Методическая разработка урока "Уравнение касательной к графику функции"
план-конспект урока по алгебре (10, 11 класс) на тему

Урок по теме "Геометрический смысл производной" для студентов 1 курса СПО.

Урок продолжительностью 90 минут с применением динамических моделей, созданных в программе GeoGebra, он-лайн тестирования на сайте www.решуЕГЭ.рф .

На уроке предусмотрено решение примеров на повторение темы"Уравнение прямой на плоскости", решение упражнений по нахождению углового коэффициента касательной, решение КИМов ЕГЭ по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение города Москвы

«Московский издательско-полиграфический колледж

имени Ивана Федорова»

(ГБПОУ МИПК им. И. Федорова)

Методическая разработка занятия

«ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПРОИЗВОДНОЙ»

ОУД.04 МАТЕМАТИКА

для специальности 42.02.02Издательское дело

Преподаватель: Ромбах О.Б.

2017

Специальность

Издательское дело

Дата

февраль

Тема

Геометрический смысл производной

Ф.И.О. преподавателя

Ромбах О.Б.

Актуальность использования ТСО

Визуализация материала, красота построения чертежа, экономия времени на уроке, наглядность объяснения материала с помощью динамических моделей

Дидактическая цель

Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут знать геометрический смысл производной, формулы для вычисления углового коэффициента касательной, уравнение касательной , проведенной в данной точке,  к функции, будут уметь находить угловой коэффициент касательной по графику и по формуле, будут уметь оперировать математическими  понятиями по этой теме

Задачи занятия

образовательная

воспитательная

развивающая

Изучить формулу, задающую угловой коэффициент касательной, формулу уравнения касательной,  научиться оперировать формулами при построении касательной и написании ее уравнения, научиться определять угловой коэффициент касательной по графику функции и по формуле, задающей функцию

Создание на уроке условий, обеспечивающих воспитание аккуратности и внимательности при работе с чертежами, способствование развитию творческого отношения к учебной деятельности, организация ситуаций, акцентирующих формирование сознательной дисциплины при работе, способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности

Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнение, делать необходимые выводы

Содействовать развитию умений применять полученные знания в типовых условиях

Способствовать развитию абстрактного, логического,  мышления

Вид занятия

Урок усвоения новых знаний

Используемые методы

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, приучения и упражнения

Внутрипредметные  связи

Функции, их свойства и  графики. Производная, вычисление производной, уравнение прямой на плоскости

Методическое оборудование занятия

Учебник, тренажер по вычислению производных раздаточный материал для устного счета и для решения КИМов ЕГЭ по теме, презентация «Геометрический смысл производной», динамические чертежи в программе GeoGebra

Студент должен:

знать

уметь

формулу, задающую угловой коэффициент касательной, формулу уравнения касательной, геометрический смысл производной

оперировать формулами при построении касательной и написании ее уравнения, определять угловой коэффициент касательной по графику функции и по формуле, задающей функцию

Термины и понятия

Секущая, касательная, угловой коэффициент прямой, угловой коэффициент касательной, уравнение касательной.


Организационная структура занятия

Учебный элемент

Учебный материал с указанием задания

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

I. 3мин

Организационный момент.

Проверка присутствующих, подготовка к работе

Подготовка рабочего места

II.5 мин

Проверка домашнего задания

Разбор на доске примеров из д.р., вызвавших затруднение

III.

10 мин

Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний .Актуализация опорных знаний, умений и навыков по данной теме.

  1. Вычисление производных- устный счет
  2. Работа с раздаточным материалом: повторение темы «Уравнение прямой на плоскости» https://www.geogebra.org/m/DEq3G89v

1.Тренажер по производным

2. Динамический чертеж в GeoGebra «уравнение прямой»

3. Приложение 1:упражнения на уравнение прямой

1.Устная работа по рядам, фронтальный опрос по вычислению производных

2. Работа по образцу, самопроверка

V.

