Рабочая программа элективного курса по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов "Статистика знает все"
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме

Филиппова Александра Николаевна

 Предлагаемый элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Элементы статистики и теории вероятностей» на  первом этапе основной школы. Давно стоит вопрос о включении задач по теме «Математическая статистика» в материалы итоговой аттестации за курс  основной школы, в КИМы и ЕГЭ. Однако практика показывает, что задачи этого типа вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения со статистическими характеристиками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statistika_znaet_vse.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

.

Муниципальное образование   Курганинский район

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение средняя

 общеобразовательная    школа №  12 СТ. Михайловской Курганинского района

Краснодарского края

                                                                                                                   

Утверждено

решением педагогического совета

от  30   августа  2012 года  протокол№1

Председатель  ___________ Ополева Н.П.                                  подпись директора ОУ                                 Ф.И.О.

                                                                                                                                                                                                                         

                                     

                                                         Рабочая программа  

  По предмету                «Статистика знает все»

 

 Уровень образования       базовый

 Класс                               9

 Количество  часов    17  

 Учитель    Филиппова Александра Николаевна

   

Программа разработана на основе   ???????????????

                            П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я            З А П И С К А

 Предлагаемый элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Элементы статистики и теории вероятностей» на  первом этапе основной школы. Давно стоит вопрос о включении задач по теме «Математическая статистика» в материалы итоговой аттестации за курс  основной школы, в КИМы и ЕГЭ. Однако практика показывает, что задачи этого типа вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения со статистическими характеристиками.

          Каждому человеку в своей жизни приходится читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий. Поэтому наличие статистической культуры необходимо каждому человеку современного  общества. Предлагаемый курс будет способствовать формированию умений работать с количественной информацией, представленной в различной форме, адаптации учащихся в современном мире. В основной школе представление о столбчатых и круговых диаграммах, графиках реальных процессов учащиеся получают, но умением работать со статистической информацией , решать задачи   практического  содержания, заданными  диаграммами и графиками, не владеют. Данный элективный курс направлен на развитие мышления учащихся средствами, как математики, так и той статистической информации, которая заложена в диаграммах и графиках.

    Курс « Статистика знает все» представляется особенно актуальным, т.к. вооружает учащихся элементарными знаниями по статистике – науке, без которой затруднено восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация  разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна современная  практическая деятельность.

Цель программы :создание ориентационной и мотивационной основы у девятиклассников для осознанного выбора физико - математического профиля обучения в старшей школе, формирование представления о природе математических знаний , специфике математических  методов, позволяющих применять их в различных отраслях человеческой деятельности , демонстрация практической значимости статистики в системе наук , обществе , производстве , повседневной жизни.

Задачи:    - формирование элементарных навыков работы со статистическими характеристиками;

                 - формирование навыков  по построению, чтению графиков, диаграмм, гистограмм.

                  - включение учащихся в поисковую деятельность как фактор личностного развития;

                  - развитие коммуникативных навыков в процессе практической и игровой деятельности;

                  -

         Достичь этого предполагается путем ознакомления девятиклассников с одним из видов исследовательской деятельности – статистическим исследованием.

           Программа  курса рассчитана на 17 часов и ориентирована на школьников, интересующихся вопросами статистики, желающих расширить и углубить свои знания по математике, а также познакомиться с применением логических рассуждений в различных ситуациях. По своему содержанию она соответствует познавательным возможностям девятиклассников.

Содержание курса - это серия исследовательских задач, включающих в себя анализ информационных источников, выдвижение гипотез, построение математической модели ситуации. Кроме этого курс предполагает развитие коммуникативных умений, сотрудничество в группах, культуры ведения дискуссии, презентация результатов. Все задачи курса разбиты на блоки: « Для будущих экономистов», «Для будущих экологов»,«Математическая статистика в жизни класса»,«Статистика в психологии» и т. д. Целесообразно организовать консультации не только учителем, ведущим курс, но и другими педагогами и специалистами, работающими в школе.

