Рабочая программа курса по предпрофильной подготовке ,, Мой выбор''.9 класс
рабочая программа (9 класс)

Антипова Зоя Викторовна

Программа курса расчитана на 17 уч часов, содержит необходимые разделы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_predprofilnoy_podgotovke9klass.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                        «Чистиковская школа»

Рассмотрена                                                                 Утверждаю __________

на заседании педагогического                   директор МБОУ «Чистиковская

совета школы протокол №____                 школа» В.В.Гнатенко

от _________20____г.                                 приказ № ___от______20___г.

                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса по  предпрофильной подготовке

,,Мой выбор'' 9 класса

основного  общего образования

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ :

      В ГОД  (17ч.);      

      В НЕДЕЛЮ  (1ч.).

Учитель: Антипова Зоя Викторовна

ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВАНИИ:

  1. ФГОС СОО
  2. Программы основного общего образования по направлению ,,Технология. Обслуживающий труд''. М:,, Вентана - Граф’’, 2014г

ОБЕСПЕЧЕНА УЧЕБНИКАМИ: Технология. 9 класс : учеб. для учащихся общеобразоват.  учреждений  /  А.Н. Богатырев, О.П. Очинин , П.С. Самородский  и др.( М:,,Вентана - Граф'', 2014г. )

1. Планируемые результаты изучения  курса по предпрофильной подготовке , ,,Мой выбор'' в 9 классе.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.

 Изучение  курса ,, Мой выбор’’ в 9 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.

                                               Личностные результаты:

 Ученик получит возможность:

  соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

 использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

  анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной

  деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

 пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

                                               Метапредметные результаты:

Ученик получит возможность:

 развивать самостоятельность;

  оценивать собственные возможности, способствующие овладению учащимися умениями;

  получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;

 систематизировать, анализировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности необходимые для участия в жизни гражданского общества и правового государства.  

                                                Предметные результаты:

 Ученик получит возможность:

 познакомиться с понятиями: психологические особенности личности; самооценка; самоопределение; темперамент; интеллектуальные способности; стиль общения;

  использовать свои интересы, мотивы и ценности профессионального труда, а так же психофизиологические и психологические ресурсы личности в выборе профессии;

 самостоятельно оценивать свои профессиональные интересы и склонности, способности;

  познакомиться с классификацией  профессий; карьеры, видами карьеры;

  понять значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;

 углубить и развить представления  о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

                          

                                2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ             

          Информационный блок

1.Введение в изучаемый курс ,, Мой выбор”.

Цели, задачи, принципы курса ,, Мой выбор”. Правила техники безопасности.

Обучающийся должен знать (понимать): цели, задачи, принципы, направления курса ,,Мой выбор”,  правила техники безопасности.

2. Мир профессионального труда.

 Многообразие мира профессий.

Обучающийся должен знать: виды потребностей ( материальные и духовные ); виды профессий ( массовые, рeдкие, свободные ); понятия: профессия ,специальность, должность.

Обучающийся должен иметь представление: о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

Обучающийся должен уметь: определять вид профессии; отличать профессию, специальность, должность.

3. Анализ профессий.

 Классификация профессий.  Предмет труда в профессиональной деятельности. Цели профессионального  труда. Средства труда в профессиональной деятельности. Условия труда  в профессиональной деятельности. Знакомство с содержанием профессий.  

Обучающийся должен знать: разделение профессий по предмету труда на 5 типов: человек - человек, человек – техника, человек – природа,  - знаковая система, человек - художественный образ;

разделение профессий по цели труда: гностические, преобразующие и изыскательные;

разделение профессий по средствам труда: ручные, механизированные, автоматизированные, функциональные;

разделение профессий по условиям труда:  на открытом воздуxе,  в условиях бытового микроклимата, в необычных условиях, с  повышенной моральной ответственностью;

 содержание профессий.

