Пример из комплекса организации работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы в процессе реализации компетентностного подхода к обучению
статья по русскому языку

Методические объединения

Пример из комплекса организации работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы в процессе реализации компетентностного подхода к обучению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пример из комплекса организации работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы в процессе реализации компетентностного подхода к обучению

Филиппова И.М.

Функции универсальных учебных действий включают:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Учащиеся овладевают личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными учебными действиями в процессе изучения разных учебных предметов. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования универсальных учебных действий, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.

К коммуникативным универсальным учебным действиям мною относятся умения:

  • вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебнопознавательных задач;
  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
  • формировать вербальные способы коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);
  • формировать невербальные способы коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т. п.);
  • формировать умение работать в парах и малых группах.

Приведу пример типовых задач по формированию УУД. Коммуникативные УУД.

1. Задание «Послание»

Цель: формирование коммуникативных действий, связанных с умением проявлять индивидуальные качества и творческие способности, научить анализировать свои мысли, чувства, проблемы, поступки в письменной форме.

Учебные дисциплины: русский язык, кружок «Деловой русский язык»

Форма выполнения задания: работа в парах.

Описание задания: перед тем, как начать урок, ребята разбиваются на пары. Каждая пара проводит исследовательскую работу на следующие темы: «Правила написания письма», «Что такое дружеское послание», «Основные компоненты письма», «Примеры дружеских посланий известных людей: А.П. Чехова, А.С. Пушкина, Л Н. Толстого, М. Горького». После прослушивания подготовленных работ идет их обсуждение. Подводя итог, ребятам в парах предлагается написать дружеское послание одному из одноклассников. Далее заслушиваются дружеские послания ребят. Обсуждаются разные точки зрения и аргументы, вырабатывается общее мнение. В заключение учащиеся делятся впечатлениями о прослушанных текстах.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по полноте и обоснованности общего ответа;
  • умение проявлять творческие способности, высказывать свои мысли и чувства.

2. Задание «Опиши картину» Учащимся демонстрируется картина. Опишите картину. Определение стиля речи, типа речи. Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности [2].

3. При изучении раздела «Лексика» можно предложить учащимся по группам подобрать слова определенной тематике, а при изучении «Морфология» изучать группами определенный морофлогический признак отдельной части речи и т.д.

Задание №1. Работайте вдвоём: один списывает первые два предложения, второй – следующие два предложения. По ходу записи делайте  графический разбор и расставляйте знаки препинания. Затем обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга.

Задание №2. Прочитайте отрывки из сказки А.С. Пушкина. Обратите внимание: знаки препинания пропущены. Работайте по очереди: один читает пример, другой на слух называеь грамматические основы и определяет , сколько частей в предложении

А. В кухне злится повариха

Плачет у станка ткачиха

И завидуют оне

Государевой жене.

Б. Бьётся лебедь средь зыбей

Коршун носится на ней

В. Ввек тебя я не забуду

Ты найдёшь меня повсюду.

Задание №3. Проект. Составьте мини-сборник пословиц, сгруппировав их по темам (Родина, семья, дружба). Подберите такие пословица, в которых есть глаголы с безударным личным окончанием.

Задание №4. Проект. Выпишите из знакомых вам литературных произведений отдельные отрывки или предложения, которые помогают определить1) профессию персонажа 2) его возраст 3) характер. Соберите все примеры вместе. Конечным итогом вашей работы должен стать мини-сборник дидактических материалов, которым смогут воспользоваться ваши одноклассники

Поэтому особое место в формировании коммуникативных универсальных учебных действий принадлежит работе с текстом. Так, на примере одного и того же текста можно предложить разные варианты работы с текстом по группам.

Ссылки на источники

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 // Официальные документы в образовании. – 2011. – № 8. – C. 9–35.

2. Бабайцева В.В. Русский язык. 7 класс. Практика. М. – «Дрофа», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эфф...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫРомаданова Елена Владимировна (ГБОУ СОШ№1 «Образовательный центр» с. Сергиевск)1.     Введение. Актуальн...

"Формирование коммуникативной культуры на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)

В основе работы описывается практико-ориентированный педагогический проект, в  реализации которого предполагается формирование коммуникативных универсальных учебных действий, которое происходит ч...

Выступление на педсовете «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы путем применения УУД, работа в парах».

Одной из главных идей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях. Актуальн...

Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода.

Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода. ...