Метапредметный урок в 8 классе
план-конспект урока (литература, 8 класс) по теме

                                    Урок литературы в 8 классе.

 

Предметная тема: «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье».

 

Метапредметная тема: «Счастье и несчастье».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_literatury_v_8_klasse.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Урок литературы в 8 классе.

Предметная тема: «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье».

Метапредметная тема: «Счастье и несчастье».

                  Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро,          

                  осмысленно, красиво.

                                                                                   А.П.Чехов

                   Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.

                                                                                     Пифагор

                   Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное,

                   из несчастья делает счастье.

                                                                                     Л.Н.Толстой

                                              Цели урока:

     Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения.

     Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, формирование целостного видения мира.

     Метапредметная: формирование представлений о счастье.

                                                    Задачи:

  1. проследить за мыслями, чувствами и поступками Алёхина и Анны Алексеевны, попытаться понять причину их несчастья,
  2. совершенствовать навыки теоретического анализа.

                                                   Ход урока.

  1. Оргмомент. Сегодня мы будем говорить о рассказе А.П.Чехова «О любви».

 Что вы знаете о Чехове, какие его произведения читали?

  1. Слово о писателе. Индивидуальный ответ.
  2. Работа с текстом (беседа)
  1. Что мы узнаём  об Алёхине из  его рассказа о жизни в Софьине?

(Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.)

  1. О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?

(Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».)

  1. Как развивались отношения между героями?

(Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу.

Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.)

  1. Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну?

(Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, , которые, с его точки зрения. Оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня.)

                4.Словарная работа.

Что такое счастье?

В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».

В «Советском энциклопедическом словаре»  счастье – «понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни».

  1. Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы? На этот вопрос мы ответим в ходе урока.
  2. Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства?

(На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».)

  1. Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору?

(Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»)

  1. Какое значение имеют картины природы в рассказе?
  1. «Серое небо и деревья, мокрые от дождя» - пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя.
  2. В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои.)

                     5.Решение основной проблемы урока:

                     Что мешает счастью героев?

                        Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку:                              

                       «Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто  

                       осмысленное, из несчастья делает счастье.»

Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.

В каких произведениях русской литературы остро стоит проблема счастья?

(Например, в повести И.С.Тургенева «Ася»)

  1. Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни счастливые люди?

(Индивидуальные опережающие задания – анализ нескольких фильмов, данные статистики)

6.Подведение итогов урока.

О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?

К каким выводам вы пришли?

                    7. Домашнее задание.

                    Написать сочинение - письмо в будущее «Остаться счастливым я смогу, если…»

                                                       Литература.

  1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2010.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1984.
  3. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990.

             

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный урок в 9 классе по теме " Функциональные зависимости и их применение"

Данный  урок      является обобщающим   в системе уроков по теме " Свойства функций. Квадратичная функция", реально отражающий учебный план и оптимально с...

Метапредметный урок. Продукты питания и здоровье. 9 класс.

Метапредметный урок (физика, химия, экология, география). Исследовательская работа....

Метапредметный урок информатики в 7 классе по теме: "Системное программное обеспечение компьютера"

Метапредметная тема: «Причина и следствие» Предметная тема урока:  «Системное программное обеспечение» Урок №1 в разделе «Программное обеспечение компьютера»   Учебно-методическое обеспе...

Метапредметный урок в 6 классе "Robots or People?"

Тема:Robots or People will be the Lords of the World in Future?          Властелины мира будущего - роботы или люди?Используемый УМК: In Touch — 2 Lo...

БИТ-семинар "Метапредметный подход. Метапредметный урок"

Семинар "Метапредметный подход. Метапредметный урок" представлен в новой форме - БИТ-семинар - Беседа, Инерактив, Творчество. Данная форма позволяет педагогам принять активное творческо...

Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС

Презентация "Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС"...

Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения

Метапредметный уроккак средство реализации метапредметных результатов обучения...


 

Комментарии

Балашова Марина Сергеевна

Спасибо за разработку метапредметного урока, помогла понять, что это вообще такое