Формирование предметных и метапредметных умений с позиций деятельностного подхода на уроках музыки
методическая разработка по музыке по теме

Егорова Светлана Евгеньевна

Данная работа описывает формирование предметных и метапредметных умений с позиций деятельностного подхода на уроках музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.odt37.63 КБ
Office presentation icon deyatelnostonyy_podkhod1.ppt862 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление Егоровой С.Е. на РМО по теме:

 «Формирование предметных и  метапредметных умений с позиций деятельностного подхода на уроках музыки" 7 ноября 2014г.

1 слайд

Образование  есть система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение индивида в это общество (социализацию), и в то же время – взаимодействия людей с предметным миром (т. е. процессов деятельности человека в мире).

2 слайд

Развитие личности человека – это развитие системы «человек-мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное, творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путем самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.

Как говорил  С.И. Гессен  «образование в школе должно быть организовано так, чтобы в нем ясно просвечивала будущая цель образования личности к свободному самоопределению».

Сказанное выше есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте – будь это система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова,  или школа П.Я. Гальперина – Н.Ф. Талызиной. Во всех этих системах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не просто индивидуальной, а совместной, коллективной деятельности.

Значит, процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании!

3 слайд  СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПОЗВОЛЯЕТ НА КАЖДОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:

  представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности;

 на основании таким образом построенных целей обосновать не только

способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи;

 выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения

личностного, социального, коммуникативного и познавательного

развития учащихся.

4 слайд

Ключевые изменения в ФГОС−2:

1) «Ориентация на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД … составляет цель и основной результат образования»

2) Объектами итогового контроля и аттестации являются:

 личностные результаты (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, личностных качеств, системы ценностей);

метапредметные результаты (освоение учащимися УУД и умения учиться);

предметные результаты (усвоение ЗУН по предметам)

Как формировать УУД?

5 слайд УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ − процесс самоизменения человека,

результатом которого являются приобретенные им на основе

рефлексивного метода новые знания, умения и способности.

УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − структурная единица учебной деятельности,

процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели.

УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − учебное действие,

имеющее надпредметный характер.

6 слайд

ВИДЫ УУД

ЛИЧНОСТНЫЕ − обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся

РЕГУЛЯТИВНЫЕ − обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ − включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем.

КОММУНИКАТИВНЫЕ − обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное

взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного, и познавательного развития и саморазвития личности.

7 слайд

Формирование любого умения проходит через этапы:

1. Приобретение первичного опыта и мотивация.

2. Получение теоретических знаний о новом способе (алгоритме) действия.

3. Тренинг в применении установленного алгоритма, уточнение связей, самоконтроль и     коррекция.

  1. 4.Контроль.

Через эти же этапы должно пройти и формирование умения выполнять любое УУД.

8 слайд

 Процесс обучения есть всегда обучение деятельности – либо предметно-практическим действиям, либо умственным действиям. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Психология учит нас, что акт деятельности или отдельное действие всегда имеет сознательную цель, имеет мотивационную обусловленность. Но действие, будь оно практическим, материальным или умственным, всегда, кроме того, опосредовано орудием или знаком, вообще различными средствами. Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. То, что мы называем знаниями, – это ориентировочная основа учебной деятельности. То, что называется навыками, – это способность ученика осуществлять «технологическую» сторону деятельности учения (в психологии мы говорим в этом смысле о психологических операциях).

 Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную „учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.

9 слайд

Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания. Но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие.

10 слайд

 Метапредметная деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической  задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее ситуацию вы подберете, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия. «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Б.Паскаль).
Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов. Это составление деревьев понятий, денотатных графов, кластеров, схем , приемов сворачивания информации (конспект, таблица, схема).  На уроке создается «поле общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно принимать решения,  открыто выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера.

10 слайд

  •  Уроки музыки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные и  коммуникативно-речевые  умения:

1 умение извлекать информацию из различных  источников;

2. умение составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания;

3. умение взаимодействовать со сверстниками при решении различных задач на уроках музыки;

4. умение составлять таблицы, схемы, графики.

5. умение сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать;

  1. умение выражать свое мнение и аргументировать его;
  1. 7.умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов.

         Уроки музыки  предполагают  развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

          Таким образом,  уроки музыки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.  

          Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование предметных и метапредметных умений с позиций деятельностного подхода на уроках музыки

Слайд 2

Что такое деятельностный подход в образовании? «Великая цель образования — это не знания, а действия» Гербер Спенсер

Слайд 3

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПОЗВОЛЯЕТ: Представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. На основании построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи. Выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.

Слайд 4

Результаты освоения учебного предмета  личностные результаты (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, личностных качеств, системы ценностей);  метапредметные результаты (освоение учащимися УУД и умения учиться);  предметные результаты (усвоение ЗУН по предмету)

Слайд 5

УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − учебное действие, имеющее надпредметный характер. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ − процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности. УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − структурная единица учебной деятельности, процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели.

Слайд 6

Виды универсальных учебных действий (Асмолов А.Г.) «Личностные» действия Познавательные действия Коммуникативные действия Регулятивные действия

Слайд 7

Этапы формирования умения: 1. Приобретение первичного опыта и мотивация. 2. Получение теоретических знаний о новом способе (алгоритме) действия. 3. Тренинг в применении установленного алгоритма, уточнение связей, самоконтроль и коррекция. 4. Контроль. Через эти же этапы должно пройти и формирование умения выполнять любое УУД.

Слайд 8

Структура учебной деятельности Учебная цель Учебные мотивы Учебная задача Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование, контроль, оценка)

Слайд 9

Метапредметность как условие достижения высокого качества образования. Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания. Открывает новые перспективы развития для учебного предмета и учебного занятия.

Слайд 10

Метапредметные учебно-информационные и коммуникативно-речевые умения: 1. умение извлекать информацию из различных источников; 2. умение составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания; 3. умение взаимодействовать со сверстниками при решении различных задач на уроках музыки; 4. умение составлять таблицы, схемы, графики. 5. умение сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать; 6. умение выражать свое мнение и аргументировать его; 7. умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС

Системно - деятельностный  подход на уроках музыки  в контексте реализации ФГОС...

МО учителей музыки тема: "Системно- деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС"

В данном материале представлен системно- деятельностный подход и опыт работы использования проектной деятельности на уроках музыки....

Системно-деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС (описание опыта работы)

Описание опыта работы учителя музыки. Раскрывает формы и методы работы с учащимися с учётом системно-деятельностного подхода....

Системно-деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС (Презентация опыта работы)

Презентация опыта работы учителя музыки подготовлена к районному этапу Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2017"....