Формирование УУД на уроках русского языка и литературы с применением элементов технологии РКМ
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Войницкая Татьяна Алексеевна

Педагогический опыт формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы при помощи приемов технологии развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voynitskaya_uud_posredstvom_rkm.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий  на уроках русского языка и литературы посредством элементов технологии критического мышления

Войницкая Татьяна Алексеевна,

учитель русского языка и литературы  

МБОУ Школа № 162  городского округа Самара

     Представляю свой педагогический опыт.

Слайд № 1 Тема педагогического опыта

 «Формирование универсальных учебных действий  на уроках русского языка и литературы посредством элементов технологии критического мышления».

Слайд № 2: Актуальность педагогического опыта

  Школа стремительно меняется, сегодня важно не столько сформировать у  современного школьника как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а способствовать развитию таких универсальных способов действий, которые помогут ему самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно об этом идет речь в Стандартах второго поколения. 

Слайд № 3 Противоречия, возникающие в учебно-воспитательном процессе 
   -  
Большой объём теоретических знаний и маленький практический опыт учащихся.

   -  Широкий спектр информационных каналов и низкий уровень информационной культуры.

   -   Необходимость формирования активной жизненной позиции и недостаточность умений увидеть примеры способов самовоспитания и самореализации.

 Развитие личности в системе образования, в связи со Стандартами второго поколения, обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий.

 Слайд № 4

Цель: формирование УУД на  уроках русского языка и литературы посредством технологии  развития критического мышления  

Задачи:
-планировать учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов;
-развивать коммуникативные качества личности;
-способствовать формированию практического навыка и социального опыта, информационной культуры у современного школьника;  
- организация учебно-воспитательного процесса на основе интерактивного развивающегося обучения.

    Слайд № 5

   На мой взгляд, с помощью преподавания предметов «русский язык и литература» у учащихся можно  сформировать  такие   УУД, как:

личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.

   Сегодня роль учителя изменяется, необходимо концентрировать внимание на формировании системных знаний, на умении применять усвоенные знания в практической деятельности и повседневной жизни средствами своего учебного предмета.

Слайд № 6

  Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос: что важнее для моих учеников – выучить правило, термин или обогатить, осознать себя, своё место в этом огромном мире? Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к творчеству, активному их применению? Еще Аристотель заметил, что «…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…».

   Осознание этих задач привело к применению в образовательном процессе элементов технологии развития критического мышления.

Слайд № 7

    Активными  разработчиками данной  технологии  являются американские учёные Чарльз Темпл и Джинни Стилл.  Теоретико-методологической базой исследования данной технологии в нашей стране являются: идеи гуманизации образования, индивидуализации и дифференциации обучения, проблемного обучения, групповых форм организации обучения.  

Слайд № 8

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Слайд № 9

   Первая стадия – вызов. Эта стадия мне в начале урока  актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме, мотивировать ученика к учебной деятельности,  сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы,  побудить к активной работе на уроке и дома. Часто использую такие методы, как:
1. Мозговая атака.
2. Ключевые термины.
3. Таблица «З-Х-У».
4. Верные и неверные утверждения.
На стадии вызова ребята формулируют вопрос «Что я хочу знать по данной теме?»

Слайд № 10
2 этап - "Осмысление". На данной стадии ученик под мои руководством или с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии. Здесь я использую следующие методы:
1. Инсерт - система маркировки текста.
2. «Знаю - хочу узнать - узнал» - маркировочная таблица.
3. Чтение с остановками.
4. Дневники.
5. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

Слайд № 11
3 этап – "Рефлексия". На этой стадии использую синквейн, хокку, диаманты, эссе, телеграммы.

Слайд №12

      Главная цель учителя-словесника – воспитание вдумчивого читателя, развитие читательского вкуса, умения видеть текст и осмысливать его. Для меня в процессе  работы стало понятно, что наиболее эффективен здесь прием чтения с остановками. Смоделировать дальнейший сюжет, написать финальную сцену – всё это заставляет ребят вдумчиво относиться к тексту, понять, почему его мнение не совпало (или совпало) с  замыслом автора.   

