РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
статья по алгебре по теме

Собещикова Светлана  Михайловна

Статья посвящена вопросу сохранения здоровья подростков на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Собещикова С.М., учитель математики

МБОУ «СОШ № 19»

 e-mail:sobeshikova2012@yandex.ru

« Здоровье – не все, но все без здоровья ничто»

Сократ

Здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками десять или двадцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. В связи с этим встаёт острая проблема – сохранения здоровья наших детей.

«Здоровье» – это нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С.И. Ожегова). Оно состоит из нескольких компонентов:

  • соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания;
  • физическое – уровень роста и развития органов и систем организма;
  • психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта;
  • нравственное – комплекс характеристик мотивационной и информативной сферы жизнедеятельности

         Математика – один из основных предметов школы. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья детей. Общеизвестно также, что именно затруднения в изучении математики часто являются причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, ведущих к снижению адаптивных возможностей организма, а, следовательно, к снижению качества здоровья.

         Всем известно, что миром правят числа.  Практически всё, что нас окружает,  можно описать с помощью чисел, а, следовательно, совместить с математикой. На своих уроках я стараюсь создать условия для формирования здоровой личности обучающихся. Перед собой ставлю следующие задачи:

 - увеличить двигательную активность обучающихся  на уроке;

 - включить в процесс обучения  задачи  с валеологическим содержанием;

 - учитывать  возможности детей, их индивидуальные особенности на уроках.

         Для  того, чтобы увеличить двигательную активность обучающихся, провожу динамические паузы, о роли которых для сбережения здоровья уже немало сказано. Вообще, все динамические паузы можно разделить на две группы. К первой относятся физкультурные минутки, которые связаны с выполнением физических упражнений и  не связаны по содержанию с процессом обучения математике. Ко второй группе - упражнения, которые  организуют процесс усвоения учебных знаний: например, пересчёт предметов, движение руками, головой с целью изображения геометрических фигур, чисел, эстафеты по решению примеров и т.п. Например, если мной предложен верный ответ, наклон  головы  влево, неверно - вправо.

 На мотивационных этапах уроков я использую развивающие игры, например игра «Ушки на макушке!». Идея игры заключается в том, чтобы верно  отреагировать на названное учителем число. Игровые  действия состоят в том, чтобы быстро, услышав число,  либо хлопнуть, либо топнуть.

Для решения второй задачи стараюсь связать изучаемый материал с какими-либо сведениями о здоровье, о приборах, применяемых в медицине, о нормальных показателях здоровья. В курсе математики 5 - 6 класса очень много тем, к которым можно это применить, например, изучая тему «Шкалы и координаты», говорим о тонометре и нормальном давлении, о термометре и нормальной температуре тела человека, об оптимальной температуре воздуха в классе, и т.д.; при изучении темы «Проценты» говорим  о процентном соотношении факторов, влияющих на здоровье; при изучении отрицательных и положительных чисел о роли отрицательных и положительных эмоций. Задачу, которая содержит сведения о правильном питании, рациональном режиме дня, о качественном и количественном содержании витаминов в том или ином продукте  можно увязать с многими изучаемыми  темами. На этапе устного счета кодирую слова, например, название полезного продукта, режимного момента. Таким образом, дети в ненавязчивой форме узнают или закрепляют  знания о здоровом образе жизни.

 Известно, что далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Решая третью задачу, на своих уроках организую   работу в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик, может  чувствовать  поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.

Считаю, что несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся.

Список использованных источников

  1. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2004.
  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волонтерское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков

Волонтерское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков...

Методическая разработка «Формирование здорового образа жизни у подростков»

Методическая разработка.Формирование здорового образа жизни у подростков....

Программа по профилактике правонарушений и формированию здорового образа жизни "Навстречу подростку"

Создание оптимальных условий по предотвращению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, и в преодолении  зависимости от алкогольных напитков и наркотиков. Снижение уровня агрессивн...

Формирование здорового образа жизни младших школьников

Материал презентации рекомендован для педагогического коллектива ОУ...

СТАТЬЯ: формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры и привлечение подростков к занятиям физической культурой

Привлечение подростков к занятиям физической культурой как психолого-педагогическая проблемаФизическая культура создает фундамент для полноценного развития подростков, так как содержание предмета напр...

Статья "Советы подросткам и их родителям «Формирование здорового образа жизни у подростков»"

Советы подросткам и их родителям«Формирование здорового образа жизни у подростков»Педагог дополнительного образования ГБОУ школы №258 с углубленным изучением физики и химии Колп...