         Курс является открытым, в него можно добавить новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие-либо сюжеты другими. Главное, чтобы они были небольшими по объему, интересными для учащихся, соответствовали их возможностям.

Предлагаемые задачи имеют нестандартную постановку, побуждающих учеников к решению, решаются на основе знаний по математике, полученных в общеобразовательной школе до 9 класса.

        Теоретические факты и задачи элективного курса не вызовут у учащихся трудностей, поскольку они не содержат громоздких выкладок и отражают жизненные ситуации. При направляющей  роли учителя  учащиеся смогут самостоятельно решать и составлять задачи.

Так как программа предполагает решение исследовательских задач, в ней сведена к минимуму лекционная часть. Учитывая возрастные особенности девятиклассников, обучение проводится в форме лекционно-практических занятий, на которых теоретический материал вводится по мере надобности, а не концентрируется  на одном- двух уроках.

        Важная особенность предлагаемой программы заключается в том, что ее можно рассматривать как своего рода универсальной программой, которую можно предложить слушателям разных профилей.

       Организация работы учащихся  на занятиях должна отличаться от традиционной: школьникам необходимо давать время на размышление, учить выдвигать гипотезы, рассуждать.

        Содержание данного элективного курса предполагает разные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:

- анализ статистических материалов;

- составление диаграмм, графиков, гистограмм и комментарии к ним;

- подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации, в том числе литературных источников, материалов периодической печати и информационных ресурсов интернета;

 - использование интернет - технологий;

- защита исследовательской работы.

        Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой.  

        Содержание элективного курса  предлагает учащимся следующие возможности самоопределения, как например, выбор:

        -объектов изучения;

        -темы итоговой исследовательской работы.

В силу большой практической значимости данный курс вызывает интерес, является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств личности учащихся. Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Хотя при изучении курса не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков, при достаточно полном   рассмотрении вопросов курса, несомненно, появится прогресс в подготовке учащихся.

С О Д Е Р Ж А Н И Е    П Р О Г Р А М М Ы .

1.ВВЕДЕНИЕ В СТАТСТИКУ (1 ЧАС)

        Определение статистики, ее разделы, история создания.  Место статистики в изучении окружающего мира.  

 2. СТАТИСТИКА  КАК  НАУКА (4 ЧАСА )

        Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах, мода. Медиана как статистическая характеристика. Практический смысл статистических характеристик. Сбор и группировка статистических данных. Группировка информации в виде таблиц.  Основные типы задач на применение статистических характеристик.

3. СТАТИСТИКА – ДИЗАЙН  ИНФОРМАЦИИ (10 ЧАСОВ)

          Понятие графика и диаграммы, алгоритмы чтения и составления диаграмм и графиков. Наглядные представления статистики: графическое распределение информации, гистограммы распределения большого объема информации, полигон. Решение задач из разделов: « Для будущих психологов», «Для будущих экологов», «Для будущих экономистов», «Статистика при решении  школьных проблем».

4. СТАТИСТИЧЕСКИЕ   ИССЛЕДОВАНИЯ (2 ЧАСА)

            Защита групповых исследовательских работ учащихся.

 Т Р Е Б О В А Н И Я   К     М А Т Е М А Т И Ч Е С К О Й     П О Д Г О Т О В К Е .

В результате изучения курса учащиеся должны:

-  сформировать собственный взгляд на выбор профиля дальнейшего обучения;

- научиться:

- разрабатывать математические модели, отражающие наблюдаемые явления;

- делать выводы в рамках строгой математической логики;

- использовать графики при решении задач и представлять результаты исследования;

- сотрудничать друг с другом в группах;

- представлять результаты в наглядной и убедительной форме.

                                                           Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Макарычев Ю.Н. , Миндюк Н.Г. Элементы статистики и теории вероятностей. – Москва:  Просвещение ,    2003.
  2. Газета  Математика  № 34, 35, 41, 43/ 2008 .
  3. Аверьянов Д. И.  Большой справочник для поступающих в ВУЗы. Москва:   Дрофа,  1999.
  4. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Математика. Москва:

Аванта +     2001 .