Обучающийся должен иметь представление:  о понятиях: предмет труда, цели труда, средства труда, условия труда, о содержании профессий; о влиянии здоровья на успех в профессии.

Обучающийся должен уметь: анализировать профессии по предмету, цели, средствам и условиям труда.

4. Путь к самопознанию. Образ ,,Я” и профессия.

    Основы профессионального самоопределения. Профессиональная  карьера и здоровье.  Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. Ошибки и затруднения при выборе профессии. Профессиональные и жизненные  планы.  Пути получения профессии.  Образовательная карта города Смоленска.

Обучающийся должен знать: что необходимо учитывать при составлении  профессионального плана; типичные ошибки при выборе профессии.

Обучающийся должен иметь представление:  об учебных заведениях начального среднего и высшего профессионального образования  г. Рудня ,Смоленска.

Обучающийся должен уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; уметь пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования; пользоваться образовательной картой города.

Блок психологического сопровождения выбора профессии и дальнейшего образовательного   маршрута

          1. Знакомство с самим собой

    Мотив выбора профессии. Профессиональная пригодность. Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении. Психические процессы, важные для профессионального самоопределения.

Интересы, склонности, способности личности при выборе профессии.  

Исследование интересов и склонностей с помощью анкет ориентации. Исследование способностей (тест).

 Обучающийся должен знать:  определение понятий: мотивы, профессиональная пригодность, темперамент, характер, ощущение, восприятие, представление, воображение, память, внимание, мышление, интересы, склонности, способности; ведущие интересы.

 Обучающийся должен иметь представление: о своих возможностях и ограничениях; о своем ,,Я”.

Обучающийся должен уметь:  выполнять инструкции в ходе активизирующих профессионально-ориентационных методов и психологической диагностики.

             2.Стратегия выбора.

   Кем и каким я хочу и могу быть.

Обучающийся должен знать: из чего складывается выбор человека; необходимые шаги для принятия решений;  слагаемые выбора профессии.

Обучающийся должен иметь представление: o рациональном и интуитивном факторе при выборе; о путях принятия решений; собственных ресурсах и ресурсах со стороны при принятии решений.

Обучающийся должен уметь:  ставить профессиональную и образовательную цель, разрабатывать пути ее достижения, определять приоритетные цели и задачи.

                 3. На пути к образованному человеку.

Мой профессиональный выбор.( Профессиограмма. Защита своего выбора). Определение реальных путей получения дальнейшего образования при выборе профессии).

Обучающийся должен знать: пути получения образования по выбранной профессии.

Обучающийся должен иметь представление: о принципах защиты своего  выбора или мнения.

Обучающийся должен уметь: составлять профессиограмму и ее защитить.

   

   

               

      Т Е М А Т И Ч Е С К О Е  П Л А Н И Р О В А Н И Е

п/п

                                              Тема

Кол-

во

часов

                         

  И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н Ы Й    Б Л О К

9

1.

Введение в изучаемый курс  ,, Мой выбор”

0,5

2.

Многообразие мира профессий

0.5

3.

Анализ профессий

2

4.

Путь к самопознанию.  Образ,, Я” и профессия

6

Б Л О К  П С И Х О Л О Г И Ч Е С К О Г О   С О П Р О В О Ж – Д Е Н И Я  В Ы Б О Р А  П Р О Ф Е С С И И   И   Д А Л Ь-

 Н Е Й Ш Е Г О  О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н О Г О   М А Р Ш  -

 Р У Т А

8

1.

Знакомство с самим собой

6

2.

Стратегия выбора

1

3.

На пути к образованному человеку

1

                                                                                            И Т О Г О

17

 

Календарно- тематическое планирование учебного материала курса предпрофильной подготовки ,,Мой выбор ‘’ для 9 класса.

урока

         Тема урока

    Виды деятельности

     Дата

ф  /п          

1

Введение в изучаемый курс,, Мой выбор”. Многообразие мира профессий.

