Учебный проект: «Формирование компетентности здоровьесбережения на уроках математики в средней школе» 1) Тема проекта: «Математика здоровья»
проект по естествознанию (6 класс) по теме

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_proekta.doc867 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект, использующий межпредметные связи в области естественнонаучных, гуманитарных и технических дисциплин

Описание учебного проекта

 

Проект: «Формирование компетентности здоровьесбережения на уроках математики в средней школе» 

  1. Тема проекта: 

«Математика здоровья»

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Если мы будем учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Поэтому под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, в уроки математики очень важно  включать в физкультминутки, а так же полезно рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах.

Это подтверждает рост мотивации к изучению предмета, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой. Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку.

2) Целевая аудитория - учащиеся 6 класса

3) Предметные области

  • Математика;
  • Биология (Профилактика инфекционных заболеваний; питание и здоровье; гигиена питания, полости рта, тела, труда и отдыха)
  • ОБЖ (Безопасное поведение на дорогах)
  • Анатомия  (Строение человека)
  • Генетика человека (Знание о наследственной информации).

4) Тема в учебном плане

  • Задачи с обыкновенными дробями
  • Действия с обыкновенными дробями. Сравнение дробей
  • Проценты
  • Задачи на проценты
  • Пропорции
  • Отрицательные числа
  • Задачи на движение

5) Цели

Дидактические цели учебного проекта

  • формирование математического мышления;
  • рациональное использование библиотечной, информационной (с помощью компьютера) систем поиска информации;
  • развитие самостоятельной деятельности.

Компетентности, формируемые учебным проектом

  • В сфере самостоятельной деятельности.
  • Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
  • Создание проектов, умения излагать свои мысли, правильно записывать результат своего исследования.
  • Оформлять результаты в виде схем, таблиц, презентаций, буклетов.

Методические задачи учебного проекта

  • Формирование навыков рационального способа решения квадратных уравнений;
  • Развитие навыков устного вычисления;
  • Практика самостоятельной деятельности.

6) Содержание проекта

Работа над проектом начинается с оценивания имеющихся у учеников знаний по теме проекта с помощью входного тестирования, в процессе мозгового штурма, в процессе просмотра стартовой презентации учителя.

Оценивание нацелено на интересы учеников, происходит в течение всего проекта и обеспечивает достоверной информацией о качестве и глубине изученного учениками материала, соответствующего целевым стандартам и задачам учебного курса; направлено на развитие у учеников навыков математического мышления; обучение стратегиям самообучения, коллективного обучения в малых группах, стратегиям метапознания.

Работа над проектом завершается представлением результатов исследований учеников на учебной научно-практической конференции.

Главными критериями обобщающего оценивания являются:

  • умение представить полученные в ходе исследований новые знания;
  • аргументировать рациональность способов их получения и выводы;
  • рассказать об организации взаимодействия учеников в группе, показать уровень успешности каждого ученика.

Завершается проект коллективной рефлексией и обсуждением вопросов:

  • Что удалось и не удалось сделать в данном проекте?
  • Какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах?

7) В результате участия в учебном проекте:

Учащиеся овладеют знаниями и навыками …

Узнают, что такое:

  • Ткани, органы, системы органов и их функции
  • Кожа
  • Нервная система
  • Опорно-двигательная система
  • Сердце и сердечно-сосудистая система
  • Дыхательная система
  • Пищеварительная система
  • Зрение
  • Слух и вестибулярный аппарат
  • Вкус, осязание, обоняние
  • Генетика человека
  • Безопасное поведение на дорогах

Научаться:

  • Решению разнообразных по содержанию и уровням сложности задач по таким темам как:

Задачи с обыкновенными дробями

Действия с обыкновенными дробями. Сравнение дробей

Проценты

Задачи на проценты

Пропорции

Отрицательные числа

Задачи на движение

Учитель в свою очередь получит возможность …

  • Заинтересовать учащихся вопросами устройства тела человека, здоровья, безопасности жизнедеятельности
  • Выполнять разнообразные по содержанию и уровням сложности задания
  • Повысить качество образовательного процесса
  • Повысить мотивацию к изучению предмета
  • Развивать креативность  мышления учащихся
  • Развивать исследовательские и творческие навыки
  • Развивать навыки самостоятельной работы  и навыки работы в команде
  • Развивать рефлексию
  • Повысить компьютерную грамотность

6) Вопросы проекта

Проблемные вопросы: решая задачи по математике на тему здоровья возникнут вопросы и найдутся ответы по таким темам как…

  • От чего зависит продолжительность жизни человека?
  • Из чего состоит кровь человека? Сколько литров крови перекачивает сердце?
  • От чего зависит рост человека? Сколько у него мышц?
  • Для чего нужен мозг? Почему нарушается зрение? Зачем нужен сон?
  • Функции кожи? От чего зависит цвет кожи человека, строение и типы волос?
  • Нужна ли гигиена человеку? Механизм передачи инфекции, и какая должна быть профилактика инфекционных заболеваний?
  • На что и как влияют стрессы и болезни? Нужна ли полнота человеку?
  • Почему человеку нужны витамины, минеральные соли и микроэлементы? Что мы знаем о гигиене питания? Можно ли есть много сладкого?
  • Почему происходят дорожно-транспортные происшествия?
  • Передаются ли заболевания по наследству? Что такое генеалогическое древо?

