Выступление на педсовете «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы путем применения УУД, работа в парах».
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс) по теме

Одной из главных идей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях. Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью развития речи школьников, формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся в процессе работы по обогащению грамматического строя их речи, развитию коммуникативных умений и навыков в области построения и языкового оформления сочинения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете                                                 «Формирования коммуникативной  компетенции на уроках русского языка и литературы путем применения УУД,                        работа в парах».

Одной из главных идей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях. Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью развития речи школьников, формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся в процессе работы по обогащению грамматического строя их речи, развитию коммуникативных умений и навыков в области построения и языкового оформления сочинения. В настоящее время необходимо серьезно решать проблему соединения речевого развития, разностороннего формирования личности ребенка с изучением языковой системы. 

        Применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Важнейшую роль в формировании УУД  играет работа с текстом.

И долг учителя – словесника - организовать планомерную, интересную, квалифицированную работу с текстом, которая должна формировать мыслящую, грамотную, творческую, подлинно культурно компетентную личность.В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом.

1.Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст.  

 2.Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста.

 3.Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста. 

4. Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.

5.Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста. 

«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. 

 6.Дискуссия – еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме.

  7. Проектная и исследовательской деятельности – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений. На уроках русского языка использую типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных учебных действий

8.Групповую форму работы. «Именно в обществе со сверстниками ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). В общении со сверстниками зарождается необходимость и всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого». Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД. Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем становится контролером, а контролер – исполнителем.         Роль работы в парах признаётся практически всеми педагогами. Несмотря на внедрение в образовательный процесс инновационных технологий, роль  традиционных форм работы также не следует умалять, т.к. многие  из них дают прекрасные результаты и не до конца исчерпали свои возможности.  Чаще всего работу в паре мы используем на этапе закрепления изученного. Проверка усвоения теории, словарная работа,  взаимопроверка по образцу, данному учителем. Но ведь в парах  можно  обсуждать что-либо, совместно изучать новое, обучать друг друга, тренировать и проверять, выполнять задания творческого характера, работать над проектом и т.п.

   В паре можно совместно что-либо изучать. Изучение нового в паре отличается от обсуждения тем, что текст, предложенный для работы, не известен обоим участникам процесса,по литературе ,например,при  этом  записывая то, что они считают важным, а потом дополняют информацию друг друга.

         Можно  провести своеобразное соревнование, кто подберёт наибольшее количество аргументов из художественной литературы, какая пара более точно сформулирует проблему и т.п.    

   Хорошо в парах изучать новый теоретический  материал, например, параграф учебника  по русскому  языку. Суть работы заключается в том, что сначала ученики самостоятельно изучают тему по плану, отвечают на уточняющие или контролирующие вопросы в своей тетради, рассматривают  материал  для  наблюдений. Передача в паре осуществляется следующим образом. Передающий рассказывает содержание первого пункта плана, разъясняет трудные моменты, проверяет правильность понимания вопроса и предлагает напарнику те задания, которые следуют после первого пункта плана. Далее передает содержание второго пункта плана, проверяет правильность усвоения по тем вопросам, которые стоят после второго пункта. После этого партнеры меняются ролями.

 Когда передано содержание теоретических вопросов и решены упражнения, партнеры начинают самостоятельно решать более трудные задачи или готовятся к диктанту по данной теме.                                                                                                                                                      

Чтобы проводить взаимные диктанты в парах сменного состава, нужно предварительно заготовить достаточно текстов.  Получится большое количество карточек с разнообразными текстами, но примерно на одни и те же правила. Каждому ученику даётся текст (карточка). Тексты разные. Все ученики рассаживаются по парам. Работа идёт в следующем порядке : один  ученик диктует текст, другой его записывает. Потом каждый берёт тетрадь своего соседа (партнёра) и  проверяет написанный им диктант.

Допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает  разбор своих ошибок. Совместная работа пары заканчивается.

        Работа в парах используется и для создания проектов и презентаций.  Работа в парах сменного состава даст возможность каждому ученику более глубоко разобраться в теме, понять содержание текста, заставит  четче формулировать мысли, раскрепостит  учащихся в общении друг с другом, сформирует навыки диалогической речи, самоконтроля и самооценки.

         Таким образом, парная работа выводит каждого ученика на самооценку, самокоррекцию, помогает ребенку увидеть проблему по-новому, включает детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания. Взаимное парное обучение существенно облегчает работу учителя и обладает свойством мотивировать учеников к учению.  Заметно меняется функция учителя: его усилия теперь больше направлены на организацию взаимного обучения учеников.

                                                                                                                                                       

                                                                                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы путем применения УУД, работа в парах». П Е Д С О В Е Т Учитель русского языка и литературы Комарова И.А.

Слайд 2

Применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве.

Слайд 3

Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом.

Слайд 4

Выделяют несколько приемов работы с текстом: 1.Прием составления плана. 2.Прием составления граф-схемы. 3.Прием тезирования. 4. Прием составления сводной таблицы. 5.Прием комментирования. Составление кластера. 6.Дискуссия.. 7. Проектная и исследовательская деятельности. 8.Групповая форма работы (работа парами).

Слайд 5

Составление кластера На уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И.С. Тургенева «Му-му» создается такой кластер: Герасим Портрет Описание каморки Отношение к Му-му Отношение к барыне Отношение с дворовыми Отношение к Татьяне

Слайд 6

Синквейн Один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных . 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл . 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Слайд 7

Синквейн (пять строк) Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн: Герасим добрый, трудолюбивый заботится, любит, работает не должен страдать из-за жестокости людей человек

Слайд 8

Работа парами проверка усвоения теории словарная работа взаимопроверка по образцу , данному учителем обсуждать что-либо изучать новое обучать друг друга тренировать и проверять выполнять задания творческого характера работать над проектом

Слайд 9

Парная работа выводит каждого ученика на самооценку, самокоррекцию, помогает ребенку увидеть проблему по-новому, включает детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания. Функция учителя -организация взаимного обучения учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»

По теме самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся» я работаю третий год. Изу...

Формирование ОУН на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.

Представлен отчёт учителя о своей работе по формированию общеучебных умений и навыков у учащихся....

Работа по формированию УУД на уроках русского языка и литературы в 5 классе

Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения ...

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы с применением элементов технологии РКМ

Педагогический опыт формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы при помощи приемов технологии развития критического мышления....

ДОКЛАД на педсовете «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы, как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями»_26.12.2020

Игровые педагогические технологии   Особенности использования игровых технологий для развития познавательного интереса на уроках русского языка.Психолого-педагогическая характерист...