    Такие приёмы и методы, как: мозговой штурм, ассоциативная таблица, составление кластера, рассказ-предположение по ключевым словам, верные и неверные утверждения помогают выйти на тему урока, сформулировать учебную задачу, проблемный вопрос.   Этими приёмами я стимулирую учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме,  помогаю фиксации и систематизации информации. При этом не критикую их ответы, даже если они неточны или неправильны.  Здесь  для меня важно правило: «Любое мнение учащегося ценно».

Слайд №13

  Ассоциативная таблица на стадии вызова также используется для активизации мыслительной деятельности учащихся.

   Например, на уроке в 11 классе при изучении темы «Серебряный век» можно предложить ученикам записать ассоциации. Такая ассоциативная схема может выглядеть следующим образом:

        поэты                 Серебряный век                                         блеск

 

       рубеж веков          туман     будущее           стихи             символ      образ        лит. течение

Слайд №14

   Другой приём  - «Верные и неверные утверждения». Чаще всего провожу в виде знакового диктанта + -. Как  на этапе проверки знаний, так и при объяснении нового материала.

Слайд № 15

    Ещё один приём – кластеры - графический приём в систематизации материала.  Следуя методике Ирины Валентиновны Муштавинской, предлагаю детям  рисовать модель солнечной системы,  луну и звёзды, солнышко и его лучи. Таким образом, урок плавно переходит в следующую стадию – стадию  осмысления.

Слайд № 16

    На этой       стадии осуществляется непосредственный  контакт с новой информацией (текст, фильм, материал  параграфа, лекция). Работа ведется индивидуально, в парах, в группах.   Чтобы способствовать постепенному продвижению учащихся от знания « старого» к «новому», использую  приём «инсерт»: маркировка текста по мере его чтения или прослушивания специальными знаками, например, +, - , ?, которая позволяет отметить в тексте ключевый слова и фразы, выйти на детальный анализ произведения.

Слайд № 17

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приёмам, формирующим умение работать с вопросами.  Таблица «толстых» и «тонких» вопросов  использую  на любой из трёх фаз урока: это вопросы до изучения темы, способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, демонстрация понимания пройденного.

   При изучении жизни и творчества писателя, поэта использую прием – таблицу «Знал – узнал – вопрос» в старших классах. Данный прием позволяет развивать навык членения текста на знакомое, незнакомое, непонятное.

Слайд № 18

   На стадии рефлексии « работают» все выше перечисленные приёмы. Таблицы, схемы, кластеры способствуют установлению причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям становится основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, написания эссе, синквейнов - пятистиший, организации круглых столов, дискуссий.

Слайд № 19

  Достоинство синквейна состоит в том, что он может являться материалом для написания сочинения-миниатюры: в нем каждая строка позволяет удерживать мысль ученика в одном направлении, помогая раскрыть тему последовательно, логично, связно. Это актуально, так как дети не всегда умеют сосредотачивать мысль на главном, уходят от темы.  Мне особенно интересным представляется написание синквейнов на литературных героев, которых невозможно оценить однозначно. Это часто служит поводом для дискуссии.

   Непременное условие рефлексии  – афиширование. Наиболее распространенным является прием устной    публикации. Желающие читают свои миниатюры в «авторском кресле», всем предлагается найти в услышанном тексте что-то, что им понравилось, заинтересовало.

Слайд №20

    Очень часто на уроке я сталкиваюсь с такой проблемой: учащиеся, особенно робкие и неуверенные, боятся высказать своё мнение, они испытывают страх перед самостоятельным высказыванием. Приём РАФТ – отличный помощник в такой ситуации. Ребёнок выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица.   Например, задание для учащегося 9 класса при подготовке к ГИА.

Слайд № 21

    Анализируя  работу  детей  на  уроках, я  вижу, как  происходит  развитие  таких  навыков, как  умение  анализировать поведение, характер  героя,  языковые  явления, умение  аргументировать свой выбор, формулировать выводы, свою точку зрения.  

