Математическая игра "Звёздный час"
классный час по алгебре (5 класс) по теме

Куприянова  Татьяна Сергеевна

Интеллектуальная математическая игра для учащихся 5 - 7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskaya_igra.docx66.84 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ     ИГРА
«ЗВЁЗДНЫЙ   ЧАС»

для  учащихся  5 – 7  классов.

«…и может собственных Платонов и быстрых

разумом Невтонов российская земля рождать».

 М.В. Ломоносов

Игра посвящается памяти М.В. Ломоносова

и празднику «Татьянин День».

  • Оснащение игры:

1. Сигнальные карточки для каждого участника игры: [1], [2], [3], [0].

2. Набор звёздочек.

3. Набор жетонов для отборочного конкурса.

4. Слайды для каждого этапа

5. Портреты великих математиков и учёных: Декарт, Архимед, Пифагор,              Лобачевский, М.В. Ломоносов.

6. Математическая газета от каждого класса.

7. Поощрительные призы (блокноты, ручки, конфеты, шоколад  и т.д.).

  • Начинает игру ученик  небольшим докладом о М. В. Ломоносове

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) – учёный, поэт, художник, человек энциклопедических знаний. Человек исключительного ума, огромной силы воли, кипучей энергии, неутолимой жажды деятельности. Ломоносов считал, что долг каждого – трудиться для пользы общества, для блага народа, а если надо, отдать жизнь во имя Родины. Он писал:    «Какая польза тем, что в старости глубокой и в тьме бесславия кончают долгий век! Добротами всходить наверх хвалы высокой и славно умереть родился человек». А.С.Пушкин сказал о Ломоносове: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой познания, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью, сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник…». М.В. Ломоносов не совершил открытий в области математики, но он ценил эту науку как помощницу всем другим наукам. «Всё, что до того было в этих науках ( химия, гидравлика, аэрометрия, оптика и др.) темно, сомнительно и недостоверно, математика сделала ясным, достоверным и очевидным» - писал Ломоносов. Учёный придавал математике исключительно большое значение в деле познания природы и развития интеллекта. Вот несколько высказываний М. В. Ломоносова, которые стали «крылатыми» фразами: «Химия – правая рука физики, математика – её глаз», «Слеп физик без математики», «Стремящийся к изучению химии должен быть сведущ и в математике», «Математику уже затем учить следует, потому что она ум в порядок приводит», «Геометрия – правительница всех мыслительных изысканий». У А. С. Пушкина есть замечательные строки: « Ломоносов был великий человек …. Он создал первый университет. Он, лучше сказать сам был первым нашим университетом». М.В. Ломоносов добился создания первого в стране Московского университета, носящего теперь его имя. Так 12 января (по старому стилю), 25 января ( по новому стилю ) 1755 года указом императрицы Елизаветы Петровны был учреждён Московский университет и при нём две гимназии – для детей дворян и детей разночинцев. Проект университета был разработан графом И.И. Шуваловым, но составил и разработал весь план университета, наметил всю его организационную структуру и даже программу образования М.В. Ломоносов. 25 января был учреждён университет, но 25 января – День Татьяны, день святой мученицы Татианы (римлянки –III век). Так день ангела всех православных Татьян приобрёл новое содержание, теперь этот праздник стали отмечать все студенты всего мира и школяры. 25 января стал днём всех студентов,  а Святая Татьяна стала считаться покровительницей студентов  и из Татьяны мученицы превратилась для студентов в Татьяну университетскую.

В ознаменование этих событий мы пригласили Вас принять участие

в интеллектуально-математической игре

« ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС ».

Отборочный конкурс /участвуют  все желающие ученики 5 – 7 классов/.

Математическая регата.

  1. В семье семь братьев, у каждого брата по одной сестре.

Сколько детей в семье?    Ответ: 8 (2).

1)14; 2) 8; 3) 10.        

2.  Назовите то число, которое делится без остатка на любое число.

       Ответ: 0 (2).

1) 1; 2) 0; 3) 10.                        

3. Что больше: 23 или 32?

Ответ: 32 (3)

1) 23; 2) 23=32;                                                            

3) 32.

4. Можно ли поднять 1 м3 пробки (куб не полый)?

Ответ: нет (1).

1) нет; 2) да;  

6. Сколько треугольников на рисунке?    Ответ:12 (3)

1) 14; 2)10; 3)12.

7.  Яйцо всмятку варится 3 минуты. Сколько времени потребуется, чтобы сварить всмятку 10 яиц?                 Ответ: 3 мин. (3).                            

1) 10 мин.; 2) 30 мин.; 3)3 мин.

8. Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя. Сколько всего летело уток?            Ответ: 3 (2).

1) 9; 2) 3; 3) 6.

