мастер - класс по теме "универсальная формула для решения текстовых задач на проценты"
материал по алгебре по теме
Мастер – класс на тему: «Универсальная формула для решения текстовых задач на проценты»
Учитель математики
МБОУ СОШ с. Спешнево – Ивановское
Кротов Александр Валериевич
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект мастер - класса | 235.5 КБ |
презентация мастер - класса | 755 КБ |
практическое занятие на мастер - класс | 16.76 КБ |
Предварительный просмотр:
На сегодняшнем мастер-классе мы рассмотрим основную формулу с помощью, которой решаются тестовые задачи на проценты.
Проценты всегда связаны с изменением какой-либо величины. Пусть начальное значение нашей величины будет равна Х.
Пусть также известно конечное значение этой величины, обозначим его Y.
Тогда величины Y и X связаны следующей формулой. , где k- проценты, а ± зависит от того, увеличивается или уменьшается исходная величина.
На первый взгляд эта формула может показаться более сложной, чем классическая пропорция, которая изучается в школьном курсе математики, но давайте решим с Вами пару тройку задач, используя эту формулу и убедимся, что эта формула очень эффективна.
И так
Задача №1. Владельцы дисконтной карты получают при покупке в книжном магазине скидку 10%. Учебник стоит 880 рублей. Сколько рублей заплатит покупатель за эту книгу, если предъявит дисконтную карту?
Решение:
, - я поставил, потому что скидка означает, что наша исходная величина уменьшается.
Что нам известно из этой формулы?
Очевидно, что известно значение Х=880, и известны проценты k=10.
Подставляем значения в формулу: ===792
Ответ: 792 рубля.
Вот и все решение, ни каких пропорций, ни каких обозначений. Просто подставили числа в формулу, и нашли значение.
Давайте попробуем так же разобраться со второй задачей.
Задача№2. Мобильный телефон стоит 12500 рублей. После выхода новой модели он сразу подешевел и стал стоить 9500 рублей. На сколько процентов подешевел телефон после выхода новой модели?
Решение:
, - я поставил, потому что модель подешевела.
Что нам известно из этой формулы?
Известно, что начальная стоимость Х=12500, и итоговая цена Y=9500.
Подставляем значения в формулу: =
9500=125*(100-k)
100-k===19*4=76
100-k=76
k=100-76
k=24
Ответ: 24%.
Конечно, решение получилось длиннее, чем предыдущее, но в целом все решается по одной и той же формуле, то есть решение очень простое.
Задача №3. Ученикам гимназии предлагает на выбор два языка: французский и немецкий. Известно, что 135 учеников выбрали французский язык, что составляет 15% от числа всех учеников. Сколько всего людей учится в этой гимназии.
Решение:
, - я поставил, потому что модель подешевела.
В нашем случае известно количество учеников изучающих французский язык, таковых 15% от общего количества, то есть Y=135, а X=?, но вот проблема чему равно k=? Дело в том, что 15% - это доля от исходного количества, то есть от Х, а не те проценты, на которое уменьшается исходное значение, поэтому если исходное значение равно 100 из них нужно вычесть 15, и мы получим 85, это то количество процентов, на которое нужно уменьшить исходное число, что бы получить количество учеников изучающих французский язык.
Подставляем значения в формулу: 135=
Запишем это выражение в виде пропорции:
=
135*100=Х*15
Х===900
Ответ: 900 учеников.
Разумеется, любую из этих задач можно решить классическим способом: составляя пропорцию и решая ее крест на крест и даже более того, последняя задача решается таким способом гораздо проще. Давайте убедимся в этом:
По условию задачи
135 учеников – 15%
Х учеников – 100%
Составим пропорцию:
, по свойству пропорции: 135*100=15*Х
Х===900
Ответ: 900 учеников.
Как видите, решение получилось проще, и объем вычислений будет меньше, я специально добавил эту задачу в мастер-класс, что бы Вы не забывали, что есть два способа:
1 классический, это пропорция =
2 способ это тот, с которым вы сегодня познакомились – наша формула:
А сейчас перейдем от теории к практике. Вашему вниманию представлены 5 задач на проценты, используя знания, полученные из школьного курса и знания, полученные на сегодняшнем мастер-классе, решите их.