   При  написании  сочинения  на ЕГЭ по  русскому  языку  и    литературе  учащиеся  хорошо справляются с  формулировкой  Я-позиции   и аргументацией, что говорит о сформированности вышеперечисленных навыков.  Эссе не  только  одна  из  форм  рефлексии  на  уроке  литературы, русского  языка, но  и  вид  работы  на  других  уроках . В 9 классе все  учащиеся  успешно выполнили часть С (сочинение), где  необходимо  высказать  собственную  позицию, привести  примеры  из  текста. С 2011 года мы издаём школьную газету «Авоська». Эта коллективная творческая  работа – показатель  высокого  уровня  сформированности  партнёрского общения, умения  работать  с  текстами разных стилей и жанров, с  различными  источниками  информации. Трижды за это время мы получали дипломы за лучшую публикацию в городском конкурсе печатных изданий. Применение знаний в нестандартных ситуациях  осуществляется в конкурсах по языкознанию «Русский  медвежонок», «Олимпус», в творческих конкурсах по литературе: городские Челышовские чтения, областные Пушкинские чтения, межрегиональные Аксаковские чтения, в 2016 году 3 моих ученицы  стали победителями, а 2 ученицы – призерами Национального Международного молодежного конкурса эссэ «Я в будущем», состоявшегося в Болгарии.

Слайд № 22

   Опыт работы показал, что использование на уроках русского языка и литературы элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» позволяет оказать результативное  воздействие на мыслительный процесс учащихся. Они овладевают универсальными способами умственных действий:

-  смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» (П.Я.Гальперин) и ориентацию в системе личностных смыслов;

- умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

- умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации;

- умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения.

Слайд № 23

   Работа с текстом на уроках русского языка открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий, моделирования и преобразования модели.  

   Использование методов и приёмов данной технологии на уроках русского языка и литературы  привело меня и моих учеников к следующим результатам.

Слайд № 24

  C помощью  наблюдения,  методики М.А. Козюренко, Г.С. Базановой  выявлено, что у моих учащихся сформирована коммуникативная компетенция, так как они умеют взаимодействовать с людьми, работать в группах, в парах.  Можно отметить, что мой  учебный предмет, и в первую очередь литература,  наиболее адекватен  для формирования универсального действия нравственно-этического оценивания.

   К окончанию школы учащиеся показывают умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эти навыки они демонстрировали в ходе уроков и во внеурочной деятельности, в создании проектов и защите их на районных конференциях, что позволяет судить о сформированности информационной компетенции.

   По результатам анкетирования с выпускниками могу судить о формировании личностной компетенции: 84 % моих выпускников получают высшее образование,  из них 8 выпускников имеют филологическое образование.

   По результатам анкетирования и методики «Проба на внимание» П.Я. Гальперина могу судить о сформированности регулятивных универсальных учебных действий: осознают свою роль в обществе и предназначение, умеют выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, корректировать, принимать решения, толерантны по отношению к другим.  

Слайд № 25

  Анализ экзаменационных работ учащихся 9, 11 класса  в форме ГИА и ЕГЭ по русскому языку  за последние   два  года показал, что заметно повысилась  сформированность лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций. В 2016 году все 27 моих девятиклассников сдали ОГЭ по русскому языку на «4» и «5», без троек, обучающиеся 11 класса  показали средний балл по русскому языку 73.

Слайд № 26 

 Ежегодно мои ученики становятся победителями и призерами олимпиад, творческих конкурсов, чтений, конференций, конкурсов чтецов по предметам «русский язык и литература»  муниципального, окружного, регионального уровней.  

Слайд № 27

Участвуют во   всероссийских очных и заочных конкурсах, олимпиадах – это также способствует формированию социального опыта.

Слайд № 28-31

   Участвую в работе сетевых сообществ, являюсь экспертом по проверке олимпиадных заданий и ГИА, участвую в конкурсах профессионального мастерства.

  Таким образом, могу сказать, что данная  технология не отвергает традиций классического образования и требований образовательных стандартов, напротив, она опирается на них и гармонично включается в учебный процесс, позволяя учителю реализовывать новые цели образования, связанные с формированием УУД у учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение современных образовательных технологий»

Понижение творческой активности обучающихся, снижение интереса школьников к изучению русского языка и литературы, поверхностное прочтение и изучение  художественных произведений, нежелание самост...

Выступление на педсовете «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы путем применения УУД, работа в парах».

Одной из главных идей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях. Актуальн...

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством применения информационно-коммуникационных технологий»

laquo;Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством применения информационно-коммуникационных технологий»...