Идивидуальная образовательная траектория на уроках математики
материал по алгебре по теме

Слеменева Нина Ярославовна

Текст выступления и презентация к нему по теме "Индивидуальная образовательная траектория на уроках математики". В выступлении были рассмотрины следующие вопросы: какие школьнику необходимы условия для обучения по ИОТ, способы организации образовательного процесса, в какой форма можно проводить оценку и коррекцию своей самостоятельной работы. В практической части были приведены и разобраны примеры заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon individualnaya_obrazovatelnaya_tekst_vystupleniya.zip157.12 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная образовательная траектория на уроках математики

Учитель, желающий видеть и развивать в каждом ученике уникальную личность, становится перед сложной педагогической задачей: как одновременно обучать всех по-разному. В связи с этим возникает проблема: как организовать образование учеников по их собственным, но разным траекториям?

Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Решать эту задачу в современной дидактике предлагается обычно двумя противоположными способами, каждый из которых, те не менее, именуют индивидуальным подходом.

Первый способ - дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности или другим параметрам. Для этого учеников обычно делят на группы по типу: "физики", "гуманитарии", "техники"; или: способные, средние, отстающие; уровни А, В, С.

Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается от каждого ученика применительно к каждой из изучаемых им образовательных областей. Другими словами, каждому ученику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин.

Первый подход наиболее распространён в современных школах, второй - почти отсутствует, поскольку требует не просто индивидуального движения ученика на фоне общих, заданных извне целей, а одновременной разработки и реализации разных моделей обучения учеников, каждая из которых по-своему уникальна и отнесена к личностному потенциалу любого отдельно взятого ученика.

Задача личностного обучения состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития каждого ученика. Опираясь на индивидуальные качества и способности, ученик выстраивает свой образовательный путь. Одновременность реализации персональных моделей образования - одна из целей личностного образования.

Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его способностей: оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе образовательного движения учащихся по индивидуальным траекториям.

Ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории во всех образовательных областях в том случае, если ему будут предоставлены возможности:

  • определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин;
  • ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела;
  • выбирать оптимальные формы и темпы обучения;
  •  применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям;
  •  рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.

Условием достижения целей и задач личностно ориентированного обучения является сохранение индивидуальных особенностей учеников, их уникальности, разноуровневости и разноплановости. Для этого применяются следующие способы:

  • индивидуальные задания ученикам на уроках;
  • организация парной и групповой работы;
  • формулировка детям открытых заданий, которые предполагают их выполнение индивидуально каждым учеником («Моя математика», «Что я понимаю под словом…» и т.п.)
  • предложение ученикам составить план занятия для себя, выбрать содержание своего домашнего задания, тему творческой работы, индивидуальную образовательную программу по предмету на обозримый период времени.
  • самостоятельные работы по разным уровням сложности

Задания для учащихся, предназначенных для их индивидуального самоопределения:

  • логического типа: Мальвина предложила Буратино придумать такие два числа, чтобы их разность была больше уменьшаемого. “Разве так бывает?”,– удивился Буратино. “Конечно, бывает”, – ответила Мальвина. Ребята, помогите Буратино, придумать два таких числа.
  • эмоционально-образного типа:

а) Нарисуйте график своего настроения на уроке. Есть ли на нем отрицательные значения? Почему?

  • творческого типа: 

а) Попробуй предположить, когда впервые люди узнали о существовании отрицательных чисел. Какая ситуация этому предшествовала? Сочини свою старинную легенду на эту тему.

  • задания на постановку целей исследовательского типа: 

Проведи наблюдение за температурой воздуха в течение суток и построй кривую суточных температур (через каждые два часа). Пусть кривая меняет свой цвет, при переходе через нулевую отметку (с красного на синий). Назвать наибольшую и наименьшую суточную температуру. На сколько они отличаются друг от друга?

  • задачи на постановку целей эмоционально-образного типа: 

Ночью тебе приснился сон, в котором ты оказался в царстве чисел. Опиши свой сон. Что ты увидел в царстве отрицательных чисел? В царстве положительных чисел? Чем они отличались друг от друга?

  • задания на постановку целей творческого типа: 

а) Какие ситуации в твоей жизни были связаны с положительными и отрицательными числами?

Получая проверенную самостоятельную работу, учащиеся проводят оценку и корректировку своей работы руководствуясь таблицей

Задача в которой была сделана ошибка 

Причины ошибки

Как избежать ошибки?

Решение похожей задачи

Как действовал я

Как надо было действовать

Почему я ошибся?

Работая с ребенком над формированием его личности, не малое внимание уделяется его умению себя контролировать и самооценовать.

Самоконтроль – основное нравственное действие человека связанное с развитостью его волевой сферы. Самоконтроль осуществляется на основе личностно значимых мотивов и установок, что ведет к рациональной рефлексии и оценке учащимися своих собственных учебных действий. Самоконтроль учащихся предполагает анализ и коррекцию отношений между целями, средствами и результатами. Школьная самооценка - это оценка учеником самого себя, своих знаний, возможностей, качеств и занимаемого места среди одноклассников. Учебная самооценка является важным регулятором поведения школьника и относится к главному фактору формирования личности..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии на уроках математики

В данном выступлении охвачен теоретический материал по данной теме. Рассмотрены те технологии, которые использую в работе. Приведены конспекты уроков, на которых показана работа с данными технологиями...

Использование современных образовательных технологий на уроках математики

Информационные технологии, вторгшиеся в современную жизнь, меняют наши представления  о мире, знании и о самих себе. Основная задача современного образования – не только давать знания,...

Методическая разработка "Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики"

В методической разрабоке описана организация учебной деятельности на уроках математики с помощью электронный образовательных ресурсов....

Применение современных образовательных технологий на уроках математики

В статье рассмотрены  конкретные «образовательные технологии», применяющиеся на уроках математики...

Построение индивидуальной образовательной траектории на уроках математики

Представлен алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории на уроках математики,...

«Использование интерактивных уроков РЭШ и других образовательных платформ на уроках математики в 5 классе (по обновленным ФГОС ООО)»

laquo;Использование интерактивных уроков РЭШ и других  образовательных платформ на уроках математики в 5 классе  (по обновленным ФГОС ООО)»- обзор интерактивных ресурсов для обучения ...