Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода.
статья по русскому языку (5 класс)

Тугушева Румия Фатиховна

Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.opyt_tugusheva_r.f.docx49.97 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода

Актуальность и перспективность опыта

Современная школа нацелена научить обучающихся самостоятельно добывать знания и применять их на практике, способствовать формированию самостоятельности мышления обучающихся, подготовить к творческой деятельности. Один из наиболее важных вопросов сегодняшнего дня – качественное усвоение программного материала всеми учащимися. Этому способствует  дифференцированное обучение, которое предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик, индивидуально сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем, стать сильной личностью, и все это в условиях обучения по одной программе.

Дифференцированное обучение повышает качество знаний, помогает обучающимся научиться познавать, жить в обществе, работать, быть в гармонии с собой.                    

Условия формирования ведущей идеи опыта,

условия возникновения, становления опыта

Уровневая дифференциация обучения как педагогическая технология направлена на реализацию стандартов в повседневном учебном процессе. Важнейшими ее принципами являются отказ от селекции, открытость стандартов для учащихся и их родителей, принцип «ножниц» (уровень преподавания превышает уровень обязательных требований), использование бинарного оценивания достижения стандарта.

На идею формирования опыта оказали влияние требования ФГОС НОО, изучение методической литературы, изучение опыта коллег, курсы повышения квалификации.

Дифференцированное обучение – это:

1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

В основу дифференциации положена теория Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития». Дифференцированное обучение – это не разделение детей на классы по уровням, а технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.

Бесспорно, что в реальном процессе обучения знания усваиваются индивидуально каждым учеником. Однако процесс усвоения знаний может быть одинаков, совпадать у детей данной группы, класса. Можно выявить общее в индивидуальном развитии детей в процессе обучения. Общее может характеризовать уровень развития детей, сходство в мотивах деятельности и поведении. Обычно таким общим уровнем обладают дети одинакового возраста. Поэтому знание общих психологических особенностей детей данной группы, данного возраста обеспечивает в обучении возможность понимания учебного материала каждым учеником.

Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются планомерные систематические наблюдения за учеником, индивидуальные и групповые беседы на намеченную тему. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и опираться на его индивидуальные качества.

Теоретическая база опыта

При дифференцированном подходе необходимо:

•        создание для ученика «ситуации успеха» и уверенности;

•        сотрудничество учителя и ученика;

•        создание для ученика ситуации, когда он может выбрать уровень сложности и трудности к заданиям.

   По УМК под редакцией В.Я.Коровиной по литературе и по УМК под редакцией Л.А. Тростенцовой ,Т.А.Ладыженской и др., делаю уже не первый выпуск. Теоретической базой опыта являются работы, представленные в различных методических пособиях. Основу опыта составляют:

  • Концепция и научно-теоретические материалы, созданные авторским коллективом под научным руководством Блинова В.И. и Сергеева И.С., Болотова В.А., и Серикова В.В. и др.
  • Комплект УМК под редакцией Л.А. Тростенцовой ,Т.А.Ладыженской и др., реализует непрерывное образование по русскому языку на основе концепции образовательной системы нового поколения.
  • Набор современных образовательных технологий, обеспечивающих развитие предметных умений, универсальных учебных действий и личностных качеств школьников. Собраны все методические указания: формы организации уроков, методы и приемы подачи и контроля изученного материала.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Дифференциация обучения и воспитания должна быть гибкой и подвижной, позволяющей учителю в процессе обучения подходить индивидуально к каждому ученику и способствовать общей активизации класса. Постоянное осуществление на всех этапах учебного процесса «единства требований» ко всем учащимся без учёта особенностей их индивидуально-психологического развития тормозит их нормальное обучение, становится причиной отсутствия учебных интересов.

На уроках русского языка и литературы используются следующие методы, реализующие осуществление дифференцированного подхода в обучении:

  • Работа в группах. 
  • Метод проектов. 
  • Разноуровневые задания.

Индивидуальный подход в учебном процессе, означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности и он предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого школьника. Успешность индивидуального подхода в учебном процессе зависит от умелого отбора учебного материала, организации учебной деятельности.

Работа в группах нацелена на распределение учеников на три группы.

1 группа  (ученики с высоким уровнем усвоения учебного  материала) имеют цели:

•        Развить устойчивый интерес к предмету.

•        Сформировать новые способы действий, умение выполнять задание повышенной сложности, нестандартные упражнения.

