Исследовательская и проектная деятельность школьников
статья по алгебре по теме

Комарова  Наталья Анатольевна

Важным принципом развивающего образования в школе является демонстрация учащимся конструктивных путей решения актуальных проблем современного общества.

 Одним из способов реализации этого принципа может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников.

В данной статье дано определение метода проектов и исследовательской деятельности школьников, рассмотрены их характерные оличия и общие черты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_i_proektnaya_deyatelnost_shkolnikov.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Учитель математики ГБОУ СОШ №404

Комарова Н.А.

Важным принципом развивающего образования в школе является демонстрация учащимся конструктивных путей решения актуальных проблем современного общества.

 Одним из способов реализации этого принципа может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников. Данное научно-практическое направление требует последовательного решения сразу нескольких дидактических задач:

1. Использование учащимися базовых знаний и умений, усвоенных ими на уроках, для формулировки и поиска решений разнообразных проблем.

2. Многоаспектное рассмотрение сложных объектов с точки зрения нескольких наук.

3. Повышение общей компетентности учащихся в  различных областях знаний, формирование способности самостоятельного критического анализа предлагаемых и используемых в настоящее время производств и технологий.

4. Развитие способностей работы в творческом коллективе и способностей к самостоятельной поисковой деятельности.

5. Освоение начальных понятий о исследовательской и проектной деятельности.

В основе  метода  проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся,  умений самостоятельно  конструировать  свои знания,  умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов - это  из области  дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания .

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

Из истории метода проектов.

Обратимся к истории метода проектов. Можно выделить пять основных этапов развития данного метода:

1 этап: Парижская Королевская Академия Архитектуры  в 1702 г. объявила конкурс строительных планов, эскизы которых были названы впервые проектами. Конкурсные работы требовали от участников проявление сотрудничества и креативности.  

2 этап: В первой половине 19 века замысел метода проектов из Французской Академии распространяется на территорию немецкоязычных стран и выражается в методике обучения в рабочих школах, т.е.  в профессионально-техническом образовании.

3 этап: Далее из Европы метод проектов переходит в Америку. В 1878 г. при Вашингтонском университете  в Сент-Луисе основана школа ручного обучения. Учащиеся школы должны были не только разработать проект, но и выполнить их реально в технических мастерских. При этом соблюдалось три принципа: ориентация на учеников, ориентация на реальность, ориентация на продукт.

4 этап: В период между 1900 и 1915 годами возникает самое настоящее проектное движение. Основывалось оно на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания» (Дж. и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э.Коллингс). Ведущая идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни».

5 этап: В 1915-1965 годах происходит  переосмысление метода проектов и его «переселение» с американского континента обратно в Европу. Этому способствовал выход книги «Метод проектов» Х.Килпатрика, американского психолога и педагога.

С 1965 года — по настоящее время: новое «открытие» метода проектов, третья волна его международного распространения.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Сторонники метода проектов в советской России В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся.

 Однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки резко снизился. Современные исследователи истории педагогики выделяют следующие причины:

 - отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;

 - слабая разработанность методики проектной деятельности;

 - гипертрофия метода проектов в ущерб другим методам обучения;

 - сочетание метода проектов с педагогически неграмотной идеей комплексных программ.

 Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании.

         К сожалению, значительная часть специалистов не видит разницы между исследованием и проектированием, а исследовательское обучение отождествляет с обучением по «методу проектов».

Что бы разобраться во всех тонкостях дадим точные определения понятий.

Проект – (от латинского — projectus). Буквальный перевод— «брошенный вперед».

В современном русском языке слово «проект» имеет несколько близких по смыслу значений. Так называют, во-первых — совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых — это может быть предварительный текст какого-либо документа, третье значение — какой-либо замысел или план.

Проектирование можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния). Здесь следует отметить, что проектирование проявлялось на разных уровнях жизнедеятельности общества как стремление активно вмешаться в несовершенство окружающего мира (а также в свое несовершенство) на основании исследовательских знаний о нем. «Чего не сможем купить, то обязаны придумать».У. Черчилль.

Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

К научным исследованиям предъявляют обычно следующие требования: объективности, доказательности, точности. Результат научной деятельности заключается в описании реальности, прогнозировании развития процессов и последствий событий.

