобы, сухие цветы и т.п.

Прием «В мастерской синестетиков»

        Придумать такой вид работы натолкнула информация о синестезии. Синестезия – это слияние и соответствие одного чувства с другим, например, ассоциации музыка – цвет, так называемый цветной слух, обоняние – цвет… удивительное явление, которым обладают немногие люди.

В последние годы создано множество научных работ, посвященных синестезии, проводятся международные конференции, защищаются диссертации, создаются веб-сайты, организованы Международные общества. Многие творческие люди были синестетиками: В.В.Набоков, А.Скрябин, В.Кандинский и др. Особенно интересна синестезия в литературе. Речь идет о метафорах, ассоциациях, иносказании, сравнениях, сопоставлениях, рождающихся у мастеров художественного слова, а значит, могут родится и у подростков.         Прием «В мастерской синестетиков» предполагает работу с текстом и со своими ассоциациями. Итогом становится цветная композиция, отражающая ощущения и ассоциации подростка.

        Уместна такая работа при изучении следующих тем: «Поэзия Серебряного века», «Творчество В.В.Набокова», «Импрессионизм в поэзии» и т.д.  

        Учащимся нравится работать с цветной бумагой, с красками, создавая образы, навеянные художественным творчеством поэтов и писателей.

Где используются приемы арт-технологии

Приемы «Инсталляция», «Коллаж», «В мастерской синестетиков»  могут присутствовать на любом предмете, но наиболее эффективны они на уроках гуманитарного цикла, где происходит соприкосновение с эмоциональной сферой подростка: русском языке, литературе, МХК, истории, обществознании. На уроках литературы и русского языка подросток непосредственно соприкасается художественным текстом. Арт-технологии помогают интерпретировать текст, помогают избежать монотонности и скуки, мотивируют подростков на повторное чтение и более глубокое погружение в художественный мир мастера. Уместно использование приемов арт-технологий при изучении биографий поэтов и писателей. Они могут быть одним из видов домашней работы.

Приложение

I. Прием «Инсталляция» на уроках русского языка в 8 классе «Анализ художественного текста»

Инсталляция (англ. inctallation – установка) – пространственная композиция, созданная из различных готовых материалов и форм.

Работа с текстом стихотворения С.Михалкова

1. Прочитайте стихотворение С.Михалкова. Подумайте, почему поэт использует такое множество вопросительных предложений? О чем заставляет задуматься стихотворение?

Простой бумаги свежий лист!

Ты бел как мел. Не смят и чист.

Твоей поверхности пока

Ничья не тронула рука.

Чем станешь ты? Когда, какой

Исписан будешь ты рукой?

Кому и что ты принесёшь:

Любовь? Разлуку? Правду? Ложь?

Прощеньем ляжешь ли на стол?

Иль обратишься в протокол?

Или сомнёт тебя поэт,

Бесплодно встретивший рассвет?

                   С.Михалков

2. Выделите в стихотворении ключевые слова

Простой бумаги свежий лист!

Ты бел как мел. Не смят и чист.

Твоей поверхности пока

Ничья не тронула рука.

Чем станешь ты? Когда, какой

Исписан будешь ты рукой?

Кому и что ты принесёшь:

Любовь? Разлуку? Правду? Ложь?

Прощеньем ляжешь ли на стол?

Иль обратишься в протокол?

Или сомнёт тебя поэт,

Бесплодно встретивший рассвет?

                   С.Михалков

2. Выпишите самые главные слова и словосочетания, составьте цепочку ассоциаций.

(Свежий лист – чистый лист - „с чистого листа“ - начало всему – начало времен – часы.  Рука – рукой – ручка.  

Поэт – бедность –  одиночество – голод -  хлеб.

Поэт - поэзия – вдохновение – сомнение – смятый лист).

3. У вас получились ассоциативные ряды. Сформулируйте основную мысль стихотворения. («Никто не знает, что появится на белом листе бумаги»)

4.Предложите концептуальную идею вашей инсталляции.

(«В творчестве все можно исправить и начать сначала. Это процесс, не имеющий конца».)

II. Текст для создания инсталляции на уроке в 9 классе по МХК “Роль искусства в жизни человека».

Создайте инсталляцию по тексту/

Искусство — это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля. Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архитекторов, флорентийских мозаичных мастеров, Рафаэля и Микеланджело... Данте, Петрарки, Моцарта, Баха, Чайковского.
Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество. Где и когда бы ни жил человек, даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах — древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а передача красоты и гармонии мира, восхищение перед совершенными творениями природы.
Человечество не топталось на месте, оно поступательно двигалось вперед и выше, так же развивалось и искусство, сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути.

