Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Гражданин – Отечества достойный сын»
элективный курс по обществознанию по теме

Ермолаева Наталья Евгеньевна

 

Программа составлена учителем истории и обществознания МБОУ СОШ №5 г. Киржача Владимирской области Н.Е. Ермолаевой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки

обучающихся 9 класса «Гражданин – Отечества достойный сын»

Программа составлена учителем истории и обществознания МБОУ СОШ №5 г. Киржача Владимирской области Н.Е. Ермолаевой.

Пояснительная записка

        Программа элективного курса «Гражданин – Отечества достойный сын» предназначена для изучения обучающимися 9 класса в рамках предпрофильной подготовки в соответствии  с ФГОС основного образования по обществознанию.

 

Программа составлена на основе «Методических рекомендаций для предпрофильной правовой подготовки    учащихся      9-х    классов».  Е.А.Певцова, проф. Кафедры исторического      и социально-        экономического образования АПКиПРО РФ, 2006

Актуальность:

Столетия сменяют друг друга, а вопросы правового образования по-прежнему остаются актуальными. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России особое внимание уделяет проблеме формирования базовых национальных ценностей, на первом месте среди них:

- патриотизм;

-гражданственность;

-социальная солидарность и др.

 Курс «Гражданин – Отечества достойный сын» направлен на  формирование этих ценностей.

 Начало ХХI в. ознаменовано новыми тенденциями в правовом обучении. Их особенностями являются:

  1. практико-ориентированный подход в изложении содержания выстроенных правовых курсов;
  2. опора на социальный опыт ребенка, участвующего в различных правоотношениях в реальной жизни;
  3. формирование активной гражданской позиции личности;
  4. уважение к правам человека и нормам международного права;
  5. обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника;
  6. решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения ребенка в дальнейшем.

Программа курса «Гражданин – Отечества достойный сын» предназначена для предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный и социально-экономический профиль. Этот курс позволяет учитывать интересы, склонности и способности каждого ребенка, создаёт условия для обучения старшеклассников в соответствии с их желаниями и приоритетами.

Цель элективного курса: формирование правовой компетентности обучающихся.

Задачи:

Предметные – расширение знаний обучающихся о роли права в жизни человека и гражданина, показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению жизненных  проблемных ситуаций; рассмотреть правовые ситуации и модели правомерного поведения личности, опираясь на социальный опыт ребёнка.

Метапредметные  - уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций, развивать способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках основных социальных ролей.

Личностные – формировать ценностные ориентиры, основанные на гуманистических традициях, идеях патриотизма, уважения к Родине, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

  1. системность;
  2. целостность;
  3. объективность;
  4. научность;
  5. доступность для обучающихся основной школы.

Полнота содержания – программа содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.

Практическая направленность содержания – содержание обеспечивает гражданскую компетентность (компетентность гражданина России) и зрелость в плане выбора профиля обучения.

Методы и приемы:

  1. Метод проблемного обучения
  2. Дидактические игры.
  3. Исследовательский метод
  4. Мысленный эксперимент
  5. Метод моделирования.

 Виды деятельности: написание эссе, составление схем и таблиц, выполнение краткосрочных проектов, анализ нормативных актов.

Формы организации познавательной деятельности:

  1. фронтальная;
  2. индивидуальная;
  3. групповая и парная.

Контроль

  1. Текущий (устный опрос, тесты, решение правовых задач);
  2. Итоговый (написание эссе, подготовка проекта-презентации).

Обучающиеся могут выбирать

-виды отчёта из предложенного учителем перечня;

-источники и литературу по теме.

Динамика интереса – может быть оценена через анкетирование на первом и заключительном занятиях.

Предполагаемый результат

Обучающиеся получат более углубленное и расширенное  представление:

  1. о роли права и в жизни человека и общества;
  2. о структуре системы права;
  3. о Семейном и Трудовом кодексах РФ;
  4. о системе судопроизводства в РФ;
  5. о системе мировой защиты прав человека.
  6.  об основных юридических профессиях.

Обучающиеся получат опыт:

  1. самостоятельной работы с юридическими документами;
  2. поиска информации по заданному юридическому вопросу;
  3. выделять противоречия, лежащие в юридической области;
  4. выявления причин возникновения проблемы, оценки способов решения проблемы.

