Доклад на тему: «Метапредметный подход на уроках музыки и МХК»
методическая разработка по музыке

Лисякова Анастасия Сергеевна

Выступление на педсовете 

«Метапредметный подход на уроках музыки и МХК»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmetnyy_podhod_na_urokah_muzyki_i_mhk.docx24.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14

Доклад на тему:

«Метапредметный подход на уроках музыки и МХК»

Подготовила:

учитель музыки

Лисякова А.С.

г. Егорьевск 2019 год

Современные дети живут и воспринимают мир в прекрасном цветном изображении телевидения, они играючи осваивают компьютерные программы, имеют возможность смотреть фильмы в кинотеатрах с объемным экраном и стереофоническим звучанием. Поэтому учебный процесс в школе необходимо приближать к современному технологическому уровню, окружающему нас. Учитель, используя на уроках различные способы межпредметных связей, сможет, не уступая в многообразии окружающей информационной доступности, сделать учебный процесс интересным, многообразным, доступным, значительным и эффективным.

Школа сегодня меняется. Ускоряются темпы жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования появился новый термин – метапредметный.

Понятие «метапредмет», «метапредметное обучение» особо популярны, так как метапредметный подход лежит в основе  новых стандартов, поэтому данному понятию стоит уделить особое внимание.

  Меняется подход к проектированию образовательного процесса.

«Я иду на урок»,- сколько раз за свою педагогическую практику мы произносим эту фразу…

Теперь к этой фразе хочется добавить: «На какой?»

Урок-путешествие, урок-дебат, урок-игра, урок-соревнование, урок-викторина, - то, что называется «нестандартные уроки» по своей сути является  репетицией метапредметного урока.

Рассмотрим отличие традиционного урока от метапредметного.

Этапы урока

Традиционный

Метапредметный

1. Объявление темы урока

Тему сообщает учитель

Тему формируют учащиеся

2. Сообщение цели и задач урока

Сообщает учитель

Формируют учащиеся, определив границы знания и незнания

3. Планирования деятельности учащихся

Сообщает учитель, какую работу дети должны выполнить, чтобы достичь цели

Сами планируют способы достижения цели

4. Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя выполняют различные задания. Применяется фронтальный метод организации деятельности

Учащиеся сами действуют по намеченному ими плану. Учитель консультирует

5. Осуществление контроля

Контроль осуществляет учитель

Учащиеся сами осуществляют контроль. Применяются формы взаимного контроля, самоконтроля. Учитель консультирует.

6. Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы осуществляет коррекцию

Учащиеся формируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (под наблюдением учителя)

7. Оценивание обучающихся

Учитель оценивает учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

8.  Итог урока

Учитель выясняет у обучающихся что они запомнили

Рефлексия (сами проводят рефлексию, под руководством учителя)

9. Домашнее задание

Объявляет и комментирует задание одно для всех

Учащиеся выбирают задания из предложенных, с учетом индивидуальных возможностей:

1. Базовое

2. Повышенный уровень

3. Творческое

Метапредметный урок - применение метапредметных и универсальных учебных действий в связи с жизненными потребностями. На метапредметном уроке должны формироваться универсальные действия, необходимые для процесса познания в принципе.

Универсальные учебные действия (компетенции) тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Ориентация на развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, определяет специфику метапредметной интеграции.

Немалая роль в проблеме всестороннего развития и формирования личности отводится искусству.

Музыка востребована молодежью и является мощным фактором, определяющим ее музыкально – эстетические вкусы, накладывает особую ответственность на систему общего музыкального образования. В ее основе  лежит цель: формирование основ духовно – нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности, которая  в наше время  актуальна как никогда, так как устремлена на воспитание духовной культуры,  признание приоритета общечеловеческих ценностей.

В связи с этим хотелось бы вспомнить слова Василия Александровича Сухомлинского о том, что музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека.   Главное, что должен сделать педагог, преподающий предметы в области «Искусство», – научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства.

 Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают уже в детском саду - а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию. Кому же, как ни нам, людям искусства, найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть мир Любви и Добра. Это нужно не только им, но и нам, учителям. Ведь учитель – это, прежде всего, духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист, - без этих добродетелей мы не можем взывать к их сознанию, не имеем на то морального права. Показать учащимся красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить чувство духовно-нравственного – главная задача учителя музыки.

Освоение музыкального материала формирует музыкальную культуру школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях жизни. Виды музыкальной деятельности на уроках музыки направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании, что позволяет использовать метапредметный подход.