  • Развить умение самостоятельно работать над упражнениями различной сложности

2 группа  (ученики со средним уровнем способностей) имеют цели:

•        Развить устойчивый интерес к предмету.

•        Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.

•        Сформировать умение самостоятельно работать над заданием.

У 3 группы   (учеников с пониженной успеваемостью) в целях:

•        Пробудить интерес к предмету путем использования посильных заданий, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями.

•        Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

•        Сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение учащимися определённым программным минимумом знаний, умений и навыков.

Большую озабоченность учителя вызывают слабые по успеваемости учащиеся, они нуждаются либо в специальных мерах, побуждающих к учению, либо в регулярных занятиях по предупреждению и устранению пробелов. Таких учеников, к сожалению, много. Они отличаются низким уровнем познавательной самостоятельности, часто медлительностью, отсутствием интереса к учению, а то и отрицательным отношением к нему.

Поэтому основное направление индивидуальной работы должно быть – формирование положительного отношения к учению. Очень часто бывает, что ученик, имея пробелы в знаниях, не в состоянии усваивать новый материал, все накладывает одно на другое – в результате ребенок теряет веру, опускает руки и сам не прилагает никаких усилий в работе. К таким ученикам особенно нужен индивидуальный подход. Изучив его пробелы, сначала даются облегченные задания, по мере успеха – усложняются и доходят до уровня общеклассных заданий. Это не разовая индивидуальная работа – а продуманная система. И еще: старый, испытанный метод – опережающее обучение с группой слабых. А что, если заранее дать слабым учащимся прочитать новый параграф, затем побеседовать с ним по этой теме, а когда они прослушают этот материал на уроке, спросить их, но, конечно, не в числе первых. Такая работа поможет слабым усвоить материал на уровне всех учащихся, вызовет удовлетворение от работы, а отсюда и интерес к знаниям.

Говоря о слабых, мы забываем о сильных учащихся. Эта группа ребят хорошо усваивает школьную программу, но их способности дальше, глубже не развиваются. Поэтому о них тоже не следует забывать, давая им индивидуальные задания потруднее. Наибольшие возможности для этого представляет самостоятельная работа.

Если при самостоятельной работы одному ученику дается указание о том, как надо подойти к решению задачи, то другому лишь определить, на что обратить внимание, а третьему – повнимательнее проверить свою работу и исправить неточности, а четвертому разобраться в небольшом вопросе чтобы, затем сообщить о нем всему классу.

Самостоятельность – это показатель активности личности и ее высоких способностей к познавательной деятельности.

В практике работы используются различные формы дифференцированного обучения на разных этапах урока. Постановка задач на каждом этапе урока, перед каждым видом упражнений, позволяет мне, уже при подготовке к уроку, чётко определить конечный результат деятельности учащихся, предвидеть трудности, которые могут возникнуть у тех или иных детей, подобрать определённые задания, которые помогают одним детям сократить путь к этому результату, другим – сделать его занимательным, третьим – утвердиться в чём-то.

Дифференциация на основе выбора уровня способствует формированию у школьников прогностической самооценки.

С целью сохранения психо-физического здоровья учащихся используются различные виды поддержки и помощи:

- социальная (стартовые возможности в обучении);

- педагогическая (право выбора уровня обучения);

- валеологическая;

- психологическая (комфортность).

Анализ результативности

Применение технологии уровневой дифференциации даёт свои результаты: учащиеся стали проявлять больший интерес к изучению русского языка, у многих повысилась грамотность письма, учащиеся стараются преодолевать трудности, научились видеть проблемные ситуации и устанавливать пути их разрешения, ставить цель к выполняемой работе, выдвигать гипотезы. Ежегодно учащиеся класса принимают активное участие в школьных, муниципальных, российских и международных олимпиадах, творческих конкурсах, интеллектуальных марафонах, где занимают призовые места и являются победителями. Выпускники успешно сдают ЕГЭ, подтверждая свои оценки.

Последовательная и целенаправленная работа способствует повышению мотивации к обучению, росту эффективности учебно-воспитательного процесса, повышению качества знаний. Проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

  1. Достигнуть высоких результатов качества обучения можно только при условии учета индивидуально-психологических особенностей и способностей детей.
  2. Индивидуальный и дифференцированный подход может быть эффективным только в том случае, если он последовательно осуществляется на всех этапах обучения (введении нового материала, при организации опроса, самостоятельной работы, закреплении, контроле).
  3. Важным в индивидуальной работе является воспитание в них положительного отношения к учению и привитие интереса к предмету.
  4. Задача учителя найти подход к каждому ученику.