5 мин

Изучение (формирование, закрепление и совершенствование умений, навыков, ОК, ПК)

  1. Мотивация обучения.
  • Презентация1: уравнение касательной производство, жизнь
  1. Постановка цели и задач урока:

 Установить связь между производной и касательной к графику функции в произвольной точке. Изучить формулу, задающую угловой коэффициент касательной, формулу уравнения касательной,  научиться оперировать формулами при построении касательной и написании ее уравнения, научиться определять угловой коэффициент касательной по графику функции и по формуле, задающей функцию

VI.

10 мин.

  1. Объяснение нового материала.

  • Презентация2 Геометрический смысл производной

Работа с презентацией. Помощь в заполнении конспекта, визуальный контроль.

Формулируют определение, записывают алгоритм, участвуют в беседе

VII.

5 мин.

Первичное закрепление изученного.

  • Решение упражнений устно. Мордкович  «Алгебра и начала математического анализа» 10-11 класс, задачник (базовый уровень) стр. 89, 29.1-29.2

Решение примеров по учебнику (коллективное решение)

VIII.

15 мин.

Закрепление знаний и способов деятельности

  • Решение упражнений на нахождение углового коэффициента касательной и угла наклона стр. 90, 29.4-29.9(1)

Контроль за правильностью решения и оформления.

Выполнение заданий на доске

Сильные студенты решают задания КИМ, результат проверяют у преподавателя

IX.

20мин.

Обобщение и систематизация знаний

  • Решение заданий КИМов ЕГЭ по данной теме.  

Помощь в решении упражнений

Работа по шаблону с последующей самопроверкой

X.

10мин.

Контроль и самоконтроль знаний

Решение тестов он-лайн на сайте www.решуЕГЭ.рф

Преподаватель сообщает студентам  номер заранее сформированного теста на сайте, после выполнения оценки  выводятся на доску и комментируются ошибки

Студенты заходят на сайт под своим логином и паролем и выполняют задание

XI.

2 мин

Домашнее задание: стр.90 29.4-29.9(2), для сильных студентов: продолжить работу по карточке (КИМ В14)

Инструктаж по дз

 XI.

5 мин.

Подведение итогов урока.

Оцените свою работу на уроке:  что у вас получилось легко, что нет

Фронтальный опрос


Литература:

  1. Мордкович  «Алгебра и начала математического анализа» 10-11 класс, задачник (базовый уровень) изд. М: «Мнемозина», 2014г.
  2. Ларин С.В. «Компьютерная анимация в среде GeoGebra на уроках математики», учебн. пособие.—Ростов-на-Дону: Легион, 2015 г.
  3. www.решуЕГЭ.рф

приложение1

Уравнение прямой на плоскости.

y=kx+b

k- угловой коэффициент прямой, показывает угол наклона прямой к положительному направлению оси OX

b- показывает точку пересечения графика функции с осью OY.

           

k>0; b>0                                                                              k<0; b>0

       

  1. Написать уравнение прямой , если:

  1. Написать уравнения трех различных прямых, параллельных  прямой  
  2. Написать уравнение прямой, проходящей через данную точку с заданным угловым коэффициентом

  • А(-3;5),
  • B(2;3),


  1. По данному графику определить числовые значения b и k

                   

                 

Приложение 2

Геометрический смысл производной, касательная

1. B 9 № 27485. Прямая http://reshuege.ru/formula/ce/ce58d46c5d27ef6c053f03c697667beap.pngпараллельна касательной к графику функции http://reshuege.ru/formula/5f/5f65b24ab9503ea5d55172207dc966a1p.png. Найдите абсциссу точки касания.

2. B 9 № 27486. Прямая http://reshuege.ru/formula/9c/9c47422980919ac63a9b21b14feadb6ap.pngявляется касательной к графику функции http://reshuege.ru/formula/f7/f7f6681755b39e1ec8dfe2b390fb905ap.png. Найдите абсциссу точки касания.

