метапредметный урок по математике 6 класс
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

Парфёнова Любовь Николаевна

урок соответствует требованиям , предъявляемым к современному метапредметному уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmetnyy_urok.odt311.82 КБ

Предварительный просмотр:

Метапредметный урок по математике  6класс.

Подготовила учитель математики: Парфёнова Л.Н. МБОУ «СОШ №1» г.Мурома

                                   Тема урока  «ЗНАК»

Цели урока:

Личностная:  умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр примеры.

Метапредметная:  умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации.

Предметная: «открыть» множество отрицательных чисел, определить их место на координатной прямой; ввести обозначение отрицательных чисел, показать применение их при решении задач межпредметного характера, анализировать и систематизировать знания об изученных числах.

Планируемые результаты:

Знание:

Понятий: положительные и отрицательные числа, координатной прямой.

 Умение:

 приводить примеры использования в окружающем мире положительных и отрицательных чисел,

Изображать точками координатной прямой положительные и отрицательные рациональные числа.

                                Ход урока:

Решите ребус.

Что  обозначает это слово?

Действительно, это знак.

Лексическое значение этого слова в толковом словаре Д.И. Даля  «; чувственное изъявление, обнаружение чего-либо, пометка, примета, отличие; предзнаменование; предвестие; чувственное доказательство, свидетельство либо.

Где в повседневной жизни вы встречались  с этим словом?

Составим словосочетания:

-дорожные знаки,

-условные знаки,

-знаки препинания.

Замените словосочетание одним словом:

Знак таможни -  ( клеймо)

Знак  воинского отличия - (орден)

Знак от раны – (рубец, шрам)

Подать знак рукой, шапкой – (помаячить)

Знак флагами – (сигнал)

Знак почтовой оплаты – (марка).

Образуйте однокоренные слова с корнем ЗНАК:

-знакомый-знакомец-знакомство-знакомить.

Где в практической жизни вы встречались с величинами, которые могут изменяться в противоположных направлениях?

-тепло-холод, влево- вправо,  вверх- вниз, день – ночь.

Какие математические знаки вы используете при

Нахождении суммы   (+)

Нахождении разности (-)

Нахождении произведения (*)

Нахождении частного (: )

Решите уравнения:

16 –Х =10         14- У =17

 Возникла проблема: мы не можем найти неизвестное вычитаемое во втором уравнении.

Чтобы решить его обратимся за помощью к координатному лучу.

  1. Постройте координатный луч ОХ так, чтобы начало луча было посередине тетради. За еденичный отрезок примите длину 1 клетки.
  2. Давайте продолжим координатный луч от точки О влево, сохраняя единичный отрезок.

- Какая геометрическая фигура получилась? ( прямая)

-Обозначьте её АВ

-Сколько лучей на чертеже?   (Два луча ОА и ОВ)

-Как называются такие лучи?   (Дополнительные)

- Точка О изображает 0, является ли точкой отсчета или началом координат. Те      числа, которые расположены левее точки отсчета, называются отрицательным

Числа, расположенные правее от точки начала отсчёта, называются положительными.

Задание: начертите координатную прямую, приняв за единичный отрезок 2 клетки и отметьте точки  с заданными координатами А(-2); А(0); А(5,8); Б(-7,2);Г(2); М(-0,5);П(4);Р(-5,5);Т(5,8);У(3,5)

Прочитайте полученное слово. БРАМАГУПТА-это индийский математик, который занимался положительными и отрицательными числами. И, сейчас мы послушаем  девочек, приготовивших для нас небольшое сообщение об истории возникновения отрицательных чисел.

Историческая справка

Когда и где появились отрицательные числа? Ни египтяне, ни вавилоны, ни даже древние греки чисел этих не знали. Впервые с отрицательными числами столкнулись китайские учёные (2 век до нашей эры) в связи с решением уравнений, однако знаки «+» или «- « тогда не употребляли, а изображали положительные числа красным цветом, называя их «чжен», а отрицательные – чёрным, называя их «фу».. Такой способ изображения использовался в Китае до середины 17 столетия, пока Ли Е не предложил более удобное обозначение отрицательных чисел цифры, которые изображали отрицательные числа, перечеркивали чёрточкой справа налево. Введение отрицательных чисел и правил сложения и вычитания можно считать одним из  весьма крупных открытий китайских учёных.

Индийские математики Брамагупта(12век) и Бхаскара(12век) с помощью положительных чисел выражали «имущество», а с помощью отрицательных «долг». Долгое время отрицательные числа считали не настоящими, фиктивными, абсурдными.

В Европе к отрицательным  числам обращается итальянский математик Леонардо Фибоначчи, но в учении об отрицательных числах далее продвинулся  М. Штифель (16век). Отрицательные числа он называл как»меньшее чем ничто» и говорил, что нуль находится между истинными и абсурдными числами. И только после работ выдающегося учёного Р. Декарта (16век) и других учёных (17-18века) отрицательные числа приобрели «права граждан».

Самостоятельная работа

(взаимопроверка)

Отметьте на координатной прямой точки(единичный отрезок 1клетка)

Вариант1:

А (-4 ½), Z(3,5), С(-2), D(8), Е(-!)

Вариант 2:

А(2,5),М(-3), К(6), Р(-5 ½), N (-1)

Подведение  итогов урока

Где вы встречаетесь с отрицательными и положительными числами?

-Доход – расход.

Аванс -  долг.

Выигрыш – проигрыш.

Северный полюс – южный полюс.

Изменения температуры воздуха.

Приливы и отливы в морях и океанах.

Изменение уровня воды в реках.

Сжатие и растяжение пружины в механизме.

Летоисчисление на уроках истории ( лента времени).

Движение по воде (по течению и против течения).

Высота над уровнем моря – глубина впадин .

 -Где в жизни встречаемся с координатной прямой (шкалой)?

Термометры, лента времени, амперметры для измерения силы тока.

Домашнее задание:

№938; 943.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный урок в 8 классе

                                  Урок литературы в 8 классе. Предметная тема: «Рассказ А.П.Чехова...

Метапредметный урок в 9 классе по теме " Функциональные зависимости и их применение"

Данный  урок      является обобщающим   в системе уроков по теме " Свойства функций. Квадратичная функция", реально отражающий учебный план и оптимально с...

Разработка метапредметного урока по математике и физике по теме «Производная в математике и физике» в 11 классе

Разработка метапредметного урокапо математике и физикепо теме «Производная в математике и физике» в 11 классе( с использованием метапредметных образовательных технологий )...

Технологическая карта метапредметного урока по математике в 6 классе "Свет и тьма"

Тема урока: Метапредметная тема урока " Свет и тьма". Предметная тема: "Решение задач с помощью пропорций"Место урока в системе курса: обобщающий урок в теме "Отношения и пропорции".Тип урока: урок пр...

Метапредметный урок по математике 6 класс по теме "Масштаб"

Метапредметный урок  по математике 6 класс по теме "Масштаб"(урок закрепления изученного материала)...