РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА УСЛОВИЙ, обеспечивающих развитие устойчивого интереса учащихся к математике
статья по алгебре по теме

Обобщение опыта работы по реализации различных условий для формирования интереса к математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_interesa_k_matematike.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         Феофилактова Татьяна Николаевна

                                                                                          учитель математики муниципального

                                                                                          общеобразовательного учреждения

                                                                                          средней общеобразовательной школы

                                                                                        №2 ст. Калининской

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА УСЛОВИЙ, обеспечивающих развитие устойчивого интереса учащихся к математике

      Математика относится к тому роду занятий, стойкое отношение к которым за 9 – 11 лет, проведенных в школе, успевает сложиться у каждого. Нередко отношение однозначное и категоричное.

      Анализируя свой опыт работы, пришла к выводу, что интерес учеников к математике зависит от ряда условий, из которых выделяются:

  • характер материала;
  • доступность и эмоциональность изложения;
  • ясность для учащихся цели обучения и конкретного урока;
  • жизненно – практической значимости решаемой задачи;
  • характера сотрудничества педагога и учащегося в процессе поиска решения задачи.

      Изучая собственный опыт деятельности, данные различных исследований, я установила, что развитие устойчивого интереса учащихся к учебным предметам (в том, числе и к математике) является проблемой в современной школьной практике. По данным мониторинга образовательных достижений отмечено снижение интереса к математике к концу средней школы по сравнению с началом 10 класса. Наряду с этим наблюдается достаточно высокий уровень неуверенности (~ 30 % в 8 – 9 классах и 40 % в старших) и беспокойства (20 % и 30 % соответственно), причем отмечается нарастание обеспокоенности учащихся с 10 – 15 % до 25 % в средних и с 25 – 30 % до 30 – 40 % в старших классах, то есть в 1,5 – 2 раза.

      Сущность моего подхода к обучению математике заключается в том, что реализация комплекса условий (личность учителя, содержание учебного материала, методы и формы деятельности) обеспечивает развитие социальной компетентности учащегося, понимаемой как способность решать учебные и жизненные проблемы  на основе компетенции (осведомленности) и личностных качеств.

      Развитие компетентности происходит при решении математических задач, которые формулируются как мысленная, знаковая модель некоторой проблемной ситуации, описанной на математическом языке и отражающая определенные стороны этой проблемной ситуации, при этом отражением успешности разрешения проблемы в личном опыте ребенка является интерес, степень его устойчивости.

      Актуальность ведущей идеи моего педагогического опыта  обусловлена необходимостью разрешения противоречий развития ребенка средствами математики в процессе школьного образования:

  • противоречие между потребностью учащихся в индивидуальной «математической тропинке» (со своим темпом, уровнем сложности, прикладной или теоретической направленностью) и едиными требованиями к степени освоения программ по математике;
  • противоречие между социальной востребованностью человека, способностью решать проблемы человека – деятеля и недостаточной методической обеспеченностью деятельного подхода (методические разработки в области математики чаще всего не содержат принципов воспроизводства процесса мышления, деятельности, мотивации; недостаточно методик, направленных на личностное развитие ребенка, его саморазвитие);
  • противоречие между необходимостью учителю математики работать над развитием своих личностных потенциалов (как «инструмента влияния»), обогащать собственный уровень математической и педагогической культуры и высоким уровнем перегрузки и дистресса, обусловленной социально – экономической нестабильностью, объемами новой информации для переосмысления и переработки, недостаточной обеспеченностью.

      В числе теоретических источников моего педагогического опыта хочется выделить:

  • гуманистический подход к развитию человека, опора на потребности, мотивы, интересы в обучении и воспитании, реализации принципа единства деятельности и отношений (Ш.А. Амоношвили, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, А.С.Макаренко, А.Маслоу, А.Н.Трубецкой);
  • идеи развития познавательной мотивации и интереса в процессе школьного образования (Е.Н.Ильин, О.Е.Лебедев, А.К.Маркова, Г.И.Щукина);
  • идеи обновления математического образования, методики преподавания математики (Н.Гузик, Л.В.Занков, С.Н.Лысенкова, А.Н.Макаров, Н.И.Лобочевский, В.Шаталов).

      Актуальность моего опыта связана с необходимостью поиска в новых социально – экономических, социально – педагогических условиях возможности разрешения обозначенных выше противоречий через реализацию комплекса условий, обеспечивающих развитие устойчивого интереса учащихся к математике как показателя способности разрешать проблемы.

      Цель поисковой педагогической деятельности – определить и реализовать комплекс условий, обеспечивающий развитие устойчивого интереса учащихся к математике. Под интересом понимаю форму проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. (Психология. Словарь. Под общ. редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, - М.1990).

      Устойчивость интереса выражается в длительном его сохранении и в его интенсивности. На начальных ступенях обучения математике идет определение и развитие интереса, затем дальнейшее его поддержание, а устойчивый интерес формируется в 14 – 15 лет и на данном этапе можно вводить профильную дифференциацию: обучение проводится в двух направлениях – образовательном и специализирующем (факультативы, спецкурсы, углубленное изучение).

      В определении наиболее значимых условий я опираюсь на изученную литературу, опыт коллег, рефлексивный самоанализ деятельности, что дало возможность выделить три условия в их неразрывном единстве:

1. Содержание учебного материала по математике.