Трудоемкость использования данного опыта  заключается в планировании системы работы, ориентированной на каждого учащегося, в умении предусмотреть возможные логические и технические приемы учебной работы. Сложности отмечаются и при переходе от традиционной роли  учителя-путеводителя  к роли педагога-наблюдателя, направляющего и контролирующего самостоятельную, творческую, познавательную деятельность учеников. Преимущества заключаются в повышении уверенности учеников в своих возможностях.

Использование новых педагогических технологий, в частности применение уровневой дифференциации, позволяет сохранить здоровье учащихся, учитель всегда должен помнить о том, что «Здоровый человек — самое драгоценное произведение природы.» (Томас Карлейль)

Именно мы, учителя, должны сберечь это произведение на протяжении обучения в школе. Поэтому весь учебный процесс в нашей школе строится по принципу: «Учёба – ради здоровья, а не за его счёт».

Адресные рекомендации по использованию данного опыта

Преимущества уровневой дифференциации на уроках

•        помогает формировать учебную деятельность детей;

•        индивидуальный путь в  усвоении языка;

•        повышение уровня мотивации в овладении нормами языка;

•        повышение интереса учащихся к занятиям;

•        работа в парах, группах учит быть коммуникабельными, помогать друг другу.

Дифференцированный подход в работе учителя необходим. Он обусловлен объективно существующими различиями учащихся в темпах овладения учебным материалом.

Методика дозирования учебного материала помогает мне вот уже много лет успешно решать проблему дифференциации на уроках русского языка и литературы. Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю на педагогических советах и методических объединениях, участвую  в работе семинаров, провожу открытые уроки, посещаю уроки коллег. Разработки и презентации внеклассных мероприятий, уроков выкладываю в сети Интернет. 

Опыт моей работы может быть использован каждым учителем при соответствующих изменениях и педагогическом обосновании содержания обучения.

Размещение материалов на интернет-портале proшколу.ru на собственной странице https://nsportal.ru/tugusheva-rimma-fyodorovna 

https://infourok.ru/user/tugusheva-rimma-fyodorovna 

Размещение материалов на школьном портале Республики Мордовия http://gim23sar.schoolrm.ru/sveden/employees/10778/183389/ 

Наглядное приложение

Пример дифференциации заданий

Русский язык

Тема

1 группа

2 группа

3 группа

Род имен существительных

Вставьте пропущенные слова:

1)Имена существительные бывают ___________________, __________________ и ____________________ рода.

2)К существительным мужского рода можно добавить слово ________.

3)К существительным женского рода можно добавить слово ________.

4)К существительным среднего рода можно добавить слово ________.

5)Определите род существительных и запишите их в три столбика по образцу.

Моя лошадь, моя метель, мое озеро мое яблоко, мой пилот, моя тарел-ка, мой огонь, моя машина, мой трактор, моя кар-тина, мое платье, мое место, мой костюм,мое обла-ко, моя звезда, мое село, мой фонарь.

 

М. р.          Ж. р.              

 Пилот    Лошадь                        

Ср. р.

море

Дополните фразы:

1)Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ________________ и отвечает на вопросы _________ или ________ .

2)Имена существительные бывают ___________________, __________________ и ____________________ рода.

3)Имена существительные, к которым можно поставить слова ___________________, - мужского рода

3)Имена существительные, к которым можно поставить слова ___________________, - женского рода

4)Имена существительные, к которым можно поставит слова ___________________, - среднего рода

5)Определите род имён существительных и запишите их в три столбика.

площадь, метель, озеро яблоко,пилот, тарелка,огонь,машина,трактор, картина, платье, место, костюм,облако, звезда, село, фонарь.

Определите род существительных и распределите их в три столбика: существительные мужского рода, затем женского и среднего

Окно,книга, вагон,билет,дочь.поле, море, стол, сестра,брат,солнце, ягода, гнездо,кабинет,тетрадь. Составьте и запишите два словосочетания с данными словами

1 группа

2 группа

3 группа

Правописание безударных гласных в корне слова

Вставьте пропущенные буквы, в скобках запишите проверочные слова, выделите орфограмму.