К числу главных отличий научного исследования от всех других видов обычно относят, три главные особенности:

 - в научном исследовании всегда присутствует стремление определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;

- измерять все то, что может быть измерено, показывать численное отношение изучаемого к известному;

- всегда определять место изучаемого в системе известного.

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Проектирование и исследование тесно связаны с прогнозированием. При построении прогнозов  будущее обычно раскладывается на три составляющие:

 детерминированную — полностью предсказуемую, обусловленную действием известных причин;

вероятностную — предсказуемую с большой долей вероятности;

случайную — принципиально не поддающуюся никакому прогнозированию.

 Проектирование разворачивается и развивается в основном в рамках первой предсказуемой, «детерминированной» составляющей. Исследование находится преимущественно на другом полюсе — в поле третьей, «случайной» составляющей. «Вероятностная» составляющая может присутствовать и при проектировании, и в проблемных исследованиях.

Исследование — по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовательские, и проектные виды деятельности доступны школьникам и чрезвычайно значимы в системе среднего образования. Они имеют как общие характеристики, так и различные, специфические черты.

К общим характеристикам следует отнести:

* общественно-значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности: результаты исследовательской, а в особенности, проектной деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначены для общественного использования;

* структура проектной и исследовательской деятельности включает общие компоненты;

* требует от разработчиков высокой компетенции в выбранной сфере, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации;

* итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные их результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников.

Вместе с общими чертами существуют и значительные различия, которые заключаются в следующем.

1. Проект направлен на получение вполне конкретного задуманного разработчиком результата – продукта, обладающего определенной системой свойств, предназначенного для определенного конкретного использования. В ходе научного исследования организуется поиск в какой-то определенной области, и при этом на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, формулируются отдельные характеристики итогов работ.

2. Реализацию проектных работ предваряет точное умозрительное представление будущего продукта, разработчик предварительно составляет план достижения результата и только после этого приступает к исполнительному этапу деятельности. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Логика построения исследовательской деятельности требует, в обязательном порядке, формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

3. Значимой особенностью исследовательской деятельности, существенно отличающей ее от проектной, является то, что научное исследование может привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам – в научной среде говорят: «отрицательный» результат, тоже результат. Основные задачи исследователя – добросовестно и аккуратно провести научный поиск, получить достоверные результаты, найти им разумную интерпретацию, сделать доступными для других специалистов, работающих в данной области. В противоположность исследовательской деятельности результат проектных работ всегда точно определен: трудно себе представить, чтобы проектировщик замыслил произвести автомобиль, а изготовил телефон…

Литература

1. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой.

 - М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.

2. Метод проектов в интернет-образовании.  Полат Е.С., д. п. н., проф., ИОСО РАО под ред. А.А. Елизарова, МЦИО, 2004 г. – 67 с.

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.

4. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании.

Савенков А.И., доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития МПГУ http://www.abitu.ru/researcher/methodics/teor/a_1xitfn.html

5. Новоселов С.А., Зверева Т.В. Феномен проектно-исследовательской деятельности в учебном процессе.//Педагогическое образование. -2009г-№3.-с. 38-42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер классу "Исследовательская и проектная деятельность школьников в биологическом образовании"

План мастер - класса:Цель: передача коллегам личного профессионального опыта, в сфере организации и проведения исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи :создание условий для пр...

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ

В данной статье описан опыт работы по организации проектной и исследовательской деятельности по экологии. Приведены темы исследовательских проектов, выполненных учащимися, а так же выделены цели и зад...

Организация исследовательской и проектной деятельности школьников

Важным принципом развивающего образования в школе является демонстрация учащимся конструктивных путей решения актуальных проблем современного общества.Одним из способов реализации данного принципа мож...

Исследовательская и проектная деятельность школьников

В школьной практике часто возникает проблема чёткого разделения понятий «исследование», «проект», «исследовательский проект». В своей работе я сделала попытку разобраться в этом вопросе.Для этого...

Современный подход к организации исследовательской и проектной деятельности школьников

Презентация к практической части кружка "Математические проекты", стандарт современного проекта CDIO, полный жизненный цикл проекта, инженерные проекты, образовательный центр "Сириус"...

Программа самообразования «Развитие базовых исследовательских действий путем применения на уроках изобразительного искусства исследовательской проектной деятельности школьников"

Согласно требованиям ФГОС ООО, развитие у школьников базовых исследовательских умений и основ культуры исследовательской деятельности - одно из приоритетных направлений учебного процесса. Обучаю...