9. Портной имеет кусок сукна в 16 м, от которого он отрезает ежедневно по 2 м. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок?              Ответ: 7 (1).  

1) 7; 2) 8; 3) 9.

10. Какова последняя цифра в записи числа:                      а) 486353?          Ответ: 6 (2).                                                  б) 2111136?        Ответ: 1(3).

а) 1) 4; 2) 6; 3) 8.

б) 1) 6; 2) 2; 3) 1.

11.  Два велосипедиста выехали одновременно из одного и того же пункта в противоположных направлениях. Скорость одного 15 км/ч, а другого – 10 км/ч. Через сколько часов расстояние между велосипедистами будет 75 км?                Ответ: 3 ч (2).

1) 15 ч; 2) 3ч; 3) 10 ч

                                                                                                                                                           За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон.                                                   Отбираются 10 - 12 учеников, набравших большее число жетонов, остальные становятся болельщиками или помощниками.

   Правила игры:

  1. Участники игры,  которые прошли отборочный конкурс, слушают задание, думают  20 – 30 секунд ( в зависимости от задания), записывают свой ответ на личной карточке, смотрят на экран и с помощью сигнальной карточки показывают свой результат. На экране ответы указаны под номерами «1, 2, 3». Если ответ не соответствует ни одному номеру на экране, то показывает  «0».
  2. Помощники выполняют  те же задания, поднимая сигнальные карточки.
  3. Участники с помощниками с каждым правильным  ответом продвигаются на одну парту вперёд (игра начинается с последнего ряда парт в кабинете математики и заканчивается, когда за первыми двумя партами останутся два участника).
  4. Игра состоит из четырёх этапов и одного этапа – поединка.
  5. Помощники за каждый этап получают одну звёздочку, если на все вопросы этапа ответили правильно. Звёздочки после каждого этапа передаются участникам. Они помогут решить спорные вопросы в окончании игры (если такие возникнут).
  6. После каждого этапа два участника и их помощники выходят из игры (которые ответили неправильно на большее количество вопросов).
  7. Игра идёт до двух оставшихся участников.
  8. Заканчивается игра поединком (звёздочки помогают).

         

     Этапы игры:

 1 этап. Разминка: 1 часть (2человека выбывают).

                         2 часть (2 человека выбывают) или только 2, если игроков  10.

2 этап. Исторический (2 человека выбывают).

Конкурс болельщиков (индивидуальное первенство, у кого больше звёздочек, тот и выиграл приз).

3 этап. Составь из букв слово (самое длинное математическое слово) -                  

                                                            ( 2 человека выбывают).

4 этап. Логические цепочки  + задачи (2 человека выбывают).

5 этап. Поединок. Математическая смесь. Оставшиеся два участника отвечают на вопросы через один, если один не знает, отвечает соперник.

Каждый этап заканчивается награждением выбывающих участников игры поощрительными призами. Игра заканчивается награждением дипломами и ценными подарками победителей за 1 и 2 места.

Итак, начинаем игру.

I этап. Разминка.

I часть.

 Найдите значение выражения:

на магнитной доске

 на слайдах

 ответы

1) 638–(438 + 99)

1)199; 2)1; 3)101

3

1) 425–(325 - 99)

1)11; 2)199; 3)1

2

1) 448*128-447*128

1)1280; 2)128; 3)0

2

1) 9900-99*4*25

1)0; 2)100; 3)1

1

II часть.

1) Задача. Стороны прямоугольника выражаются натуральными числами. Какой длины должны быть стороны, чтобы значение периметра было равно значению площади?

Ответ:  1 и 3

1) 6 и 3

2) 5 и 2

3) 4 и 4

2) Задача. Сколько лет твоему внуку? Ему столько  месяцев, сколько мне лет. А сколько же тебе лет, бабушка? Нам вместе с внуком 65 лет. А уж, сколько лет внуку сосчитайте сами.

Ответ: 2

1) 6 лет

2) 5 лет

3) 8 лет

3) Развиваем память.

«Феноменальная память»

Посмотрите внимательно на картинку.

а) Запомните расположение и восстановите в памяти:                      

    Ответ: 3

б) Сколько треугольников на картинке?

     Ответ: 1            

1)  

2)

3)

б)    1) 3; 2) 2; 3) 4

4) Правильно ли нашли объем параллелепипеда, если              а=6 см; в=9 дм; с=5 см и V=270 см³.

Ответ: 1

   

1) нет; 2) да

II этап. Исторический.

1) Этого ученика называли королем математики. Его математическое дарование проявилось уже в детстве. Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он удивил окружающих, поправив расчеты своего отца  с каменщиками. Кто этот ученый?

Ответ: 3

1) Фибоначчи

2) Колмогоров

3) Гаусс

2) Немецкий физик, изобретатель и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц изобрел первый вычислительный инструмент, выполнявший все четыре арифметических действия. Что это за инструмент?

Ответ: 2

1) счеты

2) арифмометр

3) абак

3) Метрическая система мер была принята большинством стран мира. В России её введение началось с 1899 года, но только после революции она стала обязательной. Большие заслуги во введении и распространении метрической системы мер в нашей стране принадлежат великому русскому ученому. Кому?

Ответ: 3

1) Ломоносову

2) Чебышеву

3) Менделееву

4) В возрасте 5-6 лет, до поступления в гимназию, он любил придумывать интересные свойства чисел. Вот одно из открытий шестилетнего будущего советского математика-академика: 1²=1; 2²=1+3; 3²=1+3+5; 4²=1+3+5+7 и т.д., т.е. квадраты натуральных чисел состоят из суммы простых чисел. Кто же этот математик?

Ответ: 3

1) Чебышев

2) Лобачевский

3) Колмогоров

5) Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись обыкновенных дробей, был купец и путешественник, сын городского писаря Италии. Кто этот ученый?

Ответ: 1

1) Фибоначчи

2) Плануд

3) Стивен

6) Во многих западных странах использовалась единица площади, равная примерно 4047 м². Как называется эта единица?

Ответ: 1

1) акр

2) десятина

3) гектар

Конкурс болельщиков.

 (Выигрывает болельщик, набравший большее число очков – звёздочек)

  1. Как называется тысячная часть числа? Ответ: промилле.
  2. Назовите имя величайшего математика и инженера Древней Греции, который вычислил, что число П (пи) равно 22/7? Ответ: Архимед.
  3. Аксиома (1), Постулат (2), Гипотеза (3) – это утверждения, на основе которых доказываются далее теоремы геометрии. Так ли это? Ответ: исключить (3).
  4. Лена произнесла предложение, которое являлось верным. Коля его в точности повторил, но оно уже было неверным. Какое предложение произнесла Лена? Ответ: меня зовут Лена.
  5. Какими нотами можно измерить расстояние? Ответ: ми-ля-ми.
  6. Метод Эратосфена, в котором простые числа «отсеиваются» от составных. Ответ: решето.
  7. В корзине лежат 5 яблок. Как разделить эти яблоки между пятью девочками, чтобы каждая девочка получила по одному яблоку и чтобы одно яблоко, осталось в корзине?

Ответ: четырём дать по яблоку, а пятой – в корзине.

  1. На столе лежат три спички. Добавьте к ним ещё две, чтобы получилось восемь. Ломать спички нельзя.

Ответ:  III + V = IIIV

       Награда – чертёжный набор

   

III этап. Cоставь слово.

Выпали буквы: Р, С, Д, А, У, К, Х, И, Г, О.

Составь математическое слово. Чем длиннее, тем лучше. Побеждает тот, у кого длиннее.

Набор математических терминов: радиус, акр, дуга, круг, ар, га.

Ответ: радиус.

IV этап. Логические цепочки + задачи.

  1. Миля (1); Сажень (2); Фунт (3). Все эти названия – единицы мер длины. Так ли это? Ответ: исключить  (3).
  2. Аршин (1); Гектар (2); Акр (3). Это единицы площади. Так ли это? Ответ: исключить (1).
  3. Прямоугольник (1); Куб (2); Квадрат (3). Это геометрические фигуры на плоскости. Так? Ответ: исключить (2).
  4. Задача. Из двух пунктов одновременно навстречу друг другу выехали два велосипедиста. Один едет на 5 км/ч быстрее другого и встречает его через 3 часа. Какова скорость каждого велосипедиста, если расстояние между пунктами 75 км?  

      Эта задача была решена 3-мя учениками: 1) (2х+5)*3=75;  2) 2х+3(х+5)=75;  

      3) 2х+5=25. Кто из учеников составил уравнение неправильно?

      Ответ: 2.

  1. Задача. Я задумала число. Увеличила его в 6 раз. Из полученного числа вычла шестую часть его и получила число 35. Какое число я задумала? 1) 5; 2) 7; 3) 8.

Ответ: 7 (2).

V этап. Поединок.

 

  1. Сколько останется углов у фигуры, если у квадрата отрезать один угол? (не по диагонали). Ответ: 5
  2. У палки два конца. Если один конец отпилить, сколько концов получится у палки? Ответ: 2
  3. Сколько углов в квадратной комнате? Ответ: 4
  4. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? Ответ: 50
  5. Тройка лошадей проскакала 15 км. Сколько км проскакала каждая лошадь? Ответ: 15км
  6. Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 3 десятка?            Ответ: 60
  7. На столе лежало несколько книг. Когда взяли половину всех книг и еще одну книгу, то осталось две книги. Сколько книг лежало на столе первоначально? Ответ: 6 книг
  8. Половина учащихся класса участвовала в конкурсе чтецов, треть из них стала победителями. Сколько учащихся в классе, если победителей было 5?         Ответ: 30 учащихся
  9. (Старинная задача.) Некий юноша пошёл из Москвы к Вологде. Он проходил в день по 40 вёрст. Через день вслед за ним был послан другой юноша, проходивший в день по 45 вёрст. Через сколько дней второй догонит первого? Ответ: через 8 дней
  10. (Старинная задача.) Из Москвы в Тверь вышли одновременно два поезда. Первый проходил в час 39 вёрст и прибыл в Тверь двумя часами раньше второго, который проходил в час 26 вёрст. Сколько вёрст от Москвы до Твери? Ответ: 156 вёрст ((26*(39*2(39-26))=156) или (39*(26*2:(39-26))=156))
  11. У любителя головоломок спросили, сколько ему лет. Ответ был замысловатый: - Возьмите трижды мои годы через три года, да отнимите трижды мои годы  три года назад, - и у вас как раз получатся мои годы. Сколько же ему теперь лет? Ответ: 18 лет ( 3(х+3)-3(х-3)=х, х - искомое число лет, можно 9+9=18)
  12. А сколько лет тов. Иванову, если 18 лет назад он был ровно втрое старше своего сына. А теперь он как раз вдвое старше этого сына. Сколько же лет Иванову и его сыну? Ответ: 72 года отцу, 36 лет сыну (3(х-18)=2х-18,   х – лет сыну теперь, 2х – отцу. 18-ть лет назад каждому из них было на 18 лет меньше: отцу 2х-18, сыну х-18)
  13. В магазине было 420 мужских и женских часов. Когда продали 150 мужских и 140 женских часов, то осталось поровну. Сколько мужских часов было в магазине? Ответ: 215 часов
  14. Три соседки готовили обед на общей плите в коммунальной квартире. Первая принесла 5 поленьев дров, вторая – 4 полена, а у третьей дров не было, и она угостила своих соседок, дав им 9 яблок.  Как соседки должны поделить яблоки по справедливости? Ответ: 1-ой – 6 яблок, 2-ой – 3 яблока

В поединке отвечают:

  1. 1-ый  - 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13 вопросы.
  2. 2-ой – 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 вопросы.

Если ответ неправильный или нет ответа, ответить может соперник. Если есть звёздочки, они помогают. Звёздочка приносит очко. Победит тот, кто наберёт больше очков (задание – очко).

Заканчивается игра после награждения победителей словами:

ДЛЯ ВЕСЕЛЬЯ НАМ ДАНЫ

МОЛОДЫЕ ГОДЫ!

ЖИЗНЬ ПРОЙДЕТ,

ИССЯКНУТ СИЛЫ,

ЖДЕТ ВСЕХ СМЕРТНЫХ МРАК МОГИЛЫ,

ТАК ВЕЛИТ ПРИРОДА.

ЛИШЬ НАУКА НА ЗЕМЛЕ

СВЕТИТ ЛЮДЯМ ВЕЧНО.

СЛАВЬСЯ ТОТ, КТО ДРУЖЕН С НЕЙ,

БЕЗЗАВЕТНО СЛУЖИТ ЕЙ

В ЖИЗНИ БЫСТРОТЕЧНОЙ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для математического курса "Элементы математической логики"

Рабочая программа для курса "Элементы математической логики" составлена на основе программы общеобразовательных учреждений, рекомендовано Департаментом образовательных прграмм и стандартов образования...

Математическая игра "Математический поезд"

Эта игра расчитана на учащихся 5-8 классов. Для проведения игры привлекаются учащиеся 9 класса в качестве консультантов....

Математический язык и математическая модель

Комплект дидактического материала по учебнику А.Г. Мордковича: математические диктанты, проверочные работы, самостоятельные работы, контрольные работы....

Математический КВН "Математический серпантин"

С целью расширения и углубления знаний обучающихся, повышения интереса к предмету «математика» и для создания необходимых условий для реализации творческих возможностей обучающихся  кажды...

внеурочное мероприятие "Математическая кухня" диплом 3 степени на физико-математическом фестивале 2012г. Чувашия

внеурочное занятие по математике в 5 классе Ход урока.  Организационная часть:Три ученицы, одетые в национальные костюмы, с караваем в руках встречают гостей:  1 уч. «Здравств...

ИНТЕРАКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА ДЛЯ СОЗДАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР»

В данной работе предлагается и показывается возможность использования математической программы “Математический конструктор” в учебных темах, где есть построения или где можно продемонстрировать ...