Обучающиеся научатся:

  1. объяснять роль права в жизни общества;
  2. различать правоспособность и дееспособность субъектов права;
  3. сравнивать преступление и административный проступок;
  4. характеризовать права человека;
  5. составлять важные документы: заявление, простую доверенность на получение денег, апелляционную жалобу по итогам экзаменов.

В области предметной компетенции обучающиеся овладеют правовыми понятиями, способами научного исследования (постановка целей деятельности, отбор и анализ источников, соотнесение фактов, систематизация и обобщение юридического материала, выявление причинно-следственных связей).

 В области коммуникативной компетенции обучающиеся  овладеют формами проблемной коммуникации (понимать и воспринимать точку зрения отличную от собственной; аргументировано излагать и отстаивать заимствованную и свою собственную точку зрения; давать оценку изученных социально-правовых объектов и процессов).

В области социальной компетенции обучающиеся овладеют основными типами социальных взаимодействий, учатся действовать в обществе с учетом интересов других людей, соотнося свои цели и задачи с интересами коллектива. Этому способствуют различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками, творческие проекты, мозговые штурмы. Это позволяет обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву.

Содержание курса

 Введение. Роль права в жизни человека и общества (2 ч)

Лекция (1 ч)

Права как ценности для общества в целом, а также его роль в судьбе отдельных людей.

Значимость науки юриспруденции, история ее формирования, первые представители юридической профессии.

Основные правила человеческой жизни, выраженные в социальных нормах.

Практическая часть (1 ч)

Работа в группах. Решение задач, смоделированных учителем по данной теме. Написание эссе-рассуждения «Почему нарушаются законы».

Тема 1. Как и почему зарождается право? (2 ч)

Лекция (1 ч)

Возникновение правовых регуляторов в истории человечества, формирование права в настоящее время. Потребность общества в правовых нормах.

Практическая часть (1ч)

Мини-исследование. «Путешествие в эпохи: ритуалы, обычаи, религиозные и моральные нормы разных стран»

Тема 2. Я - гражданин страны (2 ч)

Правовой статус гражданина России. Конституция РФ. Символика страны.

Права и обязанности несовершеннолетних.

Практическая часть (1 ч.)

Работа в группах. Анализ материалов из газет и журналов, Интернет-ресурсов и телевизионных передач о нарушениях и соблюдении конституционного права.

Тема 3. Работодатели и работники на рынке труда (2 ч)

Лекция (1 ч)

Трудовой кодекс РФ. Основные принципы правового регулирования труда в РФ. Особенности правового поведения работников и работодателей. Юридические правила, регулирующие трудовую деятельность.

Практическая часть (1 ч)

Решение правовых задач . Порядок трудоустройства, оформление трудового договора, порядок увольнения и решение проблем, возникающих при расторжении правоотношений работников и работодателей.

Тема 4 . Правовые основы брака. Родители и дети. (2ч)

Лекция (1 ч)

Правовое регулирование семейных отношений, порядок заключения и расторжения брака РФ.

Права и обязанности супругов. Брачный контракт. Правовые основы взаимоотношений родителей и детей.

Практическая часть (1ч)

Лабораторная работа . Составление брачного контракта

Тема 5. Судопроизводство в нашей стране(2ч)

Лекция (1 ч)

Формы осуществления защиты прав и интересов личности в РФ. Система судебной власти в России. Компетенции судов РФ. Суд присяжных.

Практическая часть (1 ч)

Ролевая игра . «Изучаем гражданский судебный процесс»

Тема 6. Из мира юридических профессий (2ч)

Лекция (1ч)

Разнообразие юридических профессий в прошлом и в современном обществе. Основные аспекты профессиональной деятельности юристов: юрист, адвокат, судья, юрисконсульт, прокурор, нотариус, частный детектив, следователь.

Практическая часть (1ч)

Лабораторная работа. «Составление юридических документов (заявление, простую доверенность на получение денег, апелляционную жалобу по итогам экзаменов.)»

Тема 7. Мировое сообщество на защите прав человека (2ч)

Лекция (1ч)

Система мировой защиты прав человека. Международные документы об основных правах человека: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка. События мировой истории, которые привели к борьбе за права человека.

Практическая часть (1ч)

Анализ международных документов и норм международного права с целью классификации основных прав человека: гражданских, политических, социально-экономических, культурных.

