Метапредметный подход на уроках музыки
статья по музыке на тему

Кара-Гиаур Екатерина Викторовна

О метапредметном подходе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metapredmetnyy_podkhod.doc147 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


(слайд 1) Школа сегодня меняется. Ускоряются темпы жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования появился новый термин – метапредметный.

(слайд 2) 

Сам того не подозревая в 19 веке К.Д.Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки федеральных государственных стандартов второго поколения.

Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?

Тут есть и еще одна проблема - если нет жизненной необходимости - значит - нет интереса и тогда...в голове ученика - ветер, но... (слайд 3)

 Если ветер, если ветер

В голове ученика,

 Что ни утро, что ни вечер –

Он взлетает в облака.

Вот была б такая скрепка

Или специальный клей,

Чтоб они держали крепко Улетающих детей!

Думаю, с этими проблемами сталкиваются все! На мой взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение метапредметности в процесс преподавания.

Что же это такое? Метапредметность?

(слайд 4) Метапредметный подход - подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальные способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.

Таким образом, меняется подход к проектированию образовательного процесса.

«Я иду на урок»,- сколько раз за свою педагогическую практику мы произносим эту фразу…

Теперь к этой фразе хочется добавить: «На какой?»

Уроки-путешествия, уроки решения практических задач, уроки-погружения, уроки-дебаты – по сути то, что когда-то получило определение «нестандартные уроки», было подходом, репетицией урока метапредметного.

Итак, я иду на метапредметный урок. Что я должна учитывать?

В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы:

что я делаю? (предмет деятельности);

для чего я это делаю? (какова цель);

как я это делаю? (формы, методы);

какой это дает результат?

за счет чего этот результат достигнут?

(слайд 5) Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны  для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие,  учебных предметов.

(слайд 6) Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию   мира, к   метадеятельности.  Метапредметность   как принцип   интеграции   содержания    образования,   как   способ формирования  теоретического   мышления   и   универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, ИЗО) и т.д.

(слайд 7) Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.

(слайд 8) Таким образом, формируются новые требования к профессиональной успешности.

Необходимо знать особенности устройства своего предмета, методы его конфигурирования  с другими предметами и зоны его прорывного развития.

Немалая роль в проблеме всестороннего развития и формирования личности отводится искусству.

В содержании  Федеральных  Государственных стандартов общего образования «второго поколения» подчёркивается направленность на стратегию организации и планомерного формирования учебной деятельности, в т.ч. и музыкальной, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Личностное развитие учащихся обеспечивается реализацией цели музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Именно такая целевая установка наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала  подрастающего поколения. Метапредметный подход позволяет деятельностно  пересобрать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Такой подход, как было сказано выше, помогает избежать опасностей  узкопредметной специализации, но не позволяет отказ от предметной формы, напротив, предполагает развитие её на рефлексивных основаниях. Ориентация на развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, идеализационная способность, речевая есть основной показатель качества образовательной работы, что определяет специфику метапредметной интеграции.  Учитывая перечисленные особенности метапредметного подхода, учитель должен быть готов к импровизации. Настроенность на передачу определённого деятельностного способа и формирование способности предполагать, что в своей работе необходимо опираться не просто на тематический план урока, но прежде всего  на его сценарий.


      Значение метапредметной концепции в образовании состоит в том, что он позволяет  сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного  мировоззрения, следовательно, данный подход является средством достижения метапредметных результатов:
(слайд 9) 

- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности;


      - ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности;
      - овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

     - применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
     - готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
     - планирование собственных учебных действий, умение их корректировать;
    - участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, распределение функций и ролей;

     - умение воспринимать окружающий мир во всём его разнообразии.
    Поэтому метапредметная концепция предполагает движение мышления не по прямой, а через связи и ассоциации, порой очень далёкие.

(слайд10) Данный подход актуален и в области музыки. Освоение музыкального материала формирует музыкальную культуру школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях жизни. Виды музыкальной деятельности на уроках музыки направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании, что позволяет использовать метапредметный подход.

(слайд 11) Следовательно, постижение одного и того же  музыкального произведения  подразумевает различные формы общения ребёнка с музыкой. При слушании произведений  подбираются слова-синонимы, соответствующие характеру музыки. Рассказ о содержании произведения позволяет провести параллели с историей. В сферу исполнительской деятельности учащихся   добавляется  пластическое интонирование и музыкально - двигательные упражнения, где речь идёт о ритмическом рисунке, что позволяет увидеть связь с математическими представлениями.    Обучение игры на музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики рук, что улучшает навык письма. Введение терминов позволяет увидеть связь с иностранными языками. При инсценировании (разыгрывании) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного материала   развивается устная речь учащихся, что проявляется в творческих размышлениях о музыке. Освоение элементов музыкальной грамоты происходит за счёт фиксации музыкальной речи, которое позволяет совершенствовать навыки устного изложения программного материала на уроках музыки. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям. Это помогает им сочетать музыкальные образы с изобразительным искусством, где развиваются навыки ориентирования с окружающей действительностью.

(слайд 12) Можно установить метапредметные связи на примере произведения Э. Грига «Минувшие дни». После прослушивания данного произведения предлагается для прослушивания два фрагмента других произведений и из них необходимо выбрать тот, который более близок по характеру к произведению Грига.

Слайд 13-16

Таким образом, метапредметный подход помогает установить связи всего и со всем и вовлечь ученика в разнообразные виды деятельности.

Плюсом является и то, что учащиеся могут не только сформировать свои впечатления и отношение к музыкальному произведению, но и  грамотно проанализировать любое другое художественное произведение, что поможет ему и в дальнейшей учебе и в жизни.

Метапредметный подход помогает достичь хороших результатов.

Так как метапредметный подход подразумевает сочетание различных научных дисциплин, поэтому урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея.

(слайд 17) Современная концепция развития школы гласит о том, что нужно  построить образовательный процесс так, чтобы наш “отличник” стал в жизни не “ходячей энциклопедией”, а целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться  в обществе.

(слайд 18)  Таким образом, значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.

(слайд 19)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предметных и метапредметных умений с позиций деятельностного подхода на уроках музыки

Данная работа описывает формирование предметных и метапредметных умений с позиций деятельностного подхода на уроках музыки...

МО учителей музыки тема: "Системно- деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС"

В данном материале представлен системно- деятельностный подход и опыт работы использования проектной деятельности на уроках музыки....

Доклад на тему: «Метапредметный подход на уроках музыки и МХК»

Выступление на педсовете «Метапредметный подход на уроках музыки и МХК»...

«Метапредметный подход на уроках музыки в условиях реализации ФГОС второго поколения»

музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека....