Урок в 5 классе по теме: "Признаки делимости"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Бочарова Алина Сергеевна

Данный урок в 5 классе по теме: "Признаки делимости". Урок изучения нового материала по учебнику Дорофеева Г. В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priznaki_delimosti.doc58.5 КБ
Office presentation icon priznaki_delimosti.ppt2.81 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока  математики в 5 классе  

по теме «Признаки делимости»  

Тип урока: урок  нового материала.

Цели урока:

  • содержательная: с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися признаков, позволяющих без непосредственного деления определять делимость на 2, на 5, на 10, на 3;
  • деятельностная: (формирование умений новых способов действий): формировать у учащихся навыки определения чисел, делящихся на 2, на 5, на 10, на 3 без непосредственного деления, а на основании признаков делимости;
  • развивающая: формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию и переводить её из одной формы в другую), проблемную и коммуникативную;
  • воспитательная: воспитывать культуру умственного труда; культуру коллективной работы, информационную культуру.

 

Формы организации учебной деятельности:

  • работа в парах;
  • работа в группах;
  • мини-исследование;
  • индивидуальная работа;
  • фронтальная работа.

Оборудование: ПК, презентация Microsoft PowerPoint, учебник.

 Ход урока.

1. Организационный момент (приветствие учащихся).

Наш урок я хочу начать со слов

Предмет математика настолько серьезен,

что полезно не упускать случаев

делать его немного занимательным.

Блез Паскаль французский математик, физик,

 литератор 17 век

Как вы думаете, почему я выбрала эти слова?

У нас сегодня необычный урок.

2. Постановка учебной задачи

  • Скоро Новый год и сегодня мы с вами окажемся в сказке.

Шел по лесу Дед Мороз

Мимо кленов и берез,

Мимо просек, мимо пней,

Шел по лесу восемь дней. ///Зинаида Александрова

  • И пришёл к своему дому. Но вот беда – до нового года 8 дней, а он не все подарки успел собрать. А на дверях в кладовую замок, и чтобы его открыть, нужно нажать на кнопки с простыми числами.
  • Какие числа называются простыми?
  • Выберите только простые числа // 67, 73, 13, 23, 41
  • Перед нами мешки с конфетами, мандаринами, орехами. Всё Снегурочка перепутала.
  • Как найти нужный мешок?  
  • Развязывать все некогда – дети подарки ждут. Вспомнил тут Дед Мороз, что на мешках с конфетами – числа, кратные 2; с мандаринами – кратные 5, с орехами – кратные 3.
  • А что значит кратные?
  • Не справится Дед Мороз без нас - нужно помогать.
  • Ваша задача: как можно быстрее отыскать мешки с конфетами, мандаринами и орехами.
  • Заполните в парах таблицу.

46, 14, 25, 111, 27, 235, 55, 62, 28, 11, 95, 43, 85, 115, 57, 171, 81, 56 (Приложение1)

  • А как вы определили, что число делится на 2? на 5? на 3?// Делили
  • А можно ли, не выполняя, деление определить, делится ли число на 2, на 5, на 3?
  • Ребята, какая у нас сегодня цель урока?

Учебная задача: найти способы быстрого определения делителей числа без выполнения деления.

3. «Открытие» детьми нового.

  • Найдем кратные чисел 2, 5, 10.
  • Как удобнее их искать?
  • Можно ли найти все кратные?
  • А теперь посмотрите, подумайте в группах:

1 колонка: что общего у чисел, делящихся на 2?

2 колонка: что общего у чисел, делящихся на 5?

3 колонка: что общего у чисел, делящихся на 10?

  • С помощью каких примет можно определить делимость чисел на 2, 5, 10?
  • В математике такие приметы называют признаками деления.
  • А что такое признак?
  • Признак делимости — правило, позволяющее сравнительно быстро определить, является ли число кратным заранее заданному  без необходимости выполнять фактическое деление.
  • Какая тема урока?

Признаки делимости на 2, 5,10

  • Если число   оканчивается  одной из цифр 0,2,4,6,8, то оно делится на 2.
  • Если число оканчивается на 0 или 5, то оно делится на 5.
  • Если число оканчивается цифрой 0, то оно делится на 10.
  • Обратите внимание на то, что все эти признаки основаны на делимости последней цифры.
  • Представим признаки в виде схемы.
  • У каждого на столах лежат карточки с числами, кратными 3. Внимательно посмотрите и попробуйте найти то общее, по которому можно определить, что число делится на 3.// ответы учащихся.

