Программа самообразования «Развитие базовых исследовательских действий путем применения на уроках изобразительного искусства исследовательской проектной деятельности школьников"
материал по изобразительному искусству (изо)
Согласно требованиям ФГОС ООО, развитие у школьников базовых исследовательских умений и основ культуры исследовательской деятельности - одно из приоритетных направлений учебного процесса. Обучающиеся должны уметь формировать цель исследования, устанавливать предмет и объект исследования, выдвигать гипотезу, планировать эксперимент и его проведение, проверять гипотезу, определять сферы и границы применения результатов исследования.
Стремительное развитие информационных технологий, необходимость формирования навыков критического мышления, анализа и самостоятельного поиска информации и глобальные вызовы современного мира, требующие решения сложных задач современности, являются причинами того, насколько тема развития базовых исследовательских способностей актуальна.
Уроки изобразительного искусства обладают огромным потенциалом для формирования базовых исследовательских действий, предоставляют уникальную возможность для реализации исследовательских проектов.
Противоречие: легкий поиск информации при помощи информационных систем снижает уровень самостоятельности приобретения знаний путем исследования окружающего мира.
Цель: развитие базовых исследовательских действий у школьников посредством применения на уроках изобразительного искусства исследовательской проектной деятельности.
Задачи:
- изучить теоретические основы исследовательской проектной деятельности обучающихся;
- разработать и апробировать комплекс исследовательских проектов;
- оценить уровень эффективности применения методической системы.
Методы: теоретический анализ источников информации, педагогическое наблюдение, анкетирование, анализ результативности
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя школа №1 им Ю. А. Гагарина»
Программа самообразования учителя изобразительного искусства
Марковой Ольги Александровны
Тема самообразования:
«Развитие базовых исследовательских действий путем применения на уроках изобразительного искусства исследовательской проектной деятельности школьников»
Срок реализации 2020-2025 учебный год
город Гагарин
Тема: «Развитие базовых исследовательских действий путем применения на уроках изобразительного искусства исследовательской проектной деятельности школьников»
Учитель: Маркова ольга Александровна
Предмет: изобразительное искусство.
Срок реализации (работы над темой): 2020-2025 гг.
Актуальность:
Согласно требованиям ФГОС ООО, развитие у школьников базовых исследовательских умений и основ культуры исследовательской деятельности - одно из приоритетных направлений учебного процесса. Обучающиеся должны уметь формировать цель исследования, устанавливать предмет и объект исследования, выдвигать гипотезу, планировать эксперимент и его проведение, проверять гипотезу, определять сферы и границы применения результатов исследования.
Стремительное развитие информационных технологий, необходимость формирования навыков критического мышления, анализа и самостоятельного поиска информации и глобальные вызовы современного мира, требующие решения сложных задач современности, являются причинами того, насколько тема развития базовых исследовательских способностей актуальна.
Уроки изобразительного искусства обладают огромным потенциалом для формирования базовых исследовательских действий, предоставляют уникальную возможность для реализации исследовательских проектов.
Противоречие: легкий поиск информации при помощи информационных систем снижает уровень самостоятельности приобретения знаний путем исследования окружающего мира.
Цель: развитие базовых исследовательских действий у школьников посредством применения на уроках изобразительного искусства исследовательской проектной деятельности.
Задачи:
- изучить теоретические основы исследовательской проектной деятельности обучающихся;
- разработать и апробировать комплекс исследовательских проектов;
- оценить уровень эффективности применения методической системы.
Методы: теоретический анализ источников информации, педагогическое наблюдение, анкетирование, анализ результативности.
Примерный план изучения вопросов самообразования учителя.
- Изучение педагогического опыта в соответствии с индивидуальной темой самообразования.
- Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.).
- Творческое сотрудничество с целью обмена педагогическим опытом практической деятельности учителя.
- Определение качественных и количественных показателей результативности деятельности педагога согласно отобранным педагогическим методикам.
Предполагаемый результат: повышение качества успеваемости и позитивная динамика качественной успеваемости по предмету, создание на основе ученических работ наглядно-дидактического материала.
Формирование у обучающихся ключевых компетенций:
-ценностно-ориентационные компетенции – формирование потребности в общении с искусством и способности воспринимать эстетические ценности;
формирование художественного вкуса как системы ценностных ориентаций личности в мире искусства;
- представление основных закономерностей истории культуры и системы общечеловеческих ценностей;
- осознание ценности художественной культуры разных народов и места в ней отечественного искусства.
-познавательные компетенции – понимание смысла (концепции) художественного произведения, особенностей языка искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства.
-информационные компетенции - умение самостоятельно находить, анализировать и использовать информацию.
-коммуникативные компетенции – формирование коммуникативной, информационной и социально-эстетической компетенции; культура презентации своих творческих работ в различных формах и с помощью технических средств (диалоговые формы общения с произведениями искусства, умение выстроить диалог с художественными явлениями прошлого для понимания их значимости для современников).
