БИТ-семинар "Метапредметный подход. Метапредметный урок"
методическая разработка по теме

Кочнева Ксения Васильевна

Семинар "Метапредметный подход. Метапредметный урок" представлен в новой форме - БИТ-семинар - Беседа, Инерактив, Творчество. 

Данная форма позволяет педагогам принять активное творческое участие в раскрытии и познании таких терминов как "метапредмный подход", "метапредметный урок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bit-seminar.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 города Красноармейска Саратовской области

имени Героя Советского союза Танцорова Г.В.»

БИТ-СЕМИНАР

"Метапредметный подход. Метапредметный урок"

1. Вступительная часть - Упражнение «Свеча»

Начать встречу мне хочется с добрых пожеланий друг другу и комплиментов. А поможет нам в этом свеча.

Свеча - камертон души: камертон настраивает звучание музыкального инструмента, а свеча настраивает человеческую душу. Этот маленький огонек олицетворяет добрые эмоции и тепло. Он поможет согреть душу каждого. Принимая и передавая свечу, почувствуйте это.

Наш практикум называется БИТ.

БИТ, как форма работы, значит включающий в себя три элемента: беседу, интерактив, творчество.

2. Основная часть

2.1. «Формирование ожиданий»  (АМО «Улей»)

АМО – «Ульи». Цель этого метода: Развивать умение вырабатывать единую стратегию работы в группах.

Каждой группе предлагается по два вопроса:

1) Что я знаю о метапредметном подходе?  

2)  Что я знаю о метапредметном уроке?

(Идёт обсуждение в группах). Выступление групп.

2.2. «Инициация. Вхождение в тему» (постановка проблемы, мозговой штурм)

В настоящее время на разных уровнях высказывается странная, на первый взгляд, мысль: «Важнейшим приоритетом является желание детей и родителей учиться в нормальной школе, у нормальных учителей, в нормальных условиях».

Разве мы  раньше не воспитывали человека, не учили ученика? 

Да, учили. Да, воспитывали.

Но почему же тогда в нашей стране в последние десятилетия было уничтожено 95% культурных ценностей, почему стало процветать бездушие и хамство? Почему так трудно порой найти искорки доброты и милосердия в наших детях, почему они равнодушны к старикам, а родители отказываются от детей?

Что мы делали не так? Что  потеряли? Что упустили, если рушится основной институт нашего общества. Проблемы развития образования возникли не сейчас.

Фрагмент фильма «Расписание на послезавтра».

Какие идеи современного этапа развития образования озвучивает герой фильма?  (обсуждение).

В рассматриваемой киноленте перед нами экспериментальная специализированная школа будущего. Там, где личность не подавляется, а даётся полная свобода для творчества. Здесь нет традиционных учителей, вышедших из педагогического ВУЗа. Во главе с директором с детьми работают не профессиональные педагоги, а научные сотрудники института. Классы - это научные лаборатории. Любой ученик может сформулировать любую научную гипотезу от вечного двигателя до металлического водорода, экспериментально проверить её, обосновать и защитить перед всем классом. Или, наоборот, опровергнуть существующую теорию. К учащимся отношение как к научным работникам. Конечно, здесь собраны не простые дети, а одарённые. Ведь это физ.-мат. школа им. Ландау.

"Исследовательский метод. Постановка проблемы. Умение сформулировать гипотезу. Отстаивание её истины. И, наконец, защита своего решения перед коллективом всего класса."
И этот метод сами ученики врубают в школе на полную катушку. Даже лабораторию умудряются взорвать. Но никто не в обиде. Главное для их наставников, чтобы ученики смогли обосновать свои действия.

Чему же надо учить в  современной школе? Прежде всего – социальным и надпредметным компетентностям, позволяющим реализовать себя в любых обстоятельствах наилучшим образом.

За последние годы существенно изменились приоритеты образования. Мы знаем, что с  позиции нового стандарта освоение образовательной программы оценивается по трем группам результатов.  

Какие это группы результатов? (предметные, метапредметные, личностные).

Метапредметные результаты  –  освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляю-щими основу умения учиться.

Мозговой штурм

Участникам предлагаются примеры планируемых результатов, которые нужно распределить по 3-м группам.

(Ведущий называет конкретные результаты,   участники  определяют группу, используют сигналы (находятся в наборе на столе у  каждой группы участников).

Личностные результаты

  1. инициатива и ответственность за результаты обучения, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  2. готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории,
  3.  осознание  ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты обучения

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения,

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей,

 3. Владение основами самоконтроля, самооценки,

4. Умение создавать, применять  знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

5. Смысловое чтение;

6.  Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность

7. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты обучения

  1. соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
  2. использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
  3. создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения.

2.3. Ребус «У-Р-О-К» (на  слайде).

Да, действительно – урок. Ведь именно через урок идет познание нового.  

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Меняется и представление об уроке.

«Я иду на урок»,- сколько раз за свою педагогическую практику мы произносили эту фразу… Теперь к этой фразе хочется добавить: «На какой?»
Уроки-путешествия, уроки решения практических задач, уроки-погружения, уроки-дебаты – по сути то, что когда-то получило определение «нестандартные уроки», было подходом, репетицией урока метапредметного.

Итак, я иду на метапредметный урок.

С помощью АМ «Продвинутая лекция» мы составим интеллект-карту по теме «Метапредметный урок : + и –» (работа в группах).

3. Рефлексия. Упражнение ДЖЕФФА

Используя  упражнение Джеффа,  подведем итог нашей работе, оценку семинара.

 Три таблички расположены в трех частях комнаты, на них написано:

«ДА»       «НЕТ»       «МОЖЕТ БЫТЬ»

Вопросы:

  1. Сегодняшний семинар был мне полезен. Получены ответы на вопросы, сформулированные в начале семинара.
  2.  Информация, полученная на семинаре, требует осмысления. Буду изучать проблему.
  3. Форма проведения семинара способствовали взаимодействию, сотрудничеству.
  4. Проблема метапредметного подхода не существует. Все старое, что использовалось ранее. Имеет другой понятийный аппарат.

Педагоги перемещаются в ту часть зала и к той табличке,  с которой они согласны. А потом каждый из них может высказать свое мнение, почему он выбрал именно эту табличку.

Подготовила и провела:  педагог-психолог Кочнева Ксения Васильевна