Гипотеза: Чтобы число делилось на 3, нужно, чтобы сумма цифр данного числа делилась на 3.

  • Проверим гипотезу с помощью учебника (стр.121 п.6.4)

Признак делимости на 3и на 9

  • Если сумма цифр числа делится на 3, то и само число делится на 3;
  • Если сумма цифр числа делится на 9, то и само число делится на 9.

4. Физкультминутка «Елочка». Ребята а что во всех домах наряжают  на Новый год? (елку). А сегодня елочка пришла к вам сделать физкультминутку, повторяйте движения за ней.

5. Первичное закрепление

Выполнение заданий с проговариванием в парах:

1. Из представленных ниже чисел, выбери те числа, которые делятся на 2:

54 699; 691 544; 12 900; 235 677; 41 352; 512 003

2. Из представленных ниже чисел, выбери те числа, которые делятся на 5:

34 600; 670 855; 67 899; 451 552; 13 565; 567 714

3. Из представленных ниже чисел, выбери те числа, которые делятся на 10:

12 350; 347 908; 67 700; 456 899; 56 000; 410 365

4. Из представленных ниже чисел, выбери те числа, которые делятся на 3:

1 350; 6 910; 3 376; 4 786; 7 002; 3 693

6.  Самоконтроль.

Самостоятельная работа с последующей самопроверкой.

Задание 1 с последующей самопроверкой. Критерии оценивания на доске.

  • Заполните первый, второй и третий столбцы таблицы, предлагаемыми числами:

3;  6;  10;  17;  25;  34;  40;  59;   76;  85;  155;  192;  304;  305;  766;  845;   896;  900;  975;  5555;  6000 (Приложение 2)

7. Применение новых знаний.

Выполнение теста (Приложение 3)  или задания из учебника (если тест кажется сложным)

 № 484, 485, 487  (с. 124) (если тест вам кажется сложным).

8. Домашнее задание (разбирается вместе).

    п. 6.4 читать

    № 486, 489,  (стр. 124)

9.  Итоги урока. Рефлексия.

         

     Урок сегодня завершён,
    И каждый должен знать:
     Кто поработал хорошо
     Получит точно «ПЯТЬ».

Ребята ответьте на вопросы:

  • Ты был активен на уроке?
  • Доволен ли ты своей работой на уроке?
  • Было ли тебе интересно?

А свое настроение на уроке покажите на смайликах.

Спасибо за урок.

Литература

  1. Кузнецова Л.В. Математика. Тематические тесты. 5 класс / Л.В. Кузнецова, Н.В. Сафонова. – М.: Просвещение, 2010. – 79с.
  2. Дорофеев В.Г. Математика: дидакт. материалы для 5 класса / В.Г. Дорофеев, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, С.Б. Суворова. – М.: Просвещение, 2008. – 110с.
  3. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова и др., М.: Прсвещение, 2013. – 287 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики 5 класса по теме "Признаки делимости"

Данный материал можно использовать при объяснении  нового материала. Презентация содержит  примеры на применения признаков делимости натуральных чисел на 2,3,4, 5, 9, 10....

Презентация к уроку математики в 6 классе по теме "Признаки делимости на10, на 5 и на 2"

В презентации сформулированы цели урока, вопросы и задания для устной работы. С помощью заданий учащиеся самостоятельно приходят к выводу признаков делимости....

презентация для урока обобщения в 6 классе по теме "Признаки делимости"

презентация к уроку обобщения в 6 классе по теме "признаки делимости". учебник Зубаревой...

Открытый урок по математике для 6 класса по теме "Признак делимости на произведение". В соответствии с требованиями ФГОС.

К данному уроку подготовлена презентация и технологическая карта в виде презентации.УМК Зубарева И.И., Мордкович А.Г....

Урок математики в 5 классе по теме "Признаки делимости на 3 и на 9"

Урок рассчитан на учащихся 5 класса, занимающихся по учебнику "Математика" Н.Б. Истоминой....