Тема 8. Почему я должен следовать закону? (2ч)

Лекция (1ч)

Важность соблюдения закона и уважения права в стране. Проблемы преступности и наказуемости. Обстоятельства, исключающие преступность деяний (необходимая оборона, крайняя необходимость, задержание лица, совершившего преступление, причинение вреда в результате физического принуждения и проч.). Важность правовых знаний у граждан РФ.

Итоговое занятие

Разработать систему мероприятий по борьбе с правонарушениями и их предупреждению.

(проект- презентация, эссе, мини – сочинение по выбору учащихся).

Учебно-тематический план курса «Гражданин, общество, право»

Тема

Количество часов

всего

Теория

Практика

Введение

Роль права в жизни человека и общества

2

1

1

Как и почему зарождается право?

2

1

1

Я - гражданин страны.

2

1

1

Работодатели и работники на рынке труда

2

1

1

Правовые основы брака. Родители и дети.

2

1

1

Судопроизводство в нашей стране.

2

1

1

Из мира юридических профессий.

2

1

1

Мировое сообщество на защите прав человека.

2

1

1

Почему я должен следовать закону?

2

1

1

Итого

16

8

8

ЛИТЕРАТУРА

   

При составлении элективного курса были использованы:

  1. Методические рекомендации для предпрофильной правовой подготовки      

     учащихся      9-х    классов / Е.А.Певцова, проф. Кафедры исторического

     и социально-        экономического образования АПКиПРО РФ, 2006

  1. Программы по курсу права для образовательных учреждений 5-11 классы. М., Новый учебник, 2008.
  2. Сборник нормативных документов. Обществознание. М.,Дрофа,2008
  3. Методика преподавания права в школе. С.А.Морозова. М., Новый учебник, 2008.

Для учащихся

  1. Основы правовых знаний: В 2 кн.: Учеб. Для 8-9 кл. Володина С.И., Полиевктова А.М., В.В.Спасская. и др. М2008 г.
  2. Практикум по курсу «Основы правовых знаний»: Учеб. пособие для 8-9 кл. РФПР. 2010г
  3. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл. РФПР.. 2010 г.
  1. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум. М.2010.
  2. Полиевктова А.М. – Основы правовых знаний. Рабочая тетрадь, 8-9 кл. «Новый учебник», 2010 г.
  3. Электронное учебное пособие «Основы правовых знаний» 8-9 кл., ООО «Кирилл и Мефодий».

Для учителя

Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний».8-9 кл.: Пособие для       учителя. РФПР..2010 г.

Певцова Е.А. Книга учителю обществознания.М. РС.2010.

Теоретические и методические основы преподавания права в школе. М РФПР. 2010

Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. М.2008

Комментарий к Трудовому Кодексу. М. 2010

Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М. 20100

Комментарий к Административному кодексу РФ. М.2010

Комментарий к Семейному кодексу РФ. М.2010

Михайлова Н.Н., Иоффе А.Н.,Королькова Е.С., Уколова А.Е., Вакуленко В.А.Организация внеурочной работы по праву. М.: 2008

Сборник образцов гражданско-правовых документов. М. 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Физика в медицине»

Элективный курс ориентирован на учащихся 9-х классов средних общеобразовательных школ. В курсе выявляется связь между физикой, биологией и медициной....

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9-классов “Элементы теории графов “.

Настоящая работа представляет собой программу элективного курса “ Элементы теории графов “ для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Практика конструктивного общения»

Программа составлена учителем истории и обществознания МБОУ СОШ №5 г. Киржача Владимирской области Н.Е. Ермолаевой....

Программа элективного курса для предпрофильного 9 класса « Говорим и пишем правильно»

Элективный курс направлен на изучение норм современного литературного русского языка, на повышение речевой компетенции учащихся, что отвечает требованиям Стандарта полного общего образования по русско...

Программа элективного курса для предпрофильного 9 класса « Говорим и пишем правильно»

Элективный курс направлен на изучение норм современного литературного русского языка, на повышение речевой компетенции учащихся, что отвечает требованиям Стандарта полного общего образования по русско...

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов «Задачи с параметрами»

Данный элективный курс является межпредметным, предполагает изучение темы «Задачи с параметрами»  на прикладном уровне.Этот курс призван дополнить курс алгебры задачами с параметрами из гео...

Методическая разработка урока обществознание для 5-6 класса "Гражданин - Отечества достойный сын"

Данное мероприятие позволило школьникам  приобрести  базовые навыки, обеспечивающих успешное действие  подростка в реальных (не ограниченных рамками школы) правоотношениях и ситуациях. ...