7) Результаты работы творческих групп:

Сообщения и презентации к лекториям

Домашние задания по решению задач о здоровье

Решения заданий в группах

Конференция

Рефлексия

8) Продолжительность работы над проектом

1 месяц

( 2 занятия в неделю по 2 часа)

План проведения проекта

1 урок: Постановка основополагающего вопроса и проблемных вопросов; формулирование дидактических целей и методических задач; выбор тем индивидуальных исследований; определение творческого названия проекта. Беседа о здоровье, его значении для человека, анатомии человека. Первичная анкета о знаниях учащихся.

2-5уроки: Формирование групп; Обсуждение возможных источников информации; вопросов защиты авторских прав; обсуждение плана работы в группе. Лекция по теории: Профилактика инфекционных заболеваний; питание и здоровье; гигиена питания, полости рта, тела, труда и отдыха. Проверка знаний. Решение задач по тематике лектория (самостоятельная работа, тест, практическая работа).

  • 6-11 уроки: Лекция по теории: Ткани, органы, системы органов и их функции; Кожа; Нервная система; Опорно-двигательная систем; Сердце и сердечно-сосудистая система; Дыхательная система; Пищеварительная система; Зрение . Решение задач по тематике лектория. Проверка знаний (самостоятельная работа, тест, практическая работа). Анкета рефлексии о полученных знаниях. Работа учащихся в группе; обсуждение задания каждого в группе.
  • 12-14 уроки: Лекция по теории: Слух и вестибулярный аппарат; Вкус, осязание, обоняние; Генетика человека; Безопасное поведение на дорогах; Предупреждение употребления психоактивных средств; Безопасное поведение на дорогах; предупреждение употребления психоактивных средств. Решение задач по тематике лектория. Самостоятельная работа в группах: подготовка презентации, буклета, кроссвордов, словаря Терминов (работа дома). Консультирование.

15-16 уроки: Конференция -  Защита проектов. Представление итогов работы по темам исследования; рефлексия. 

Техническое оснащение –  Компьютерный класс школы

9) Используемые ЦОР:

Биология и анатомия : http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/0000019f-a000-4ddd-c5d5-380046b1d850/?interface=pupil&class[]=48&subject[]=29

ОБЖ: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/39b7b9a7-9e46-0001-a085-a9cbd4266b16/118902/?interface=pupil&class[]=48&class[]=49&subject[]=29&subject[]=37

 

Литература:

  • Математика. Школьная энциклопедия. С.М.Никольский.- М: Большая Российская энциклопедия: Дрофа 1997-527с.
  • Афоризмы: Антология афоризма./ Сост. И.И. Комарова, А.П. Кондрашов. М., 1999.
  • Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов./ под редакцией ВН Касаткина, ЛА Щеплягиной. М., 2001.
  • И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, Математика 6 класс, Учебник для образовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2013 г.
  • Соломник B.C., Милое П.И. Сборник вопросов и задач по математике. Изд. 4-е, дополн. – М., Высшая школа, 1973.
  • Степанов В.Г.. Основы исследовательской деятельности школьника. - Псков, 2004. С.34-38
  • Энциклопедический словарь юного математика.А.П.Савин-М:Педагогика,1985-352с.
  • Энциклопедия для детей. – М., Аванта +, 1997.
  • Е.Е. Тульчинская, Тесты 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. -М.: Мнемозина, 2008 г.
  • В.Г. Гамбарин, Е.Е. Тульчинская, Сборник задач и упражнений по математике, 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2010 г.
  • Алимова Т.М. Здоровье: Сборник заданий по математике на тему здоровья 5-9 классы: Методическое пособие. М., 2003.

Ресурсы:

http://Allmath.ru - На портале рассматриваются не только вопросы школьной математики, но также и вопросы по высшей математике. Также есть возможность общения на форуме

http://www.school.edu.ru  - Российский общеобразовательный портал

http://Zavuch.info - Информационный портал для работников системы образования

http://math.ru/  - Электронная библиотека

http://www.interlink-media.ru  - Электронная библиотека

http://www.math.ru/lib - Большая библиотека

http://www.mathedu.ru - Математическое образование: прошлое и настоящее - Электронные библиотеки, школьные учебники, начиная с 18 века.

http://comp-science.hut.ru - Дидактические материалы по математике и информатике

http://freesoft.ru/  - Программы по математике

http://mat-game.narod.ru/  - Задачи разных типов с решением

http://school.msu.ru/  - Консультационный центр « Математика в школе»

http://www.college.ru/mathematics/ - Открытый колледж. Математика - Стандарты в образовании, методические разработки, учебные планы, профильная школа (элективные курсы)

http://www.etudes.ru - Математические этюды. На сайте представлены этюды, выполненные с использованием современной компьютерной 3D-графики, увлекательно и интересно рассказывающие о математике и ее приложениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект по теме "Формирование и развитие исследовательской и познавательной компетентности учащихся на уроках математики".

Формирование и развитие исследовательской и познавательной компетентности учащихся на уроках математики....

педагогический проект по теме "Формирование и развитие исследовательской и познавательной компетентности учащихся на уроках математики".Презентация.

Формирование и развитие исследовательской и познавательной компетентности учащихся на уроках математики. Презентация....

Формирование учебно-познавательной компетентности учащихся на уроках математики

Формирование учебно-познавательной компетентности на уроках математики...

Формирование системы оценивания на уроках математики в средней школе

Мы часто анализируем многие моменты нашей жизни, и как следствие этого оцениваем результат. А оценивание в деятельности педагога всегда занимает особое место. На мой взгляд, - это сложнейшая педаго...

Открытый урок математики в коррекционной школе. Тема:"Составление примеров на увеличение числа на единицу"

Урок предназначен для учащихся коррекционной школы, детей с тяжелыми множественными нарушениями развития....

Формирование системы оценивания на уроках математики в средней школе

Формирование системы оценивания на уроках математики в средней школе...