Не только древние творения привлекают наше внимание. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни.
Искусство многолико, вечно, но, к сожалению, оно не может влиять на людей без их воли, умственного напряжения, определенной работы мысли. Человек должен захотеть научиться видеть и понимать прекрасное, тогда искусство будет благотворно влиять на него, общество в целом. А пока талантливые творцы не должны забывать, что их произведения способны влиять на миллионы, и это может быть благотворным или пагубным.
В XX веке возросла роль кино, телевидения и видео. Они стали главными кумирами молодежи. И прекрасно, если это доброе, гуманное начало, т. е. истинное искусство с вековыми традициями.
Но если на наши экраны шагнет пропаганда насилия, культа силы, зла, мы погибнем вслед за незадачливыми героями этих однодневок-боевиков.
Я верю, что все это временное, преходящее, скоро люди поймут это. Уже многие осознают, что ни один фильм не заменит общения с книгой, музыкой, живописью.
Искусство вечно и прекрасно, потому что несет красоту и добро в мир.

III. Создание коллажа на уроке литературы в 9 классе «Тема природы и Родины в стихах С.А.Есенина».

I. Предварительная работа с текстом. Заполнение таблицы.

Название стихотворения

Цвет

Звук

Метафора

Сравнение

Олицетворение

«Поет зима -аукает

«седые облака»

аукает, с ревом бешеным

Ковром шелковым стелется,

В улыбках солнца

Воробышки, как дети сиротливые

Зима лес баюкает, злится вьюга стучит

1.

2.

3.

4.

5.

 Сделайте вывод:

Можно ли образ родины в стихах Есенина отделить от образов природы? Какая природа у поэта?

Докажите, что его поэтический мир живет: плачет, поет, страдает и т.д.

Зачем Есенин населяет свои стихи одухотворенными образами природы?

Можно ли сказать, что стихи Есенина полны звуков и цветов?

Какое стихотворение вам кажется самым интересным? Почему?

IV. Опорный конспект ученика 10… класса ……………………………………………………………………………………………..по теме «Афанасий Афанасьевич Фет. Импрессионизм в лирике А.А.Фета».

Практическая работа «Создание коллажа»

Природные образы, созданные поэтом,  осязаемы, полны

многочисленных зрительных деталей, запахов, звуков.

ФЕТ (Шеншин) Афанасий Афанасьевич [1820—1892] — известный русский поэт. В 40—50-х гг. Ф. был крупнейшим представителем плеяды поэтов, к-рые выступали под лозунгом "чистого искусства". Для революционно-демократической и радикальной критики 60-х гг. стихи Ф. были образцом поэтического пустословия, безыдейного щебетанья о любви и природе (Добролюбов, Писарев).

Красота оживает на страницах фетовских стихов, как оживает природа и любовь, звезды и весна, ночь и заря.
Фет почти не писал о предназначении поэта и поэзии, почти не писал о жизни и смерти и человеческом бытие. Он писал о любви и природе. Любовные мотивы и тема природы, ее восхваление и прославление становятся ведущими в лирике Фета.

Как просто и красиво пишет Фет о природе. Он не описывает ее, нет, он ее чувствует, ощущает. Поэт замечает ее мимолетные изменения, отдельные звуки и краски и пишет поэтическим словом, рисует кистью художника, играет мелодию музыканта.

Неразрывно связаны у поэта любовь к природе и любовь к женщине. Пролистайте все сборники Фета, вы вряд ли найдет стихи, где была бы любовь, и не было бы природы, была бы природа, и не было бы любви

От четкой пластичности Ф. переходит к нежной акварельности, его поэзия направлена на мелькающие, смутные ощущения и возбуждаемые ими неуловимые, тающие эмоции; она становится поэзией интимных душевных состояний, отблесков чувств, становится поэзией бессознательного, воспроизводит сны, грезы, фантазии; настойчиво звучит в ней мотив невыразимости переживания.

Стихи приобретают характер импровизации. Стих получает особую напевность, музыкальность . Он все менее насыщен материальными образами. При этом раскрываются психические состояния, а не процессы; впервые в русскую поэзию Ф. вводит безглагольные стихи ("Шепот", "Буря" и др.). Характерные для этой линии поэзии Ф. мотивы — впечатления от природы во всей полноте ощущений (зрительных, слуховых, обонятельных и др.), любовное томление, зарождающаяся, еще невысказанная любовь. Поэзии Фета делает его предшественником импрессионизма в русской поэзии (оказав особенно сильное влияние на Бальмонта). В известной мере Ф. оказывается созвучным Тургеневу.

Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression — впечатление), направление в искусстве последней трети девятнадцатого — начала двадцатого века, мастера которого, фиксируя свои мимолетные впечатления, стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости.

Задания

1. Прочитайте в хрестоматии стихи А.А.Фета о природе. Выберите 5-6 стихотворений для выполнения практической работы.

2. Заполните большую таблицу на обратной стороне конспекта.

