Конспект урока по алгебре 7 класс "Сложение и вычитание многочленов"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) по теме

Урок изучения нового материала по технологии ОЧС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

  Семенова Наталья Николаевна

учитель математики

МБОУ «Комсомольская СОШ»

  Тамбовского района

Урока ознакомления с новым материалом

(Алгебра 7 класс)

        Тема: «Сложение и вычитание многочленов»

        Цель: формирование коммуникативных, личностных, регулятивных УУД.

Задачи:

- формировать знания о правилах сложения и вычитания многочленов и умения применять их в простейших ситуациях;

- развивать умения сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, делать выводы;

- воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

Оборудование: таблица «Раскрытие скобок»; набор карточек для самостоятельного изучения темы; оценочные листы; карточки с кроссвордами; портреты математиков; карточки для устной работы; плакат с правилом заключения в скобки.

Структура урока:

  1. Оргмомент. Постановка цели урока (2 мин.)
  2. Подготовка к изучению нового материала. (10 мин.)
  3. Ознакомление с новым материалом (15 - 20 мин.)
  4. Первичное осмысление и применение изученного (10 - 5 мин.)
  5. Подведение итогов урока(6 мин.)
  6. Постановка домашнего задания (2 мин.)

Ход урока

  1. Постановка цели урока.

Проверка подготовленности классного помещения к уроку.

Сегодня мы продолжим изучать тему «Многочлены». Пока, вы только знаете определение многочлена, умеете, приводить многочлен к стандартному виду, и умеете определять степень многочлена. Далее нам предстоит рассмотреть вопрос о том, как складывать и вычитать многочлены. Запишите тему урока: «Сложение и вычитание многочленов».

  1. Подготовка к изучению нового материала.

I. Для того чтобы вы могли успешно работать далее, повторим некоторые вопросы теории в ходе разгадывания кроссворда.  

   


1. Сумма одночленов.

2. Знак разности.

3. Слагаемые многочлена, в которых коэффициенты

различные, а буквенная часть одинаковая.

4. Знак суммы.

5. …многочлена стандартного вида – это

наибольшая из степеней входящих в него одночленов.

Взаимопроверка, выставление оценок.

------------------------------------------------------------------------  

6.Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+»?

7. Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «-»?

II. А теперь сосредоточьтесь и покажите, как вы владеете практическими навыками. Работаем устно.

Устные упражнения:

        1. Раскройте скобки:          а) (х - у) + (- а + b);

                                                         б) (а - b) – (с - d).

        2. Приведите подобные члены многочлена:

                                                         а) 45а – 12b + 16а;

                                                         б) а3 – 3а + b + 2b – 2а3;    

                                                         в) аb – 3с + 1,5аb +5с.

        3. Ученик в процессе приведения подобных членов многочлена получил следующие

                 результаты:                  

                                                                       

а)

15

- 3х3

+ 5х2

- 9х

б)

-2m4

+ 1

– m2

– m5

– m3

в)

+ 3

– 4х2

+ 5 х4

– х3

        Учитель подчеркнул ответ и поставил знак вопроса, хотя подобные были приведены правильно.

        Почему был подчёркнут ответ? В каком виде его следует записать?            

  1. Ознакомление с новым материалом

Ребята, сейчас перед вами лежит огромная ответственность. Вам предстоит изучить новую тему, и от того, как вы поработаете, будут зависеть ваши дальнейшие успехи и успехи ваших товарищей.

Внимательно изучите содержание лежащей перед вами карточки и выполните по образцу предложенное вам задание. Кому будет трудно, поднимите руку, я подойду и мы разберёмся вместе. После окончания работы над карточкой представитель от каждой группы выйдет к доске и объяснит остальным содержание своей карточки, а остальные учащиеся должны сделать соответствующие записи в тетради и по ходу объяснения задать вопросы, если возникнет необходимость.

(учащиеся работают в группах по карточкам; учитель по необходимости помогает детям)

Обучающая карточка №1

Тема: «Сложение и вычитание многочленов»

Сложение многочленов

Алгоритм действий:

  1. составить сумму многочленов;
  2. раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+»;
  3. привести подобные члены в полученном многочлене.

Пример.  Сложите многочлены 5х2 + 7х – 9 и – 3х2 – 6х + 8.

(5х2 + 7х – 9) + (– 3х2 – 6х + 8) =2 + 7х – 9 – 3х2 – 6х + 8 = 2х2 + х – 1.         

 Задание. Сложите многочлены:   2а3 – 5а + 5 и а3 – 4а – 2.

Обучающая карточка №2

Тема: «Сложение и вычитание многочленов»

Вычитание многочленов

Алгоритм действий:

1)   составить разность многочленов;

  1. раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «-»;
  2. привести подобные члены в полученном многочлене.

Пример.  Выполните вычитание многочленов  5х2 - х +8 и 2х2 – 7х -1.

                           

(5х2 - х +8) - (2х2 – 7х -1) = 5х2 - х +8 - 2х2 + 7х +1 =  3х2 + 6х + 9.

Задание. Выполните вычитание многочленов:  2а3 – 5а + 5 и а3 – 4а – 2.