3. B 9 № 27503. На рисунке изображён график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.

http://reshuege.ru/get_file?id=5535

4. B 9 № 27504. На рисунке изображён график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.

http://reshuege.ru/get_file?id=5533

5. B 9 № 27505. На рисунке изображён график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.

http://reshuege.ru/get_file?id=5532

6. B 9 № 27506. На рисунке изображён график функции y=f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.

http://reshuege.ru/get_file?id=5528

7. B 9 № 40129. На рисунке изображен график функции y=f(x). Прямая, проходящая через начало координат, касается графика этой функции в точке с абсциссой 8. Найдите f'(8).

http://reshuege.ru/get_file?id=6576

8. B 9 № 40130. На рисунке изображен график производной функции http://reshuege.ru/formula/50/50bbd36e1fd2333108437a2ca378be62p.png. Найдите абсциссу точки, в которой касательная к графику http://reshuege.ru/formula/7c/7c1c9491ba7c6e8d6d2cfa82e39b22cap.pngпараллельна прямой http://reshuege.ru/formula/2a/2a0b857510c0f2b2631af9e06da84248p.pngили совпадает с ней.

http://reshuege.ru/get_file?id=6105

9. B 9 № 40131. На рисунке изображен график производной функции http://reshuege.ru/formula/50/50bbd36e1fd2333108437a2ca378be62p.png. Найдите абсциссу точки, в которой касательная к графику http://reshuege.ru/formula/7c/7c1c9491ba7c6e8d6d2cfa82e39b22cap.pngпараллельна оси абсцисс или совпадает с ней.

http://reshuege.ru/get_file?id=6106

10. B 9 № 119972. Прямая http://reshuege.ru/formula/92/9276f17c5e34a4bda9cfa02bc730a78ap.pngявляется касательной к графику функции http://reshuege.ru/formula/df/df187faeb1f0dfea3709189c841dc54bp.png. Найдите http://reshuege.ru/formula/0c/0cc175b9c0f1b6a831c399e269772661p.png.

11. B 9 № 119973. Прямая http://reshuege.ru/formula/22/2259560b226a72ef9b6aead9686f770fp.pngявляется касательной к графику функции http://reshuege.ru/formula/0f/0fc053b2b525b2029d2c491b17630a5ap.png. Найдите http://reshuege.ru/formula/92/92eb5ffee6ae2fec3ad71c777531578fp.png, учитывая, что абсцисса точки касания больше 0. 

12. B 9 № 119974. Прямая http://reshuege.ru/formula/0c/0c0df81d507eed545ef5e15f254b6769p.pngявляется касательной к графику функции http://reshuege.ru/formula/61/6194e8c8f4d48200b65689062b805f41p.png. Найдите http://reshuege.ru/formula/4a/4a8a08f09d37b73795649038408b5f33p.png

13. B 9 № 317539. На рисунке изображён график функции http://reshuege.ru/formula/7c/7c1c9491ba7c6e8d6d2cfa82e39b22cap.pngи восемь точек на оси абсцисс: http://reshuege.ru/formula/aa/aa687da0086c1ea060a8838e24611319p.png, http://reshuege.ru/formula/87/8732099f74d777a67257cb2f04ead3d8p.png, http://reshuege.ru/formula/28/28c5eac946471f68eefb01f7a53b1844p.png, http://reshuege.ru/formula/3b/3bde5c71067f2d0732e27d1598d0e3f1p.png, http://reshuege.ru/formula/96/96633bb730e5b646bb4cde4a0398ff84p.png. В скольких из этих точек производная функции http://reshuege.ru/formula/50/50bbd36e1fd2333108437a2ca378be62p.pngположительна?

b8_1_plus_101.0.eps

14. B 9 № 317540. На рисунке изображён график функции http://reshuege.ru/formula/7c/7c1c9491ba7c6e8d6d2cfa82e39b22cap.pngи двенадцать точек на оси абсцисс: http://reshuege.ru/formula/aa/aa687da0086c1ea060a8838e24611319p.png, http://reshuege.ru/formula/87/8732099f74d777a67257cb2f04ead3d8p.png, http://reshuege.ru/formula/28/28c5eac946471f68eefb01f7a53b1844p.png, http://reshuege.ru/formula/3b/3bde5c71067f2d0732e27d1598d0e3f1p.png, http://reshuege.ru/formula/bd/bd18434a3a9d2cf410cdbdd6ae7c0487p.png. В скольких из этих точек производная функции http://reshuege.ru/formula/50/50bbd36e1fd2333108437a2ca378be62p.pngотрицательна?