3. Опираясь на таблицу, создайте коллаж «Мир природы в стихах А.А.Фета», отражающий звуковые, цветовые, световые, эмоциональные образы в выбранных вами стихотворениях.

Слово «коллаж» происходит от французского «collage», что означает «приклеивание, наклейка». По сути, коллаж это художественная аппликация, которую можно составить практически из чего угодно.

4. Напишите эссе «Импрессионизм в лирике А.А.Фета»

V. Практическая работа. Подготовка к созданию коллажа «Импрессионизм в лирике А.А.Фета»

Название стихотворения

Цвет

Цветовые прилагательные

существительные

Свет

Солнечный

Лунный

Звук

Звуковые образы

Приемы(аллитерация)

Музыка

(мелодичность, ассонанс)

Движение

Изменение

Жизнь

Чувства

Эмоции

Любовь

1.

2.

3.

4.

5.

VI. Текст для создания коллажа на уроке русского языка в 9 классе «Анализ публицистического текста»

Доброта – это положительное качество, которым должен обладать каждый человек на планете Земля. Добрый человек всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается. В голод люди делились последним куском хлеба. Люди сдают кровь, чтобы помочь больным в тяжёлую минуту; делятся кровом с оставшимися без жилья. Вот это настоящая доброта.
Недавно в Японии произошло сильное землетрясение и цунами, пострадали тысячи людей. Многие страны сразу же откликнулись на их беду, в том числе и Россия. Отправляли в Японию спасательные отряды, медикаменты, продукты, одежду. Недаром народная мудрость гласит: «Доброта спасёт мир».
Люди издавна считали, что добро – это одно из важных качеств. Даже в народных сказках добро побеждает зло.

Добро может заменить подарок в праздник, помочь больному быстрее преодолеть болезнь, поднять настроение в грустный момент.
В настоящее время всё меньше и меньше людей, обладающих добротой. Всё больше равнодушных, эгоистичных. Человек безразлично относится к проблемам и бедам других людей. Ведь все заняты своими делами, своими заботами. Телефоны, компьютеры заменили человеческое общение. Техника сделала человека зависимым.
Действительно, сегодня, в век, когда машины выполняют сотни операций и заменяют десятки людей, встает как первоочередная проблема душевной теплоты. Поэтому необходимо чаще задумываться над этим, ибо надо быть добрее друг к другу, слушать, чувствовать души других, не проходить мимо людей, зовущих на помощь. Плохо, когда люди, стремясь к собственному благополучию, забывают о том, что существуют, живут они в этом мире не одни, что кругом тоже люди, о которых нужно думать, с которыми необходимо считаться. А.П. Чехов говорил: “Спешите делать добро”. Евгений Лейман

VII. Прием «В мастерской синестетиков» на уроке литературы в 11 классе «Особенности поэтического языка М.Цветаевой»

1. Прочитайте стихотворение М.И.Цветаевой, выпишите самые яркие поэтические образы.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и нагробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!

2. Найдите примеры аллитерации и ассонанса.

3. Составьте ассоциативные цепочки. Определите, какие цвета присутствуют.

4. С помощью красочных пятен  составьте «Цветовую карту стихотворения».

«Особенности поэтического языка К.Бальмонта»

Прочитайте стихотворение К.Бальмонта «Аромат Солнца»

С помощью красочных пятен  составьте «Цветовую карту стихотворения».

Запах солнца? Что за вздор!

Нет, не вздор.

В солнце звуки и мечты,

Ароматы и цветы

Все слились в согласный хор,

Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами,

Свежими купавами,

Пробужденною весной,

И смолистою сосной.

Нежно-светлоткаными,

Ландышами пьяными,

Что победно расцвели

В остром запахе земли.

Солнце светит звонами,

Листьями зелеными,

Дышит вешним пеньем птиц,

Дышит смехом юных лиц.

Так и молви всем слепцам:

Будет вам!

Не узреть вам райских врат,

Есть у солнца аромат,

Сладко внятный только нам,

Зримый птицам и цветам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы ТРИЗ-технологий на уроках русского языка и литературы

•ТРИЗ - это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач), созданной Российским ученым и писателем-фантастом ...

СЦЕНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

В статье содержатся основы проектирования уроков деятельностной направленност, конструктор уроков. Типология уроков ФГОС....

Методическая разработка. Приемы арт-технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации деятельностного подхода в образовании

Методическая разработка представляет приемы арт-технологии и способы их использования на уроках русского языка и литературы. Материал участвовал в Республиканском конкурсе "Инноватика в образовании"....

Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода.

Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода. ...

Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации ФГОС

laquo;Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - утверждал В. Сухомлинский. Эти ...

Пример из комплекса организации работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы в процессе реализации компетентностного подхода к обучению

Пример из комплекса организации работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы в процессе реализации компетентностного подхода к обучению...