     

                                                                                               

Обучающая карточка №3

Тема: «Сложение и вычитание многочленов»

Представление многочлена в виде суммы многочленов (обратная задача)

 Правило:  Чтобы заключить выражение в скобки, перед которыми требуется поставить знак «+», надо записать внутри скобок все члены выражения с теми же знаками.

Пример. Представьте многочлен 5х3 – х2 – 7х + 2 в виде суммы, каких – ни будь двух                 двучленов.    

1 сп. 5х3 – х2 – 7х + 2 = (5х3 – х2 ) + ( – 7х + 2).

2 сп. 5х3 – х2 – 7х + 2 = (– х2 – 7х) + (5х3 + 2).

Задание. Представьте многочлен в виде суммы, каких – ни будь двух двучленов (любым, одним способом): х3 – 2х2 – 3х + 5.

    Обучающая карточка №4

Тема: «Сложение и вычитание многочленов»

Представление многочлена в виде разности многочленов (обратная задача)

 Правило: Чтобы заключить выражение в скобки, перед которыми требуется поставить знак «-», надо записать внутри скобок все члены выражения с противоположными знаками.

Пример. Представьте многочлен 5х3 – х2 – 7х + 2   в виде разности, каких – ни будь двух двучленов.    

1 сп.  5х3 – х2 – 7х + 2  = (5х3 – х2 ) - (  7х - 2).

2 сп.  5х3 – х2 – 7х + 2  = (– х2 + 2) - ( - 5х3 + 7х).

Задание. Представьте многочлен в виде суммы, каких – ни будь двух двучленов (любым, одним способом):   х3 – 2х2 – 3х + 5.

                               

Четыре ученика готовят необходимые записи на доске для объяснения нового материала и объясняют его.  

Самооценка. Выставление оценок.

  1. Первичное осмысление и применение изученного

             I. А сейчас я хочу проверить, как остальные ребята поняли своих товарищей. Четверо учащихся    по очереди на доске выполняют задания:   (остальные решают вместе с ними в тетради)

  1. Сложите многочлены: 2х2 + 3х и – х + 4.
  2. Выполните вычитание многочленов: 2х2 +3х и – х + 4.
  3. Представьте многочлен в виде суммы двух двучленов: 3а4 +2а3 + 5а2 – 4.
  4. Представьте многочлен в виде разности двух двучленов: – 5у4 +4у3 +3у2 – 2у.

                   (остальные решают вместе с ними в тетради)

 II. Самостоятельная работа с самопроверкой. Выставление оценок.

Вариант 1 - № 637 б); г).  № 656 а).  № 657 б).

Вариант 2 - № 637 в); е).  № 656 б).  № 657 а).

 

  1. Подведение итогов урока

I. Велика роль многочленов в математике. Многочлены являются довольно простыми функциями, которые легко дифференцировать и интегрировать. Теперь задумайтесь над таким фактом. Сложение, вычитание, умножение (умножение многочленов мы будем рассматривать несколько позже) всегда возможно, и результатом выполнения этих операций всегда будет многочлен. То есть, многочлены ведут себя как целые числа.

В области многочленов работали такие известные математики как  К.Ф.Гаусс – немецкий математик, Э.Безу – французский математик, П.Л.Чебышев.

        

II. Выставление оценок из оценочного листа

 

Кроссворд

(от 0 до 5 баллов)

Работа с обучающей карточкой

(от 0 до 3 баллов)

Самостоятельная работа

(от 0 до 4 баллов)

Итого:

Оценка за урок:

«5» - от 11 и выше баллов

«4» - от 8 до 10 баллов

«3» - от 5 до 7 баллов

   

  1. Постановка домашнего задания

Учитель комментирует домашнее задание:

         п.24. № 639 – на «3»;    № 635 – на «4»;   № 799 – на «5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 класс Алгебра Сложение и вычитание многочленов

7 класс Алгебра Сложение и вычитание многочленов...

Конспект урока по алгебре 7 класс "Умжение одночлена на многочлен"

Презентация урока «Умножение одночлена на многочлен». Урок разработан с использованием ЭОР. Материал предназначен для обобщения и систематизации знаний учащихся по данной теме и предполагает вып...

Конспект урока по теме: "Сложение и вычитание многочленов. Вынесение общего множителя за скобки"

Тема урока: "Сложение и вычитание многочленов. Вынесение общего множителя за скобки"Цель: подготовиться к контрольной работе по теме.Задачи:Образовательные: знать технологию сложения и вычитания много...

Презентация урока алгебры "Сложение и вычитание многочленов"

Данный материал используется в 7 классе на уроке алгебры, позволяющий закрепить и систематизировать знания по данной теме....

Конспект урока по алгебре для 7 класса на тему: "Сложение и вычитание многочленов"

Конспект урока изучения нового материала по теме "Сложение и вычитание многочленов". Актуализируя полученные ранее знания, формулируем новыу тему и составляем алгоритм, по которому будем про...

конспект урока по алгебре 7 класс "Сложение и вычитание многочленов"

конспект урока по алгебре 7 класс "Сложение и вычитание многочленов"...