B1. Пакет молока стоит 80 рублей. Пенсионерам магазин делает скидку 15%. Сколько рублей заплатит пенсионер за пакет молока?
B2. Только 78% из 37 500 выпускников правильно решили задачу B1. Сколько выпускников решили задачу B1 неправильно?
Ответ: 8250 учеников
B3. Рулон обоев стоит 300 рублей. Во время распродажи, скидка составляет 40%. Какое наибольшее число таких рулонов, можно купить на 10 000 рублей во время распродажи?
Ответ 55 рулонов.
B4. Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. В апреле плата программиста составила 45 000 рублей. Сколько рублей он получит после вычета налога на доходы?
Ответ: 39150 рублей.
B5. Магазин делает пенсионерам и прочим льготникам скидку на определенное количество процентов. Например, банка черной икры стоит 1700 рублей, но бабуля заплатила за нее всего 1632 рубля. Сколько процентов составляет скида?
Ответ: 4%
Уважаемые коллеги, сейчас я отдам Вам, шаблон буклета, на тему «Нужны ли проценты в жизни?», прошу Вас заполнить пустые графы согласно заголовку.
А сейчас давайте проведем рефлексию в форме синквейна.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Общий вывод из этого мастер - класса: большинство задач на проценты решаются по приведенной формуле. Но есть исключения, которые решаются классическим методом пропорций.
Получившийся в результате совместной деятельности буклет можно представить в виде продукта проектной деятельности. А работу на сегодняшнем мастер-классе можно назвать мини проектом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Практическое задание:
B1. Пакет молока стоит 80 рублей. Пенсионерам магазин делает скидку 15%. Сколько рублей заплатит пенсионер за пакет молока?
Решение:
Ответ:_____________
B2. Только 78% из 37 500 выпускников правильно решили задачу B1. Сколько выпускников решили задачу B1 неправильно?
Решение:
Ответ:_____________
B3. Рулон обоев стоит 300 рублей. Во время распродажи, скидка составляет 40%. Какое наибольшее число таких рулонов, можно купить на 10 000 рублей во время распродажи?
Решение:
Ответ:_____________
B4. Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. В апреле плата программиста составила 45 000 рублей. Сколько рублей он получит после вычета налога на доходы?
Решение:
Ответ:_____________
B5. Магазин делает пенсионерам и прочим льготникам скидку на определенное количество процентов. Например, банка черной икры стоит 1700 рублей, но бабуля заплатила за нее всего 1632 рубля. Сколько процентов составляет скида?
Решение:
Ответ:_____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Мастер-класс "Работаем с табличным процессором (решение финансовых задач)"
Материал мастер-класса содержит последовательное описание решения экономической финансовой задачи рассчет оплаты ссуды посредством электронных таблиц. Может применяться как учебное пособие школьникам,...
Мастер-класс на тему:«Комбинаторные методы решения вероятностных задач»
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ УРОКА Выработать умение распознавать основные типы вероятностных задач, решаемых комбинаторными методами.ЦЕЛИ: * углубление знаний учащихся с учет...
Мастер-класс "Формирование действия моделирования через решение текстовых задач"
презентация к мастер-классу на тему: "Формирование действия моделирования через решения текстовых задач"...
Решение текстовых задач на проценты
Задачи на проценты для использования при подготовке к ВПР...
Урок: Решение текстовых задач, содержащих дроби и проценты
Урок: Решение текстовых задач, содержащих дроби и процентыКласс: 6Урок: Решение текстовых задач, содержащих дроби и процентыРаздел 1. ДробиТип урока:Урок открытия новых знанийЦель:Научить решать ...
Методическая разработка занятия проведенного в рамках внеурочной деятельности: «ОГЭ по математике: текстовые задачи» по теме «Решение текстовых задач. Задачи на движение»
Тип занятия :обобщения и систематизации знанийЦели:1) Формирование предметных результатов: составления математических моделей на примерах текстовых задач на движение2) Формиров...