  1. М. В. Ткачева,  Федорова Н.Е. Элементы статистики и    

     теории вероятностей. – Москва: Просвещение, 2004 .

  1. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в  

          психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2003.                  

                КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема     урока

Структура  занятий

1

Введение в статистику

Информация учителя о содержании курса, ее разделы, история создания, место в окружающем мире.

2

Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах.

Информация учителя о статистических характеристиках: среднем арифметическом, размахе. Практикум по решению задач практического содержания.

3

Статистические характеристики: медиана, мода.

Информация учителя, решение задач на применение статистических характеристик.

4

Практический смысл статистических характеристик. Сбор и группировка статистических данных. Группировка информации в виде таблиц.

Информация учителя, обобщение и систематизация знаний по теме. Выдача групповых заданий.

5

Основные типы задач на применение  статистических характеристик.

Практикум по решению задач.

6

Статистика – дизайн информации. Понятие графика и диаграммы. Алгоритмы чтения диаграмм и графиков.

Информация учителя, разработка алгоритмов чтения и составления диаграмм и графиков.

7

Наглядное представление статистики: построение  столбчатых и круговых диаграмм.

Информация учителя. Работа  в группах.

8

Гистограммы большого распределения информации

Информация учителя. Решение задач  на построение гистограмм.

9

Полигон – иллюстрация статистической информации.

Информация учителя. Деловая игра.

10

Решение задач из раздела «Статистика в психологии».

Вступительное слово учителя о проблемах исследования в психологии. Деловая игра по решению проблемы: диагностика уровня тревожности учащихся, исследование познавательных интересов учащихся в связи с задачами профориентации, анализ процесса адаптации учащихся 5 классов и т. д.

11

Диаграммы и графики, отражающие исследования в психологии.

Практикум по составлению и чтению графиков и диаграмм по данной теме.

12

Решение задач из раздела «Математическая статистика в жизни нашего класса».

Вступительное слово учителя. Деловая игра по решению проблем: заболеваемости учащихся класса, о посещении кружков, секций, об успеваимости и т. д.

13

Решение задач из раздела «Математическая статистика в жизни нашей школы»

Информация учащихся о школьных проблемах.

Делова игра.

14

Диаграммы и графики, отражающие экологические проблемы.

Информация учащихся об экологических проблемах Краснодарского края. Практикум по составлению соответствующих диаграмм и графиков.

15

Экономические диаграммы.

Решение задач из раздела «Для будущих экономистов»

Вступительное слово учителя о проблемах исследования экономики. Деловая игра.

16

Защита группами своих исследовательских работ

Презентация работ учащихся по проблеме исследования.

17

Защита группами своих исследовательских работ

Презентация работ учащихся по проблеме исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов по алгебре

Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов посвящен формированию статистических знаний и знаний по теории вероятности. Для нашего времени весьма актуален вопрос о введении в шк...

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9-классов “Элементы теории графов “.

Настоящая работа представляет собой программу элективного курса “ Элементы теории графов “ для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов «Задачи с параметрами»

Данный элективный курс является межпредметным, предполагает изучение темы «Задачи с параметрами»  на прикладном уровне.Этот курс призван дополнить курс алгебры задачами с параметрами из гео...

Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов "Некоторые замечательные теоремы и факты геометрии" (17 часов)

Данный элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Его основная цель - способствовать развитию логического мышления и эвристической культуры учащихся, их общекультур...

Рабочая программа курса по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов

Аннотация к рабочей программе курса по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов Курс по выбору “Английский язык и основы страноведения”  предназначен для предпрофильной подгот...

"Работа с видеофайлами" элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся

Элективный курс предназначен для учащихся 9х классов общеобразо-вательных школ. Является частью предпрофильной подготовки и обеспечивает переход школьников от обучения к самообразованию. В настоящее в...

Рабочая программа курса по предпрофильной подготовке ,, Мой выбор\'\'.9 класс

Программа курса расчитана на 17 уч часов, содержит необходимые разделы....