Рабочая программа факультативного курса по математике "По ступенькам математики" для 6 класса
рабочая программа по алгебре (6 класс) по теме

Баринова Елена Валерьевна

Рабочая программа рассчитана на преподавание 1 час в неделю в общеобразовательных классах. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса, содержание программы, тематическое планирование и материально-техническое обеспечение программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_fakultativnogo_kursa_6_klass.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса по математике

«По ступенькам математики»

Класс __6__

Ф. И.О. учителя:

Баринова Елена Валерьевна

Пояснительная записка

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»

М.В. Ломоносов

Данная программа факультативного курса для 6 класса составлена на основе:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. – 48 с. - (Стандарты второго поколения)
  3. Образовательная программа МБОУ СОШ №2 на 2013-2014 учебный год.
  4. Учебный план МБОУ СОШ №2 на 2013-2014 учебный год.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа за год, по 1 занятию в неделю.

Преподавание математики в 6-х классах ведется по УМК Н.Я. Виленкина, и др. В состав учебно-методического комплекта «Математика-6» (авт. Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд) входят следующие книги:

  1. Программа «Математика» 5-6 классы. Авт. - сост. В.И. Жохов.
  2. Учебник «Математика» 6 класс. Авт.: Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.
  3. Методические рекомендации для учителя. Преподавание математики в 5-6 классах. Автор В.И. Жохов.
  4. Рабочая тетрадь «Математика» 6 класс (в двух частях). Автор В.Н. Рудницкая.
  5. Контрольные работы «Математика» 6 класс. Авт.: В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева.
  6. Математический тренажер, 6 класс. Авт.: В.И. Жохов, В.Н. Погодин.

Классы, для которых написана данная рабочая программа, общеобразовательные, поэтому каких-либо особенностей, на которые стоит обратить внимание при обучении, нет.

Обучение математике в школе направлено на получение, обработку и закрепление математических знаний, их применение в реальной жизни. Этап изучения предмета в 5-6 классе очень важен и значим, т.к. в процессе усвоения материала формируется основной понятийный математический аппарат, совершенствуются вычислительные навыки, развивается умение работать с дробями и процентами, решать простейшие линейные уравнения, приобретаются начальные геометрические знания.

В силу возраста на этом этапе очень важно заинтересовать учащихся, дать понять, что математика – это не скучная наука, развивая стремление и активность при изучении предмета. Немаловажную роль в этом процессе играют факультативные занятия, на которых можно рассмотреть темы, не включенные в программу изучения предмета, но весьма интересные и познавательные.

Данная программа составлена с учетом этих особенностей, и включает в себя не только уроки-игры и математические соревнования, но и содержит занятия, основанные на работе с историческими сведениями и этапами развития «царицы всех наук» - математики.

Цели обучения:

- развитие познавательного интереса к обучению математике;

- развитие логического мышления как основного инструмента для решения математических заданий, памяти, внимания;

- формирование навыков решения нетрадиционных заданий и задач;

- выработка навыков устной монологической речи;

- вовлечение обучающихся в учебный процесс посредством создания проблемных учебных ситуаций;

- развитие умений поиска информации по интересующей теме и работы с ней.

Формы работы, применимые на уроках, разнообразны – и индивидуальная, и парная, и групповая.

На факультативных занятиях очень большую роль играет зрительное восприятие информации, поэтому в процессе обучения необходима демонстрация презентаций, иллюстраций, графиков, и прочего наглядного материала.

Планируемые результаты освоения факультативного курса «По ступенькам математики»

 В результате прохождения программы данного курса обучающиеся должны:

- иметь представление об основных этапах развития математики как науки;

- знать выдающихся математиков древности и современности и основные сведения о них;

- уметь применять методы и приемы решения нетрадиционных заданий, ориентированных на шестиклассников;

- расширить понятие числа, узнать новые системы счисления;

- углубить знания о делимости чисел, узнать признаки делимости, не рассматриваемые в учебнике, решать задачи на делимость;

- знать основные приемы и методы решения олимпиадных задач;

- развивать понятия, связанные с теорией вероятности и комбинаторикой, применять их при решении задач;

- мотивированно подходить к дальнейшему изучению предмета.

Содержание программы

Раздел 1. Математика в древности (3 ч.)

  1.  Древний Восток (1 ч.)

1.2 Древняя Греция (1 ч.)

1.3 Древняя Индия (1 ч.)

Раздел 2. Системы исчисления (4 ч.)

2.1 Десятичная и двоичная системы счисления (2 ч.)

2.2 Восьмеричная и шестидесятеричная система счисления (2 ч.)