-здоровьесберегающие компетенции - владение способами позитивного отношения к своему здоровью.
-компетенции самосовершенствования - развитие рефлексии, креативности мышления, объективности оценки результатов собственной деятельности.
Циклограмма по самообразованию.
Ежедневно | ||||||
| ||||||
| ||||||
Еженедельно | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Ежемесячно | ||||||
| ||||||
| ||||||
Каждый триместр. | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Один раз в полугодие | ||||||
| ||||||
| ||||||
Один раз в год | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
План самообразования. | ||||||
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность | |||
Диагностический | Изучение имеющегося опыта и литературы по проблеме | 2020 год | Изучение «Закона об образовании в Российской Федерации» Изучение ФГОС НОО и ООО. Курсы повышения квалификации. Изучение психолого-педагогической литературы. | |||
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | На протяжении всего срока реализации программы. | Участие в ШМО и РМО. Представление опыта, изучение успешных практик других педагогов района и области. | |||
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | На протяжении всего срока реализации программы | Создание рабочих программ в соответствии с ФГОС НОО. Участие в вебинарах Выступления на заседаниях ШМО и РМО Проведение открытых уроков, круглого стола для родителей. Участие в олимпиадах, конкурсах. | |||
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | 2025 год | Диагностика результативности деятельности. Публикация в сетевых и печатных изданиях обобщенного опыта работы. Участие в конкурсах. | |||
Внедренческий | Распространение опыта работы | На протяжении всего срока реализации программы | Обобщение и распространение опыта работы по теме самообразования Открытые уроки на школьном уровне. Консультативная помощь учителям и учащимся, родителям. Публикации. | |||
Источники самообразования
- Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
- Интернет-ресурсы
- Семинары и конференции.
- Видео, аудио информация на различных носителях
Методы самообразования
- Чтение конкретных педагогических периодических изданий;
- Чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- Посещение семинаров, конференций, уроков коллег;
- Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
- Изучение информационно-компьютерных технологий.
Внедрение исследовательской проектной деятельности на уроках изобразительного искусства – это не просто способ сделать уроки интереснее и увлекательнее. Это эффективный способ развития базовых исследовательских действий, которые необходимы школьникам для успешной учебы, будущей карьеры и жизни в современном мире. Искусство становится не просто предметом изучения, а инструментом познания и саморазвития.
Практическая значимость:
Результаты исследования могут быть использованы учителями изобразительного искусства для повышения эффективности учебного процесса, развития исследовательских компетенций учащихся и формирования у них устойчивого интереса к познавательной деятельности. Разработанные проекты могут служить методическим пособием для организации исследовательской работы школьников в области изобразительного искусства.
4. Использованные информационные ресурсы:
1. Алексеев, Н. Г. Проектирование развития исследовательских умений учащихся / Н. Г. Алексеев // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 1. – С. 28–35.
2. Богоявленский, Д. Н. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Н. Богоявленский. – Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского университета, 1983. – 176 с.
3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : психологический очерк : книга для учителя / Л. С. Выготский. – Москва : Просвещение, 1991. – 93 с.
4. Громыко, Ю. В. Проектная деятельность как средство реализации новых образовательных стандартов / Ю. В. Громыко // Педагогические технологии. – 2007. – № 5. – С. 3–12.
5. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – Москва : ИНТОР, 1996. – 544 с.
6. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя. – Москва : Логос, 2004. – 384 с.
7. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей / Е. И. Игнатьев. – Москва : Учпедгиз, 1961. – 223 с.
8. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Москва : Политиздат, 1975. – 304 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Метод проектов на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности»
Современный ребенок многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять исследовательскую работу, развивать...

Мастер-класс. "Арттерапия. Применение на уроках изобразительного искусства"
Используя элементы арттерапии на уроках Искусства, учитель в наибольшей степени может влиять на развитие ребенка....

Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности
Выступление на окружном семинаре...

Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности
Выступление на окружном семинаре...

Использование инновационных методик и технологий на уроках изобразительного искусства при обучении младших школьников
Использование инновационных методик и технологийна уроках изобразительного искусствапри обучении младших школьников...

«Метод проектов на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности".
На формирование моего опыта по использованию метода проектов на уроках ИЗО и во внеклассной деятельности, оказали влияние следующие факторы: 1. Произошедшие в последние годы изменения в практике оте...

«Формирование универсальных учебных действий у учащихся в системе уроков изобразительного искусства и неурочной деятельности»
Введение новых государственных стандартов в образовании вызвало массу дискуссий, привело к серьёзному, а иногда к лихорадочному, самоопределению педагогов в поле своего собственного предмета. Те...