Следовательно, постижение одного и того же  музыкального произведения  подразумевает различные формы общения ребёнка с музыкой. При слушании произведений  подбираются слова-синонимы, соответствующие характеру музыки. Рассказ о содержании произведения позволяет провести параллели с историей. В сферу исполнительской деятельности учащихся   добавляется  пластическое интонирование и музыкально - двигательные упражнения, где речь идёт о ритмическом рисунке, что позволяет увидеть связь с математическими представлениями.    Обучение игры на музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики рук, что улучшает навык письма. Введение терминов позволяет увидеть связь с иностранными языками. При инсценировании (разыгрывании) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного материала   развивается устная речь учащихся, что проявляется в творческих размышлениях о музыке. Освоение элементов музыкальной грамоты происходит за счёт фиксации музыкальной речи, которое позволяет совершенствовать навыки устного изложения программного материала на уроках музыки. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям. Это помогает им сочетать музыкальные образы с изобразительным искусством, где развиваются навыки ориентирования с окружающей действительностью.

Можно установить метапредметные связи на примере произведения Э. Грига «Минувшие дни». После прослушивания данного произведения предлагается для прослушивания два фрагмента других произведений и из них необходимо выбрать тот, который более близок по характеру к произведению Грига.

Таким образом, метапредметный подход помогает установить связи всего и со всем и вовлечь ученика в разнообразные виды деятельности.

Плюсом является и то, что учащиеся могут не только сформировать свои впечатления и отношение к музыкальному произведению, но и  грамотно проанализировать любое другое художественное произведение, что поможет ему и в дальнейшей учебе и в жизни.

Подбирая соответствующий материал среди произведений отечественных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки, мы тем самым способствуем воспитанию толерантности, приверженности национальному и интернациональному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии. Большое внимание на уроках музыки уделяется патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Знакомя детей с народными песнями о природе, с песнями композиторов о родном крае, учитель музыки подчеркивает необходимость любить и уважать свою Родину, бережно относиться к природе родного края. Знакомство учащихся с биографиями русских композиторов и исполнителей позволяет понять, что все они неустанно трудились на благо нашей Родины. Показывая взаимосвязь музыкального искусства разных народов, учитель подчеркивает древние корни добрососедских отношений разных народов, взаимосвязь их культур. Таким образом, усвоение знаний дает возможность ученикам почувствовать глубокое идейное единство, общность жизненного содержания в музыкальной культуре разных наций, ощутить процесс постоянного взаимовлияния, взаимообогащения национальных музыкальных культур.

       Такие предметы как музыка, мировая художественная культура, искусство легко и естественно соприкасаются почти со всеми школьными дисциплинами. Задача учителя заключается в том, чтобы приблизить школьников к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение человека к окружающему его миру. Одним из факторов успешного развития личности детей является создание условий психологического комфорта, которые предполагают наличие атмосферы творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации.

Метапредметный подход помогает достичь хороших результатов.

Так как метапредметный подход подразумевает сочетание различных научных дисциплин, поэтому уроки музыки, МХК трактуется как уроки искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея.

Выполняя требования программы школьного курса, включаю в тематическое планирование уроки, посвященные истории мировой и отечественной музыки, особое внимание уделяю произведениям, в которых отражаются проблемы долга и личной ответственности за судьбу Отечества, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти. 

 Школьники учатся критически мыслить, через оценку событий формировать систему ценностей, овладевают навыками поисковой и творческой деятельности. С этой целью использую нестандартные формы уроков уроки-путешествия, уроки–исследования, интегрированные уроки, которые способствуют формированию в сознании обучающихся объективной и всесторонней картины мира, позволяют значительно повысить культурный уровень, а также различные творческие задания: сообщение интересных фактов из жизни и творчества композиторов, сравнительный анализ музыкальных фрагментов, составление кроссвордов, музыкальных игр, создание презентаций. На уроках активно  использую  новые образовательные  технологии:

-игровые технологии;

-здоровьесберегающие технологии;

-личностно ориентированный подход в обучении

- информационно-коммуникативные технологии и т.д.

         Мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером,  позволяют обеспечить урок наглядным материалом, аудио и видеозаписями фрагментов опер, балетов, сценами из спектаклей, кинофильмов, что значительно облегчает подачу учебного материала и его усвоение. Именно на таких уроках реализуется главная задача-формирование мировоззрения и духовности школьника путем активизации слушательских и зрительных впечатлений. Разнообразие видов творчества и общения с искусством позволяют развивать у школьников креативность, сотворчество, самостоятельность, потребность в культуре у обучающихся.

Современная концепция развития школы гласит о том, что нужно  построить образовательный процесс так, чтобы наш “отличник” стал в жизни не “ходячей энциклопедией”, а целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться  в обществе.

Таким образом, значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: « Метапредметный подход. Что это такое?»

Доклад на методическом  объединении учителей музыки...

Доклад на тему: "Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания"

Доклад на тему: "Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания"...

Доклад по самообразованию "Системно-деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС"

Реализация технологии системно-деятельностного подхода предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых - принцип творчества – означает максимальную ориентацию на тв...

Доклад на тему "Метапредметный подход в обучении иностранному языку как основное требование ФГОС"

Доклад "Метапредметный подход в обучении иностранному языку как основное требование ФГОС"...