2. Формы и методы деятельности на уроке.

3. Личность учителя.

      Для работы с каждым условием, их эффективной реализации на каждом уроке, я структурировала их следующим образом:

      Для эффективного влияния на развитие устойчивого  интереса учащихся к математике мною сделан акцент на следующие факторы:

- длительность изучения однородного по содержанию учебного материала. Уровень интереса при этом убывает с увеличением времени изучения. Необходимо прилагать следующие педагогические приемы, направленные на его поддержание:

  • модификация содержания учебной программы:
  • перенос учебного материала из одного класса в другой (прием «Шаг в будущее») (приложение 1);
  • сокращение часов по некоторым темам (прием «Секвестр»);
  • увеличение часов на тему (прием «Гармошка»);
  • использование занимательного материала;
  • решение задач практического содержания (прием «Полезная математика») (приложение 2);
  • использование  исторического материала (прием «Без прошлого нет будущего»);
  • нетрадиционные формы уроков (прием «Необычная обычность»);
  • активные формы контроля (приложение 3);

- объем однородного материала (при увеличении объема интерес снижается). Чтобы этого  не происходило, необходимо:

  • частая смена видов деятельности и видов деятельности и видов преподавания;
  • создание ситуации успеха;
  • создание обстановки, вызывающей положительные эмоции;

- трудность изучаемого материала (при достаточно высокой трудности интерес совсем может пропасть). Для сохранения интереса необходимо, с моей точки зрения, использовать следующие приемы:

  • учет индивидуальных особенностей личности ребенка (прием «Свобода выбора»);
  • создание проблемной ситуации на уроке – совместный поиск истины (прием «Советуйтесь»);
  • опора на предыдущие знания учащихся (прием «Своя опора»);
  • опора на жизненный опыт учащихся;
  • выделение главного;
  • использование коллективных способов обучения (прием «Дай себе помочь»).

- уровень понимания учащимися представляемого материала (даже небольшое понимание вызывает интерес):

  • диагностика;
  • уровневая дифференциация.

- интерес обладает способностью распространяться от учителя к ученикам: ученики все воспринимают «через» личность учителя, общение с ним: ничто так не утомляет ребенка, не истощает его силы, кК длительное некомфортное общение. «Влияние учителя, который с любовью и воодушевлением отдает ученикам свой труд, проявляет готовность всегда протянуть ученику руку помощи, необычайно много способствует том, чтобы оживить учеников, направить их вперед, передать их бодрое настроение и правильное направление» (И.П.Подласый).

      Анализируя опыт своей педагогической деятельности по развитию устойчивого интереса к математике, могу сказать, что представленная система работы привела к определенным позитивным результатам:

- результаты психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление уровня интереса к предмету (уровень интереса к предмету повысился с 51 % до 74 % среди учащихся основной школы, а также и в выпускных классах ставится предмет на одно из первых мест по значимости для будущего, уроки математики привлекают учащихся возможностью размышления на уроке, высказывания своего мнения, они не боятся задавать вопросы, что свидетельствует о безопасной и комфортной обстановке. Учащихся также привлекает разнообразие форм и методов проведения уроков, возможность самостоятельной и исследовательской работы, а также и личности учителя, его отношения к уроку, заинтересованности, владению информацией) (приложение 4);

- положительная динамика количества учащихся, подтверждающих школьную оценку на выпускных экзаменах (ЕГЭ) (2001/2002 учебный год – 94,6 %, 2002/2003 учебный год – 96,1 %);

- учащиеся 9 классов выбирают математику для сдачи экзамена по выбору;

- учащиеся 9 – 11 классов систематически посещают факультативы, спецкурсы по математике;

- положительные отзывы преподавателей о качестве подготовки абитуриентов;

- участие в международной математической игре «Кенгуру»;

- заметно снизилось количество учащихся, желающих замены урока математики физкультурой).

      В представленной работе мною сделана попытка предложить коллегам опыт работы по развитию интереса к математике, который прошел многогодичную апробацию, с учетом ошибок и неудач был откорректирован, принес положительные результаты, а как следствие этого и педагогическую удовлетворенность. Он может быть использован учителями других образовательных областей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса учащихся к математике через внеурочную деятельность.

Опыт работы представлен в виде системы работы во внеурочное времяс учащимися, которые проявляют повышенный интерес к математике....

Cоздание и развитие комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии, психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество детей с отклонениями в развитии

Специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии, необходимо информировать родителей о том, что чем раньше начинается организация и проведение профилактической и коррекционной работы, тем у...

Методический материал на тему: «Формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению математики через систему «Учись играя, играя - учи»

По каждому предмету, изучаемому в школе, накоплен ассортимент раз­личных игр, которые стимулируют у ребят развитие мышления, умение при­менять на практике полученные на уроках знания, помогают выявить...

Формирование устойчивого интереса к предмету «математика» с целью повышения качества обучения учащихся

Математика является одной из  сложных школьных дисциплин, которая вызывает трудности у многих школьников. Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на р...

Приемы и условия развития познавательных интересов учащихся на уроках математики

Обобщение основных условий, при которых у учащихся возникает и развивается интерес к учению и основные приемы, используемые учителем на уроках....