Математика и компетентность
статья по алгебре на тему

Максимова Мария Борисовна

Воспитание компетентного ученика - новое требование к учителю. Как формировать математическую компетентность? Пример компетентностно-ориентированного задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnostno-orientirovannye_zadaniya.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики.

Максимова Мария Борисовна, учитель математики ГБОУ Гимназия № 166 Центрального района Санкт-Петербурга

Довольно часто учителям математики приходится выслушивать от учеников упреки такого рода: «Зачем мне ваша математика? Я гуманитарий, мне никогда не понадобятся ваши логарифмы и производные!» А ведь мы, учителя,  стараемся, вкладываем в их головы знания и навыки! Мы хотим вырастить из них грамотных, логически думающих, умеющих действовать, компетентных людей!

Быть компетентным –  это значит уметь поставить перед собой цель; спланировать действия по ее достижению; выполнить эти действия и получить результат.

Компетенция отличается от знаний – компетенция существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней. Компетенция отличается от навыка - компетенция всегда связана с осознанием деятельности. Навык – действие выполняемое  автоматически. Т.е. компетенция – это осознанная, мотивированная деятельность с использованием имеющихся знаний и навыков.

Большинство заданий в учебниках математики направлены на получение знаний и отработку навыков. И это, с моей точки зрения, абсолютно верно. Однако ученики редко связывают учебные задания с реальной жизнью. Например, совсем недавно мне пришлось услышать такой комментарий: «Кто придумал эту странную задачу: в одну трубу в бассейн вода наливается, а из другой выливается? Кому придет в голову делать такой бассейн?» Пришлось объяснять, что все нормальные бассейны именно так и устроены, и даже рассказать страшный случай про девочку, волосы которой засосало как раз  в сливную трубу. (Это, кстати, вполне реальная и подходящая к нашей теме учебная задача: Как нужно изменить диаметр трубы, чтобы при прочих равных условиях уменьшить всасывающую силу?)

Итак, чтобы у ученика появилась потребность в использовании полученных знаний и навыков, появилось ощущение его все возрастающей компетентности, можно и нужно использовать на уроках компетентностно –ориентированные задания.

Что такое компетентностно -ориентированное задание? Его структура в общем случае содержит 5 пунктов:

1).Стимул  – погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение;

2). Задачная формулировка – точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания;

3). Источник информации – содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания;

4). Инструмент  проверки – ключ, модельный ответ, аналитическая шкала;

5). Бланк – задает структуру предъявления учащимися результата своей деятельности.

Можем сделать вывод, что подобное задание в математическом плане подразумевает:

- умение находить необходимую информацию;

- умение интерпретировать ее в математическую задачу( строить математическую модель);

- умение использовать подходящие математические методы для ее решения;

-умение использовать полученный результат в учебных и познавательных целях.

Приведем пример самого простого компетентностно ориентированного задания.

Задание: Разместить в банке 100000 рублей с наибольшим доходом за год.

Для решения этой задачи потребуется:

- Собрать информацию – понять в каком банке и под какой процент можно сделать вклад;

- Интерпретировать полученные сведения в математическую задачу и решить ее, используя полученные навыки;

- Предъявить результат.

Информация может быть представлена в виде рекламных брошюрок, сведений из интернета и т.п. Допустим, мы ее уже собрали и можем обобщить:

Условия вкладов:

- БАНК «Годовой» предлагает  доход 27% за хранение денег в течение года.

- Банк «Полугодие» предлагает 13% за хранение денег в течение 6 месяцев.

- Банк «Квартал» начисляет доход 6,4% за хранение денег в течение 3 месяцев

Нахождение математической модели и способа действия, позволяющих решить поставленную задачу.

Обыденный взгляд видит здесь только начисление по формуле простых процентов.

Банк

Ставка

За год

Итоговая сумма

«Годовой»

27% за год

27%

100000*1,27= 127000

«Полугодие»

13% за 6 мес.

26%

100000*1,26=126000

«Квартал»

6.4% за 3 мес.

25,6%

100000*1,256= 125600

Подготовленный же ученик, у которого сформированы навыки компетентностного мышления, знает, что здесь применяется формулы сложных процентов.

Банк

Ставка

Итоговая сумма

«Годовой»

27% за год

100000*1,27= 127000

«Полугодие»

13% за 6 мес.

100000*(1,13)2=127690

«Квартал»

6.4% за 3 мес.

100000*(1,064)4= 1281640

Предъявленным результатом будет доход, полученный за год.

Задания подобного рода вызывают в учениках неподдельный интерес к результату решения и общую заинтересованность в изучении математики. Они делают уроки математики нескучными,  а процесс познания – осмысленным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование MathCad в формировании профессиональной компетентности специалиста при изучении дисциплины Элементы высшей математики

Применение системы компьютерной математики MathCad при изучении дисциплин математического цикла значительно повышает эффективность учебного процесса, помогает преодолеть негативное отношение студентов...

Формирование ключевых компетентностей на уроках математики

В данной статье обобщён опыт работы по формированию ключевых компетентностей на уроках математики....

Учебный проект: «Формирование компетентности здоровьесбережения на уроках математики в средней школе» 1) Тема проекта: «Математика здоровья»

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из...

Выступление на РМО учителей математики "Повышение компетентности педагога через участие в сетевых педагогических сообществах"

Выступление на РМО учителей математики по теме "Повышение компетентности педагога через участие в сетевых педагогических сообществах"....

От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя, как залог повышения компетентности ученика)

От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя биологии. как залог повышения  компетентности ученика)...

Аналитический отчет по результатам проведения мониторинга оценки профессиональной компетентности учителей математики и достижений обучающихся 8-х классов по математике в Салемальской школе-интернат

В конце 2016-2017 учебного года в школе-интернат    проведен региональный мониторинг по оценке профессиональной компетентности учителей математики и достижений учащихся 8 классов по мат...

Самообразование учителя математики. ИКТ-компетентность

Аналогично учителям других предметов, учитель математики должен владеть методиками, приемами и педагогическими технологиями современного образования, чтобы успешно применять их в своей педагогической ...