В…лчата (___________) ничего не поняли, но зам…хали(_______________) хв…стами(_____________). Тогда щ…нок(____________) ударил лапой одного в…лчонка(____________) по б…льшой (____________)г…л…ве(_________________________________). В…лчонок(____________) тоже ударил его лапой по г…л…ве(___________________). Щ…нок(____________) стал к нему боком и посм…трел (____________)на него иск…са(____________), помахивая хв…стом(____________), потом вдруг рванулся с места и сделал несколько кругов по насту. В…лчата(____________) погнались за ним, он упал на спину и задрал вверх ноги, а они втроем напали на него и, в…зжа(____________) от в…сторга(____________), стали кусать его, но не больно, а в шутку. В…роны (____________)с…дели (____________)на высокой с…сне (____________)и см…трели (____________)сверху на их б…рьбу(____________), и очень беспокоились. Стало шумно и вес…ло(____________). Солнце прип…кало(____________) уже по-весеннему; и п…тухи(____________), то и дело перел…тавшие(____________) через с…сну(____________), поваленную бурей, при блеске солнца к…зались(____________) изумрудными.

А. П. Чехов «Белолобый»

Вставьте пропущенные буквы, укажите рядом проверочные по образцу.

Образец:

Примирять

Примирять друзей

Примерят

Примерятьплатье

 

Пос…деть

Пос…деть

Зап…вать

Зап…вать

Пол…скать

Пол…скать

Сп…шите

Сп…шите

Скр…пя

Скр…пя

Распределите слова в два столбика в соответствии с видом орфограммы: 1)Проверяемые безударные гласные в корне слова

2)Непроверяемые безударные гласные в корне слова

Обл…ка, ул…тать, сл…ва, д…ла, М..сква, стр..на, б…седа, г…лова, т…нули, к…бинет, зв…нить, в…кзал, г…рой, тр…нер.

Тема

1группа

2группа

3группа

Чередование звуков

Запишите предложение, поставив знак препинания (если он нужен!), составьте схему; найдите слова с чередованием звуков и с беглыми гласными, подберите к ним однокоренные слова и формы слов.

ДНЁМ ПТИЦ БЫЛО МНОГО И ОНИ РЕДКО ПЕЛИ.

Вставьте пропущенные буквы.Подберите к словам с чередованиями е, и в корне парные однокоренные по образцу. Подчеркните чередующиеся гласные.

Образец: сжечь — сжигать.

Зап..реть — …, разб..раться — …, расст..лать — …, соб..ру — …, зам..рать — …, разб..русь — …, зап..р — …, выч..тание — …, зам..р — …, соб..раю — …, подб..рать — …, подст..лю — …, выч..сть — …, отб..ру — … .

Выделить все морфемы в слове ПОДБЕРЕЗОВИК.

Указать чередование в словах:

1)БЕГ – БЕЖАТЬ,

2) СВЕЧА – ОСВЕЩАТЬ,

3) ХОЖУ – ХОЖДЕНИЕ,

4) ИЗЛОЖЕНИЕ – ИЗЛАГАТЬ,

5) У ОПУШЕК – ОПУШКА.

Тема

1группа

2группа

3группа

Синонимы Антонимы

Многозначные слова

1)Замените выделенное слово синонимами

Поднялся сильный ветер,и началась метель

2)Напишите предложения,заменив выделенные слова антонимами

Завтра мы встречаем на вокзале наших родственников.

Сегодня был теплый солнечный день.

Миша помог донести маме легкую сумку

3)Составь предложение с каждым значением слова

ЯЗЫК

1)Составьте синонимический ряд

Врач…

Добрый…

2)Подберите антонимы к данным словам

Правда

Говорить

Смелый

3)Напишите значения многозначного слова

ЛЕНТА

1)Выпишите синонимы

Красивый,красный, блестящий, серебряный,нарядный ,роскошный ,привлекательный, изящный

2)Выпишите антонимы парами

Высокий,белый, низкий,крутой ,открыть,черный,закрыть,пологий

3)Назовите выделенным словом

другие предметы

РУЧКА (ребенка…

Тема

1группа

2группа

3группа

Словообразование

1) Прочитайте текст. Выпишите слова, образованные способом сложения с одновременным присоединением суффикса.

Постройте словообразовательные цепочки.

Несколько раз в пятилетку моя кофемолка задает мне настоящую головоломку. Она просто перестает работать. А почему, мне не понятно. В такие моменты я чувствую себя второгодником, потому что до сих пор не могу разобраться, что же с ней происходит. Но вместо того , чтобы приобрести новую , я пытаюсь починить старую.