Знакомство с предметом: цели, задачи, принципы,  направления курса ,, Мой выбор''. Понятия: ,,профессия’’, ,,специальность’’,  ,,должность’’ .

2

Классификация профессий. Предмет труда и профессиональная деятельность. Цели профессионального труда.

Рассмотреть классификацию профессий по  Е.А. Климову.

Разделение профессий по предмету труда на 5 типов; по цели труда -  на 3 класса.

3

Средства труда, условия труда в профессиональной деятельности.

Разделение профессий по средствам труда на 4 отдела; по условиям труда  - на 4 группы, Пр. р. :Заполнение кроссвордов.

4

Основы профессионального самоопределения.

 Формула профессии.  Ситуация выбора профессии. Пр.р.: Определить формулу профессий.

5

Ошибки  и затруднения при выборе профессии.

Правила выбора профессии. Составления памятки последовательности выбора профессии.

6

Пути получения профессии.  Образовательная карта города Смоленска.

Рассмотреть уровни подготовки.

Учебные заведения начального, среднего, высшего профессионального образования г Смоленска.

7

Профессиональная  карьера и здоровье.

Уметь соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии. Медицинские показания и противопоказания. Пр.р.: Составить план физической подготовки к предполагаемой профессии.

8

Профессиональные и жизненные  планы

Рассмотреть схему личного профессионального плана. Пр.р.: Составление собственного плана

9

Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение.

Знакомство с понятиями: ,,самосознание’’, ,,самооценка’’ . Образ ,,Я’’ Пр.р. Определение уровня своей самооценки.

10

Мотив выбора профессии.

Рассмотреть виды мотивов, их характеристику. Анкета мотивов выбора профессии.

11

Профессиональная пригодность.

Рассмотреть степени пригодности.

12

Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении.

Понятия:  ,,темперамент'’, ,,характер’’. Типы темперамента. Пр.р.: Определить, к какому типу темперамента относитесь вы.

Тест, который поможет вам определить основные черты своего  характера.

13

Психические процессы, важные для профессионального самоопределения.

Рассмотреть понятия : ,,ощущение и восприятие, представление, воображение,  память, внимание, мышление’’.

14

Интересы, склонности, способности личности при выборе профессии.

Сущность понятий: интересы, склонности  способности. Ведущие свойства специальных способностей ( по Е,А, Климову)

15

Профессиограмма и психограмма профессии.

Рассмотреть понятия: профессиограмма и психограмма . Схема профессиограммы. ПР.: Составление профессиограммы интересуемой профессии.

16

Профессиональная проба: ,,Кем и каким я могу быть’’.

Пр.р.: Оформление поекта ,,Мой выбор’’

17

Защита своего проекта

Профессиограммы  пофессий. (Презентации )

Итого

17ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Физика в медицине»

Элективный курс ориентирован на учащихся 9-х классов средних общеобразовательных школ. В курсе выявляется связь между физикой, биологией и медициной....

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9-классов “Элементы теории графов “.

Настоящая работа представляет собой программу элективного курса “ Элементы теории графов “ для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Гражданин – Отечества достойный сын»

Программа составлена учителем истории и обществознания МБОУ СОШ №5 г. Киржача Владимирской области Н.Е. Ермолаевой....

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Практика конструктивного общения»

Программа составлена учителем истории и обществознания МБОУ СОШ №5 г. Киржача Владимирской области Н.Е. Ермолаевой....

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов «Задачи с параметрами»

Данный элективный курс является межпредметным, предполагает изучение темы «Задачи с параметрами»  на прикладном уровне.Этот курс призван дополнить курс алгебры задачами с параметрами из гео...

Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов "Некоторые замечательные теоремы и факты геометрии" (17 часов)

Данный элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Его основная цель - способствовать развитию логического мышления и эвристической культуры учащихся, их общекультур...

Рабочая программа элективного курса по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов "Статистика знает все"

Предлагаемый элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Элементы статистики...