 

b8_1_minus_101.0.eps

15. B 9 № 317543. На рисунке изображен график функции http://reshuege.ru/formula/7c/7c1c9491ba7c6e8d6d2cfa82e39b22cap.pngи отмечены точки −2, −1, 1, 2. В какой из этих точек значение производной наибольшее? В ответе укажите эту точку.

b8_3_min.100.eps


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ромбах О.Б., преподаватель ГБПОУ «МИПК им.И.Федорова»

Слайд 2

А В Прямая, пересекающая кривую в двух точках и более точках, называется секущей. Прямая, имеющая с кривой единственную общую точку, называется касательной.

Слайд 3

I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Слайд 4

Постановка задачи : Пусть функция y=f(x) определена и непрерывна на некотором интервале . Дана точка 1. Найти угловой коэффициент касательной, проведенной к данной кривой в точке 2. Написать уравнение этой касательной.

Слайд 5

Проведем MM 0 - секущую и найдем ее угловой коэффициент k , зная координаты точек M и M 0

Слайд 6

Пусть Секущая изменяет свое положение и превращается в касательную, т.е касательная-это предельное положение секущей.

Слайд 7

. Геометрический смысл производной

Слайд 8

Геометрический смысл производной: Производная от функции в данной точке равна угловому коэффициенту касательной, проведенной к графику функции в этой точке.

Слайд 9

« Если продолжить одно из маленьких звеньев ломаной, составляющей кривую линию, то эта продолженная таким образом сторона будет называться касательной к кривой.» Геометрический смысл производной:

Слайд 10

Дана функция и точка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

https://youtu.be/HzLrOxkI4cs

Слайд 4

https://www.youtube.com/watch?v=HzLrOxkI4cs

Слайд 12

По этому QR- коду вы сами можете сделать тех красивых бабочек, которых вы видели вначале.



Предварительный просмотр:

Уравнение прямой на плоскости.

y=kx+b

k- угловой коэффициент прямой, показывает угол наклона прямой к положительному направлению оси OX

b- показывает точку пересечения графика функции с осью OY.

           

k>0; b>0                                                                              k<0; b>0

       

  1. Написать уравнение прямой , если:

  1. Написать уравнения трех различных прямых, параллельных  прямой  
  2. Написать уравнение прямой, проходящей через данную точку с заданным угловым коэффициентом

  • А(-3;5),
  • B(2;3),

  1. По данному графику определить числовые значения b и k

                   

                 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Построение графиков функций y = f(x + l)".

Построение графиков функций y= f(x+ l), если известен график функции у=f(х).Цель:Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний о построении графиков функций y= f(x+ l)...

Понятие о производной функции, её геометрический и физический смысл. Уравнение касательной к графику функции

В данной методической разработке рассматривается введение понятия производной, ее геометрического и физического смысла. Разбираются примеры и весь материал базируется на применении презентации....

Методическая разработка по теме урока "Графики функций" (7 класс)

Методическая разработка по теме урока "Графики функций"(конспект, презентация)...

Уравнение касательной к графику функции

Сценарий урока « Уравнение касательной к графику функции»Предмет: математика, урок-закреплениеТема: Уравнение касательной к графику функцииПродолжительность:  2 урока по 40 минутКласс: 10Технолог...

Тема 30. УРАВНЕНИЕ КАСАТЕЛЬНОЙ К ГРАФИКУ ФУНКЦИИ. Теория. Ключевые методы решения задач.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...

Тема 31. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ № 30: "УРАВНЕНИЕ КАСАТЕЛЬНОЙ К ГРАФИКУ ФУНКЦИЙ".

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...

Решение учебно-тренировочных задач ЕГЭ по теме: «Уравнение касательной к графику функции».

Открытый урок по программе: «Профессиональное развитие и методический коучинг учителей РТ» (Сингапурская методика)...