2) Придумайте 3 слова ,образован-ных бессуф-фиксным способом.

1)Составьте словообразовательную цепочку по образцу:

Садовница-

садовый- сад.

Учительница-

Развеселить-

Облицовывать-

2)Составьте 3 сложных слова, в которых одним из корней является –ход-

3)Подберите 3 слова к схеме.

4) Какое слово в ряду лишнее? Почему?

а)Солнечный,задорный, грузовой, грецкий. б)Подорожник ,безделица,ответчица ,соцветие. в)созвездие,  собеседник, сокурсник,совладелец.

1)Распределите слова в три колонки,исходя из способа образования существительного:

Воротничок,подберезовик,прадедушка,безработица, бабушка, заход, ежата,безделица,подушка

2)Подберите имена существительные к схемам.

3)Составьте 3 слова, образованных способом сложения,используя только соединительную гласную о.

4) Определите от каких слов образованы данные слова:

Безработица, луноход, подосиновик, краснота.

Тема

1группа

2группа

3группа

Не с именами существительными

1)Сгруппируйте слова соответственно правилу: (не)воля, (не)приятель, (не)нависть, (не)правда.

2)Подберите к словам синонимы, запишите их, составьте 2 предложения с предлагаемыми словами.      

1)Выпишите из упражнения только те существительные с НЕ, к которым можно подобрать синонимы.

2)Составьте предложения с любым из этих слов.

1)Выпишите из упражнения имена существительные, которые не употребляются без НЕ

2) Составьте  предложение с любым существительным,которое не употребляется без не

Тема

1группа

2группа

3группа

Виды связи в словосочетании

1)Выпишите из текста словосочетания, укажите вид связи в словосочетаниях.

2)Обозначьте буквой «м» сверху словосочетания с метафорическим значение.

Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, как будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок. Странный свет – не яркий и не подвижный был похож на солнечный. К.Паустовский

1)Найдите в тексте словосочетания с видом связи -примыкание.

2)Обозначьте графически главное слово словосочетания.

Женя пошла было домой, но хватилась книжки, не сразу вспомнила, где книжка осталась. Она воротилась за ней, и когда зашла за дрова, то увидела, что незнакомки поднялись и собираются идти.

Б.Пастернак

1)Перепишите раскрывая скобки.

2)Укажите вид связи слов в словосочетаниях, обозначьте графически главное и зависимое слово: Ехать (поезд), (бурный) море, (ясный) солнышко, (талый) вода, отчет (директор), тише (вода), быстрее (ветер), (светлый) комната, писать (статья).

Образец: талая вода (согл.)

Литература

Пример задания

1 группа

2 группа

3 группа

Изучение рассказа И.С.Тургенева» Муму» ,5 класс . Работа с текстом.

При изучении стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится»

Какими умениями обладал Герасим? Как же он работал в деревне и во время своего вынужденного пребывания в городе ?

В чем заключалось несчастье Герасима?

 Найти цитаты.

Написать сочинение в форме путешествия в зимний лес

Когда Герасим стал по-настоящему счастлив? Как он относился к собачке? Найдите слова , характеризующие отношение Герасима к собачке.

Выучить стихотворение наизусть

Как изменила Герасима гибель Муму? На что решается Герасим? Подобрать цитаты, сделать вывод о характере Герасима.

Выразительное чтение стихотворения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка

Технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка.Целевые ориентации дифференцированного обучения:•Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.•Приспособление (адаптация) обу...

Методическая разработка. Приемы арт-технологии на уроках русского языка и литературы как средство реализации деятельностного подхода в образовании

Методическая разработка представляет приемы арт-технологии и способы их использования на уроках русского языка и литературы. Материал участвовал в Республиканском конкурсе "Инноватика в образовании"....

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС»

Цель самообразования: Освоить новые формы и методы работы, способствующие формированию гражданина - члена общества, обладающего комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственного перед обществом,...

Пример из комплекса организации работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы в процессе реализации компетентностного подхода к обучению

Пример из комплекса организации работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы в процессе реализации компетентностного подхода к обучению...

Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе активно используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более ...

Программа самообразования по теме: "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС"

Добавила в данный раздел программу моего самообразования по теме: "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС", а также рабочие листы, иг...

Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО

Современные педагогические технологии на урокахрусского языка и литературы в условиях реализацииФГОС ООО...