Уравнение касательной к графику функции
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме

Салпанова Наталья Леонидовна

Сценарий урока « Уравнение касательной к графику функции»

Предмет: математика, урок-закрепление

Тема: Уравнение касательной к графику функции

Продолжительность:  2 урока по 40 минут

Класс: 10

Технологии: презентации на разных этапах урока

Необходимое оборудование: компьютерный класс (в расчёте – 1 ноутбук на 2 человека), мультимедиапроектор, экран.

 

Описание урока:

Цель: Формирование навыков составления уравнения касательной к графику функции.

Задачи:

1.     Систематизировать навыки применения геометрического и физического смысла производной.

2.     Закрепить такие понятия, как «угловой коэффициент касательной», «тангенс угла наклона касательной к положительному направлению оси ОХ», значение производной в точке касания».

3.     Продолжить развивать навыки вычисления производных с использованием формул и правил дифференцирования.

 

Тип урока: закрепление ранее изученного материала.

Форма проведение: урок-игра, деловая игра «Коммерсант».

2 урок по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uravnenie_kasatelnoy_.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока « Уравнение касательной к графику функции»

Предмет: математика, урок-закрепление

Тема: Уравнение касательной к графику функции

Продолжительность:  2 урока по 40 минут

Класс: 10

Технологии: презентации на разных этапах урока

Необходимое оборудование: компьютерный класс (в расчёте – 1 ноутбук на 2 человека), мультимедиапроектор, экран.

Описание урока:

Цель: Формирование навыков составления уравнения касательной к графику функции.

Задачи:

  1. Систематизировать навыки применения геометрического и физического смысла производной.
  2. Закрепить такие понятия, как «угловой коэффициент касательной», «тангенс угла наклона касательной к положительному направлению оси ОХ», значение производной в точке касания».
  3. Продолжить развивать навыки вычисления производных с использованием формул и правил дифференцирования.

Тип урока: закрепление ранее изученного материала.

Форма проведение: урок-игра, деловая игра «Коммерсант».

2 урок по данной теме.

  1. Организационный момент урока (тема, цели, условия игры). Ребятам предлагается почувствовать себя в роли работодателей (создающих свою фирму) и устраивающихся на работу.
  2. 1 этап «Создание фирмы».

Каждому директору фирмы выдаётся таблица «Учёт капитала», где в течение всего урока буде вестись мониторинг достижений данной группы учащихся. В таблице прописаны все этапы урока.

Капитал фирмы

Этапы

Сумма

Создание фирмы (зарабатывают директора фирм – 2000 р)

Начальный капитал (выбирают задание стоимостью от 1000 р до 3000 р)

Получение гранта (1 – ставка одна – 1000 р, получает первая выполнившая и объяснившая, 2 – делают ставку от 1000 р до 3000 р, решив, объясняют, возвращают в двойном размере)

1

2

Конкуренция (дают задание, соперники выбирают стоимость, успешное выполнение даёт 50% от стоимости задания) 

Выгодный контракт (представитель работает за компьютером, успешная работа – 1000 руб)

Место в бизнесе («Своя игра»)

Итого

Директора фирм занимают своё место, решают задание, подтверждая свой статус директора. На эту роль выбираются наиболее подготовленные обучающиеся. Задания для них  подобраны   повышенного уровня, позволяющие  проверить  системные знания по данной теме.

  1. Составьте уравнение той касательной  к графику функции у = f(х), которая образует с осью   ОХ заданный угол , если   f(х) =  ,  α.
  2. Составьте уравнение той касательной  к графику функции у = f(х), которая образует с осью   ОХ заданный угол , если   f(х) =  ,  α.

Остальные сидят за компьютером по 2 человека, идёт работа в парах. Проверка домашнего задания и устный счёт сопровождается учителем, повторение теории проводится самостоятельно.

- проверка домашнего задания с помощью (презентация «Проверка домашнего задания»);

- устный счёт «Нахождение производных» (презентация «Устный счёт»);

- повторяют теорию «Уравнение касательной» (презентация «Уравнение касательной»).

В это время  идёт проверка выполненных заданий у директоров фирм.

Кто повторил теорию, самостоятельно  выбирает созданную директором фирму, проходит к директору  для поступления на работу. Директора ведут приём  к себе на работу с помощью собеседования по теории урока.

Те,  кто прошёл собеседование, занимают место за столом, обозначенным логотипом данной фирмы, и выполняют задание по учебнику -  №43.3(б), 43.7(б), 43.8(а) (геометрический смысл производной).

Постепенно фирма заполняется сотрудниками, директора присоединяются к ним. Проводится самопроверка выполненных заданий.

  1. 2 этап «Начальный капитал».

Задания  по учебнику, указана стоимость  товара.

№43.14(г)   - 1000 рублей

№43.12(а)   - 2000 рублей

№43.22(б)   - 3000 рублей

Каждая фирма выбирает себе задание (стоимость соответствует уровню сложности)

Выполнили задание – заработали деньги, не выполнили – ничего не приобрели, ничего не потеряли.