Раздел 3. Делимость чисел (8 ч.)

3.1 Признаки делимости на 4,6,7,8,11 (3 ч.)

3.2 Нахождение НОД и НОК способом Евклида (2 ч.)

3.3 Решение задач на нахождение НОК и НОД чисел  (2 ч.)

3.4 Математический брейн-ринг (1 ч.)

Раздел 4. Решение олимпиадных заданий (6 ч.)

4.1 Задачи на проценты (2 ч.)

4.2 Задачи на делимость (1 ч.)

4.3 Старинные задачи (1 ч.)

4.4 Решение логических задач с помощью таблиц (2 ч.)

Раздел 5. Решение нетрадиционных задач (6 ч.)

5.1 Задачи-шутки, сказки и старинные истории (2 ч.)

5.2 Угадывание чисел (1 ч.)

5.3 Задачи на переливание (2 ч.)

5.4 Задачи на бассейны (1 ч.)

Раздел 6. Элементы комбинаторики и теории вероятности (7 ч.)

6.1 Перестановки (2 ч.)

6.2 Размещения (2 ч.)

6.3 Сочетания (2 ч.)

6.4 Итоговый урок-соревнование «Юные математики»

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Примечание

Раздел 1. Математика в древности (3 ч.)

1

Математика на Древнем Востоке

2

Ученые-математики Древней Греции

3

Математики Древней и средневековой Индии

Раздел 2. Системы исчисления (4 ч.)

4

Десятичная и двоичная системы счисления

5

Перевод из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления

6

Восьмеричная и шестидесятеричная система счисления

7

Перевод из восьмеричной в десятичную систему счисления

Раздел 3. Делимость чисел (8 ч.)

8

Признаки делимости на 4, 6 и 8

9

Признаки делимости на 7, 11 и 13

10

Признаки делимости на числа от 2 до 11

11

Нахождение НОД по Евклиду

12

Нахождение НОД и НОК чисел

13

Решение задач на НОК и НОД

14

Решение задач на НОК и НОД

15

Математический брейн-ринг

Раздел 4. Решение олимпиадных заданий (6 ч.)

16

Задачи на проценты

17

Задачи на проценты повышенной сложности

18

Задачи на делимость

19

Старинные задачи

20

Решение логических задач с помощью таблиц

21

Решение логических задач с помощью таблиц

Раздел 5. Решение нетрадиционных задач (6 ч.)

22

Задачи-шутки

23

Сказки и старинные истории

24

Угадывание чисел

25

Задачи на переливание

26

Задачи на переливание

27

Задачи бассейны

Раздел 6. Элементы комбинаторики и теории вероятности (7 ч.)

28

Перестановки

29

Решение задач на перестановки

30

Размещения

31

Решение задач на размещения

32

Сочетания

33

Решение задач на сочетание

34

Итоговый урок-соревнование «Юные математики»

Материально-техническое обеспечение программы

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

1.        Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Серия: Стандарты второго поколения М: Просвещение, 2011. – 352с.

2.        Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования (Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. – 48 с. (Стандарты второго поколения)

3.        Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2011. – 288 с.

4. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки / Под ред. М.К. Потапова. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987. – 176 с.

5. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. – М.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1958. – 167 с.

6. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. – М.: Айрис-Пресс, 2009. – 256 с.

Технические средства обучения:

- компьютер мультимедийный;

- мультимедийный проектор Benq;

- экран проекционный;

- интерактивная приставка Mimio Teach.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ЕГЭ» 11 класс

   Программа предназначена для подготовки учащихся 11 класса к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ и рассчитана на 35 часов. Она содержит систематизацию и обобщение знаний уч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА « Познавательный английский» в 5 классе

Рабочая программа факультативного курса "Познавательный английский" в 5классе...

Рабочая программа факультативного курса по литературе 5 (6) класс "Чем пахнут ремёсла?"

Факультативный курс по литературе направлен на знакомство учащихся с различными профессиями через художественные произведения русских и зарубежных писателей....

Рабочая программа факультативного курса для учащихся 8-11 классов "Основы программируемой электроники"

Цель создания курса:Создание условий для развития научно-технического творчества учащихся.Учебный курс дает освоить основные приемы конструирования  и программирования управляемых электронных уст...

Рабочая программа факультативного курса для подготовки обучающихся 11 класса к ЕГЭ по биологии

Программа факультативного курса «РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ», 11 класс, 34 часа...

Рабочие программы факультативного курса "Анализ текста" для 8 класса и кружка "Юный филолог. Основы проектной деятельности" для 5-7 класса

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научитьс...