Решения обсуждаем все вместе, вслух.

  1. 3 этап «Получение гранта».
  1. Предлагается ставка 1000 рублей.

Составьте уравнение касательной к графику функции у = f(х)  в точке с абсциссой х = а, если

f(х) = ,    а = 2.

Выполняют все фирмы одновременно, первая выполнившая фирма объясняет решение. Если  решение без замечаний – получают 1000 рублей. Решение с  замечаниями – 1000 рублей уходит фирме, сделавшей замечание.

  1. Далее   - ставку делают сами. Выполнили задание правильно – вернули деньги в двойном размере, не выполнили задание – потеряли деньги.

№43.29 (а)       (б)       (в)       (г)  (каждой фирме – своя буква).

Решив, оформляют на доске решение.

Идёт взаимопроверка решений.

  1. 4 этап  «Конкуренция».

Выставляют на торги свою продукцию разной стоимости и сложности (заранее подготовленные задания по теме, после  проведения совместного анализа их,  обсуждений  и оценивания) . (1000 руб, 2000 руб, 3000 руб).   Фирмы распределены  следующим образом: 1 - 2, 2 – 3, 3 – 4, 4 – 1.

Если конкуренты решили  предлагаемое задание – фирма получает 50% от стоимости заказа.

В это время от фирмы по 1 человеку отправляются в командировку для заключения выгодного контракта (презентация «Геометрический смысл производной»). Выполнил без ошибок – фирма получает 1000 рублей.

  1. 5  этап «Место в бизнесе»

Итоги урока подводятся в форме игры «Своя игра».

Три категории:

  1. Формулы и правила дифференцирования.
  2. Физический смысл производной.
  3. Геометрический смысл производной.

200 р     300 р     500 р   в каждой категории.

  1. 200 р – найти производную функции у = 2х -  - х6.

300 р – чему равно значение производной функции  у = 4х  в точке х = 1?

500 р – при каком х  значение производной функции у = (2х + 1)(3х – 6)   равно 3?

  1. 200 р – найдите скорость изменения функции  у =   в точке  х0 = 9.

300 р – тело движется согласно закону х(t) = t3 – t4 – 19. Найдите скорость движения тела в момент t0 = 2.

500 р – при каких значениях аргумента скорость изменения функции f(х) = 2х + 1 равна скорости изменения функции g(х) = 3х2 + 5х – 6?

  1. 200 р – Чему равен угловой коэффициент касательной, проведённой к графику функции у = х4 – 8х3   в точке  с абсциссой  х = 0?

300 р – Найдите тангенс угла наклона к графику функции у = Cos23x – Sin23x, х0 = .

500 р - Какой угол  образует с осью  х касательная, проведённая к графику функции у = 4 + х2, в точке с абсциссой х = ?

  1. Подведение итогов, подсчёт капитала.  Сотрудники фирмы, которая смогла  не только выстоять в конкуренции, но и значительно повысить свой капитал, получают за урок оценку «5», второе место – оценку «4».

Ещё раз акцентируется внимание на теории: геометрический смысл производной, угловой коэффициент касательной, уравнение касательной, алгоритм составлении уравнения касательной. Обращается внимание на содержание данной темы в заданиях В8 ЕГЭ по математике (выход на сайт открытого банка заданий ЕГЭ – mathege.ru).

Обратная связь

Синие карточки – чувствовал себя комфортно, было легко, справился со всеми заданиями.

Зелёные карточки – было не всегда легко, с некоторыми заданиями не справился.

Красные карточки – было трудно, с заданиями справлялся лишь с посторонней помощью.

  1. Домашнее задание:

№43.8 (б)

№43.31 (а)

№43.30 (а)

№43.43 (а)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о производной функции, её геометрический и физический смысл. Уравнение касательной к графику функции

В данной методической разработке рассматривается введение понятия производной, ее геометрического и физического смысла. Разбираются примеры и весь материал базируется на применении презентации....

Тема 30. УРАВНЕНИЕ КАСАТЕЛЬНОЙ К ГРАФИКУ ФУНКЦИИ. Теория. Ключевые методы решения задач.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...

Тема 31. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ № 30: "УРАВНЕНИЕ КАСАТЕЛЬНОЙ К ГРАФИКУ ФУНКЦИЙ".

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...

Решение учебно-тренировочных задач ЕГЭ по теме: «Уравнение касательной к графику функции».

Открытый урок по программе: «Профессиональное развитие и методический коучинг учителей РТ» (Сингапурская методика)...

конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе "Уравнение касательной к графику функции"

Конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе "Уравнение касательной к графику функции"...

Методическая разработка урока "Уравнение касательной к графику функции"

Урок по теме "Геометрический смысл производной" для студентов 1 курса СПО.Урок продолжительностью 90 минут с применением динамических моделей, созданных в программе GeoGebra, он-лайн тестиро...